Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Методы исследования.



 

Особенности работы над жанром фортепианного трио в творчестве венских классиков


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

Глава I. Развитие жанра фортепианного трио в контексте основных стилевых тенденций в европейской музыке второй половины XVIII – начале XIX веков

1.1 Особенности развития клавирной музыки в музыкальной культуре Европы XVIII – начала XIX веков

1.2 Становление жанра фортепианного трио в музыке классицистских композиторов

Глава 2. Фортепианное трио в творчестве крупнейших представителей венского классицизма: проблема исполнительской интерпретации

2.1 В.А. Моцарт Фортепианное трио C-dur К. 548.

2.2 Й. Гайдн Фортепианное трио № 7 e-moll

Заключение

Список литературы


 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследованияобусловлена целью и задачами современных китайских и российских педагогики искусства игры в фортепианном ансамбле, постоянно сталкивающимися со все более обширным и сложным конгломератом технических и художественных задач, прежде всего, связанных с корректностью интерпретации музыкального стиля каждого конкретного произведения становящегося все более обширным репертуара. Достижение подобного уровня интерпретации представляется возможным только при наличии у каждого участника ансамбля целостного представления о жанровой и стилевой специфике сочинения, принципах взаимодействия партий участвующих голосов, эстетических критериях звучания ансамбля, определяющих адекватный музыкальному материалу комплекс выразительных средств и методы работы над достижением ансамблевой слаженности.

В такой ситуации принципиально важным становится наличие подробных методико-исполнительских исследований, посвященных наиболее значимым ансамблевым камерно-инструментальным репертуарным сферам. И здесь, приходится констатировать, что многие из них все еще не получили адекватного освещения в научной методической литературе. В том числе это справедливо и по отношению к сочинениям, относящимся к жанру фортепианного трио эпохи венского классицизма.

Данные фортепианные трио входят в репертуар ведущих исполнителей мира, и, что особенно, важно они составляют важнейшую часть учебного репертуара в классе камерного ансамбля в средних и высших учебных звеньях образовательной системы, однако же в научной методической литературе они освещены в совершенно незначительной степени.

Так, рассуждая о степени изученности, рассматриваемой нами темы, можно сказать, что, безусловно, жанр фортепианного трио кратко характеризуется в трудах историков музыки, рассматривающих в целом камерно-инструментальное творчество венских классицистов. В частности следует отметить фундаментальные работы А.А. Альшванга, А. Вернера-Йенсена, М.С. Друскина, Ю.В. Келдыша, В.Д. Конен, Ю.А. Кремлева, А.С. Рабиновича, Ч. Розена, Л.В. Кириллиной, Кейрлингера и многих других. Однако на основании изучения этих работ в силу их направленности, можно составить представления только об образном строе и общих стилевых чертах камерно-инструментальной музыки венских классицистов.

Вместе с тем, среди них следует выделить работы Л.В, Кириллиной, посвященные особенностям исполнительского стиля (в широком спектре исполнительских направлений) в эпоху классицизма, позволяющие составить представление об эстетических требованиях той эпохи, особенностях музыкального мышления и импровизации.

Достаточно много научной музыковедческой литературы посвящено специфике развития клавирной музыки в эпоху классицизма. В частности, следует выделить работы У Сук Енг, Е.В. Безрядиной, М.А. Гареевой, С.М. Стуколкиной, В.В. Есакова, Е.С. Фоменко, А.И. Янкус и других.

В отношении интерпретации клавирной музыки эпохи Венского классицизма следует выделить работы И.П. Сусидко и В.В. Троппа, посвященные клавирным сочинениям В.А. Моцарта и Й. Гайдна, соответственно.

Особенного внимания заслуживают труды У Сук Енга, прежде всего, диссертационное исследование «Фортепианная программная музыка в истории культуры: Проблема взаимодействия искусств», в котором представлено подробное освещение динамики изменения восприятия композиторами, исполнителями и публикой выразительных возможностей фортепиано. И представленные в диссертации материалы дают возможность составить представление о некоторых эстетических критериях реализации выразительного потенциала инструмента в эпоху классицизма. Однако основное содержание работы сосредоточено, прежде всего, на сольном концертировании на инструменте.

Не менее важно отметить диссертационное исследование Е.В. Безрядиной «Формирование классического стиля в клавирной музыке XVIII века», материалы которого дают возможность составить представление о специфике подбора выразительных средств и их совершенствования в процессе исполнительского разбора классицистской клавирной музыки. Однако в диссертации в силе ее тематике не рассмотрены подробно фортепианные партии в ансамблевых сочинениях. Следует также отметить и диссертацию Е.С. Фоменко «Каденция в фортепианном концерте эпохи венского классицизма» также проливающая свет на некоторые особенности адекватной исполнительской интерпретации сочинений В.А. Моцарта.

В отношении же научный трудов по истории, теории и практике ансамблевого музицирования, следует заметить сконцентрированность интересов исследователей в основном на творчестве персоналий, как правило, крупнейших деятелей эпохи классицизма, как например, диссертационное исследование В.В, Есакова «Сонаты для клавира и скрипки В.А. Моцарта: особенности жанра и исполнительской интерпретации».

Таким образом, жанр классицистского фортепианного трио получил совершенно недостаточное освещение в современной научной литературе, не говоря уже о его анализе в ракурсе исполнительской работы. Впрочем, в качестве исключения важно выделить статью музыковеда А.Л. Хохловой «О некоторых чертах театральности в клавирных трио Йозефа Гайдна», позволяющую углубить представление о возможностях интерпретации образного содержания в исследуемом нами жанре в творчестве Й. Гайдна. А также диссертационное исследование этого же автора под названием «Игровое пространство-время в клавирных трио Йозефа Гайдна», которое на данный момент является наиболее близким тематике нашего исследования. Впрочем в нем также в недостаточной степени раскрыта проблема методико-исполнительской работы над сочинением.

Соответственно, объектом данного исследование является жанр фортепианного трио в творчестве композиторов эпохи венского классицизма.

Предмет исследования – содержание исполнительской работы участников трио над сочинениями эпохи классицизма.

Гипотеза исследования –предположение, что исполнительская работа пианиста над фортепианными трио композиторов-представителей Венского классицизма будет эффективной в том, случае если:

- в процессе работы над музыкальным материалом сочинения будут учтены определяемые историческим стилем артикуляционные, динамические и колористические стандарты эпохи и, в частности, понимания выразительной специфики инструментов в расчете на которые создавали свою музыку композиторы эпохи Венского классицизма.

- принципы взаимодействия голосов участников ансамбля и принципов их тембровой дифференцаиции, как главного фактора, определяющего распределение функций в условиях гомофонно-полифонической фактуры.

Цель исследования – сформировать целостное представление о специфике жанра фортепианного трио в творчестве композиторов эпохи Венского классицизма и эффективных приемах работы над фортепианной партией и ансамблевой слаженностью современны пианистов.

Задачи исследования:

- рассмотреть процесс развития клавирной музыки в музыкальной культуре Европы XVIII – начала XIX веков;

- изучить становление жанра фортепианного трио в музыке классицистских композиторов;

- провести комплексный методико-исполнительский анализ Фортепианного трио C-dur К. 548. В.А. Моцарта и Фортепианного трио № 7 e-moll Й. Гайдна;

- сравнить известные исполнения данных сочинений камерно-инструментальными ансамблями прошлого и современности.

Методологическую основу исследованиясоставили теории и взгляды таких специалистов как:

- Б.В. Асафьев, Е.В. Назайкинский, М.С. Друскин, М.К. Михайлов, В.Н. Холопова, Ю.Н. Холопов, Т.Н. Бершадская, Н.С. Гуляницкая (вопросы аналитического музыкознания и, в частности, комплексного музыкально-теоретического анализа);

- Ю.В. Келдыш, Л.В. Кириллина, Ю.А. Кремлев, В.Д. Конен, Т.В. Ливанова, Ю.А, Фортунатов, Г.А. Чичерин (история развития музыкального искусства в эпоху классицизма);

- У Сук Енг, Е.В. Безрядина, М.А. Гареева, С.М. Стуколкина, Б.Б. Бородин, М.А Гареева, В.В. Есаков, А.И. Янкус (вопросы истории клавирной и камерно-инструментальной музыки в творчестве венских классиков);

- А.Д. Алексеев, А.Б. Гольденвейзер, С.Е. Фейенберг, Г.Г. Нейгауз, Чжао Сяошен, Е.С. Фоменко, Г.М. Коган и др. (вопросы исполнительской интерпретации клавирной камерно-ансамблевой музыки эпохи классицизма)

Методы исследования.

Теоретические: компаративный метод, индуктивный и дедуктивный методы применялись при определении общих тенденций в развитии фортепианного и инструментального камерно-ансамблевого искусства в творчестве композиторов эпохи Венского классицизма, и частных особенностей в творчестве наиболее ярких представителей классицистской школы, целостный музыкально-теоретический анализ применялся по отношению к Фортепианному трио C-dur К. 548 В.А. Моцарта и Фортепианному трио № 7 e-moll Й. Гайдна.

Эмпирические: личное участие в исполнении указанных сочинений, изучение аудио- и видеозаписей исполнений сочинения.

Материалы исследованиясоставили ноты Фортепианного трио C-dur К. 548. В.А. Моцарта и Фортепианного трио № 7 e-moll Й. Гайдна, а также аудио- и видеозаписи этих сочинений таких исполнителей как: The Arion Trio, Trio Florestan, Trio Gryphon, Трио Д. Баренбойма, Н. Цнайдера, К. Злотникова и других.

Научная новизнаисследования обусловлена тем, что в нем:

- определены основные тенденции в развитии понимания выразительных возможностей фортепиано у композиторов эпохи венского классицизма;

- выявлены особенности аутентичных эпохе создания фортепианных трио исполнительские приемы игры на фортепиано;

- изучены основные принципы организации взаимодействия партий в фортепианных трио композиторов-венских классиков;

- посредством исполнительского анализа фортепианных трио определены наиболее эффективные методы работы пианиста над интерпретацией произведений и методов достижения ансамблевой слаженности.

Теоретическая значимостьисследования обусловлена тем, что оно позволяет сформировать целостное представление о стилевых, технических и художественных принципах реализации выразительных возможностей фортепиано в камерно-ансамблевой (в том числе, в жанре трио) музыке венских классиков, что открывает возможность более глубокого понимания исторического процесса становления фортепианного искусства и возможностей индивидуальной интерпретации данного музыкального материала.

Практическая значимостьисследования обусловлена тем, что материалы его теоретической части могут быть использованы учащимися фортепианных классов всех ступеней образовательной системы в процессе изучения таких дисциплин как «История музыки», «История исполнительства» при изучении классико-романтического периода. Материалы второй главы, содержащей результаты методико-исполнительского анализа могут быть использованы учащимися фортепианных классов в процессе самостоятельной и в классе камерного ансамбля работы над партиями в фортепианных трио композиторов классицистской эры.

Структура исследования: введение, две главы (теоретическая и методиико-исполнительская по два раздела в каждой), заключение, список литературы.


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс / Б.В, Асафьев. – М.: Книга по требованию, 2012. – 376 с.

2. Безрядина Е.В. Формирование классического стиля в клавирной музыке XVIII века : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Безрядина Елена Вячеславовна; [Место защиты: Сарат. гос. консерватория им. Л.В. Собинова].- Оренбург, 2009.- 204 с.

3. Визель 3. Становление мажоро-минора в квартетах Й. Гайдна // Проблемы лада и гармонии. М., 1981. С. 95-110. (Сб. трудов ГМПИ им. Гнеси-ных. Вып. 55.)

4. Гайдамович Т. Инструментальные ансамбли. М.: Музгиз, 1960 - 55с.

5. Гайдамович Т. Русское фортепианное трио. М.: Музыка, 1993- 263с.

6. Гареева М.А. Художественные компоненты смысловой организации фортепианных сонат В.А. Моцарта: диссертация ... кандидата : 17.00.02 / Гареева Маргарита Айратовна;[Место защиты: ФГБОУ ВО «Российская академия музыки имени Гнесиных»], 2018.- 202 с.

7. Демченко, А. Западноевропейское искусство. Барокко и Романтизм Текст. / А.И. Демченко. Избранные статьи о музыке. Вып. 1. — Саратов: изд-во СГК, 2003. 144с.

8. Диденко, Н. Формирование инструментальной фактуры в органной музыке Германии XV-XVIH веков Текст. / Н.М. Диденко. Автореф. дис. . канд. искусств. Ростов-на-Дону, 1995. 24с.

9. Друскин, М.С. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии XVI-XVIII веков Текст. / М.С. Друскин. JL: Гос. муз. изд-во, 1960. 283с.

10. Конен В.Д Этюды о зарубежной музыке Текст. / В.Д. Конен. Изд. 2-е доп. -М.: Музыка, 1975. 480с.

11. Копцик, В., Рыжов, В., Петров, В. Этюды по теории искусства: Диалог естественных и гуманитарных наук Текст. / В. Копцик, В. Рыжов, В. Петров. М.: изд-во ОГИ, 2004. 368с.

12. Копчевский, Н. Клавирная музыка. Вопросы исполнения Текст. / Н. Коп-чевский. -М.: Музыка, 1986. 96с.

13. Кириллина, Л. В. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX века. Ч. 2: Музыкальный язык и принципы музыкальной композиции [Текст] / Л. В. Кириллина. - М.: Композитор, 2007 - 224 с.

14. Кириллина, Л. В. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX века. Ч. 3: Поэтика и стилистика [Текст] / Л. В. Кириллина. - М.: Композитор, 2007 - 376 с.

15. Кириллина, Л. В. Метаморфозы менуэта [Текст] / Л. В. Кириллина // Музыкальная академия. - 1998. - № 1. - С. 133-136.

16. Кириченко, П. В. Семантические аспекты работы исполнителя с музыкальным текстом (на примере клавирных произведений XVII-XVIII вв.) [Текст] : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / П. В. Кириченко. - Уфа, 2002. - 250 с.

17. Кремлев Ю.А. В.А. Моцарт. М., Молодая Гвардия, 1958. 288 с.

18.  Кремлев Ю.А. И. Гайдн. Очерк жизни и творчества. М., Музыка, 1972. 318 с.

19. Кудряшов, А. Теория музыкального содержания. Художественные идеи европейской музыки XVII-XX вв. Текст. / А.Ю. Кудряшов. Учебное пособие. СПб.: изд-во Лань, 2006. 432с.

20. Кузнецов, И. Ранний фортепианный (клавирный) концерт Текст. / И. Кузнецов // Вопросы музыкальной формы: Сб. ст. Вып. 3 (Ред.-сост. В. Протопопов).-М.: Музыка, 1977. 270с. С. 156-185.

21. Курт, Э. Основы линеарного контрапункта: Мелодическая полифония Баха Текст. / Э. Курт (пер. с нем. 3. Эвальд под ред. Б.В. Асафьева). М.: Гос. муз. изд-во, 1931. 304с.

22. Либерман, Е. Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом [Текст] / Е. Я. Либерман. - М. : Музыка, 1988. - 240 с.

23. Ливанова Т.Н. Западно-европейская музыка XVII-XVIII веков в ряду искусств. Исследование. М.: Музыка, 1977.

24. Ливанова, Т. История западноевропейской музыки до 1789 года Текст. / Т.Н. Ливанова. Учебник в 2-х т. Т. 2. XVIII век изд. 2-е перераб. и доп. — М.: Музыка, 1982. 622с.

25. Луцкер П. Классицизм // Музыкальная жизнь, 1991 № 3. С. 21-22.

26. Луцкер, П. В. Моцарт и его время [Текст] / П. В. Луцкер, И. П. Сусидко. - М. : Классика-XXI, 2008. - 624 с.

27. Лушин, С. В. Аристократическое музицирование на виолончели [Текст] / С. В. Лушин // Старинная музыка. - 2004. - №3-4. - С. 28-30.

28. Митрофанов, П. П. История Австрии с древнейших времен до 1792 г. [Текст] / П. П. Митрофанов. - 2-е изд. - М. : Едиториал УРСС, 2003. - 160 с.

29. Мнацаканова, Е. А. Дивертисмент [Текст] / Е. А. Мнацаканова // Музыкальная энциклопедия : в 6 т. - М. : Сов. энциклопедия, 1974. - Т. 2. - Стб. 237.

30.  Моцарт, В. А. Письма [Текст] : [пер. с нем., франц., итал., лат.] / В. А. Моцарт. -М. : Аграф, 2000. - 448 с. -

31. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки.— М.: Сов. композитор, 1978. С. 16-28.

32. Мазель Л.А. Строение музыкального произведения. М.: Музыка, 1986. — 528с.

33. Манукян И. Трио // Музыкальная энциклопедия. Т. 5.- М.: Советская энциклопедия, 1981. С. 606.

34. Мартынов В. Время и пространство как факторы музыкального формообразования // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве.- Л.: Наука, 1974.-299с.

35. Матвеева Е. Итальянские оперы Гайдна // Музыкальная академия, 2000 № 4. С. 73-80.

36. Медушевский В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. С. 80-136.

37. Медушевский В. Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980. С. 100—185.

38. Медушевский В. Интонационная форма музыки.- М.: Музыка, 1993. С. 28-59.

39. Михайлов A.B. Античность как идеал и культурная реальность XVIII-XIX веков // Античность как тип культуры. Ред. А.Ф. Лосева. М.,1988.

40.  Михайлов A.B. Из источника великой культуры // Золотое сечение. Австрийская поэзия XIX-XX веков в русских переводах. М, 1988, с.5-37.

41. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII, XVIII веков.- М.: Музыка, 1971.-688с.

42. Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. Келдыш.— М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 552.

43. Нагина, Д. А. В. А. Моцарт и концерт-академия в музыкальной культуре эпохи Классицизма [Текст] / Д. А. Нагина // Учёные записки Российской академии музыки имени Гнесиных. - 2015. - № 4 (15). - С. 44-52.

44. Назайкинский, Е. В. Логика музыкальной композиции [Текст] / Е. В. Назайкинский. -М. : Музыка, 1982. - 319 с.

45. Назайкинский, Е. В. Стиль и жанр в музыке [Текст] / Е. В. Назайкинский. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 248 с.

46.  Назарова, Е. М. Венский капельмейстер Иоганн Генрих Шмельцер и светская музыка при дворе императора Леопольда I [Текст]: дис. ... канд. искусствоведения / Е. М. Назарова. - М., 2017. - 212 с.

47. Насонов, Р. А. Музыкальная жизнь Рима середины XVII века сквозь призму теоретического трактата [Текст] / Р. А. Насонов // Старинная музыка: Практика. Аранжировка. Реконструкция : материалы научно-практической конференции / сост. и ред. Р. А. Насонов, М. Л. Насонова. - М. : Преет, 1999. - С. 157-165.

48.  Насонов, Р. А. Прелюдийные жанры и становление клавирной композиции (2-я половина XVI-XVII вв.) [Текст] / Р. А. Насонов, М. Л. Насонова // SATOR TENET OPERA ROTAS. Юрий Николаевич Холопов и его научная школа (к 70-летию со дня рождения) : сборник статей / ред.-сост. В. С. Ценова. - М. : МГК, 2003. - С. 114-123.

49. Новак, Л. Йозеф Гайдн. Жизнь, творчество, историческое значение [Текст] / Л. Новак ; [пер. с нем. Д. Каравкина, Вс. Розанов]. - М. : Музыка, 1973. - 448 с., 8 л. ил.

50. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.- 83 с.

51. Протопопов В. Полифония Й. Гайдна // История полифонии. Вып. 3. — М.: Музыка, 1970. С. 319-345.

52. Пушнова Н. Карнавал // Музыкальная жизнь, 1990 № 6. С. 17.

53. Рабинович А. Гайдн. М.: Музыкальный сектор, 1930 - 35с.

54. Рагс Ю. Теоретическое музыкознание.- М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1983. -63с.

55. Раабен, Л. Н. Виолы // Муз. энциклоп. М., 1973. Т. 1. - С. 798-799.

56.  Раабен, Л. Н. История русского и советского скрипичного искусства. Л.: Музыка, 1978. - 200 с.

57. Рубаха Е. Контрданс. Его особенности, истоки и воздействие на музыку венских классиков // Музыка и хореография современного балета. Вып. 4. М., 1982.

58.  Рубаха Е. Финал инструментального цикла венских классиков как художественное претворение контрданса. М., 1983.

59. Сахарова Г. Формирование сонатного цикла в болонской скрипичной школе XVII века // Из истории зарубежной музыки. Вып. 4. М., 1980.

60. Сахарова Г. Формирование сонаты в итальянской скрипичной школе первой половины XVII века // Историко-теоретические вопросы западноевропейской музыки. Вып. 4. М., 1978.

61. Сигети Й. Скрипичные сонаты Бетховена // Сигети Й. Воспоминания. Заметки скрипача. М., 1969.

62. Стуколкина С. Соната для клавира и фортепиано в творчестве композиторов Австрии второй половины XVIII — начале XIX веков. Дисс. . канд. иск. М., 2002.

63. Сусидко И. Клавирные вариации Моцарта: игра по правилам или игра правилами? // В. А. Моцарт. Вопросы стиля. Сб. статей: РАМ им. Гнесиных. Вып. 135. М., 1996.

64. Сусидко, И. П. Моцарт-вундеркинд: первые шаги в композиции [Текст] / И. П. Сусидко // Моцарт и моцартианство: сб. ст., г. Ростов-на-Дону, РГК им. С. В. Рахманинова / ред.-сост. А. М. Цукер. - М.: Композитор, 2007. - С. 5766.

65. Сусидко, И. П. Новые тенденции в моцартоведении последних десятилетий [Текст] / И. П. Сусидко, П. В. Луцкер // Южно-Российский музыкальный альманах. - 2006. - № 1. - С. 9-13.

66. Тараева, Г. Р. Интерпретация музыкального содержания: конвенции культуры и модификации [Текст] / Г. Р. Тараева // Музыкальное содержание: современная научная интерпретация: сб. науч. ст. - Ростов-на-Дону: РГК им. С. В. Рахманинова, 2006. - С. 46-79.

67. Тараева, Г. Р. Содержание музыки и музыкальная семантика в историко-культурной динамике [Текст] / Г. Р. Тараева // Музыкальное содержание: наука и педагогика: материалы III Всероссийской научно-практической конференции 26-29 апреля 2004 г., г. Уфа, УГАИ им. З. Исмагилова / отв. ред.-сост. и науч. ред. Л. Н. Шаймухаметова. - Уфа, 2005. - С. 26-49.

68. Тропп В. Клавирные сонаты Гайдна. К проблеме формирования жанра и эволюции стиля. Дисс. канд. иск. М., 2001.

69. Фейнберг, С. Е. Пианизм как искусство [Текст] / С. Е. Фейнберг ; ред. Л. Е. Фейнберг и В. А. Натансон, вступ. ст. В. А. Натансон. - 2-е изд., доп. - М. : Музыка, 1969. - 598 с.

70. У Сук Енг. Фортепианная программная музыка в истории культуры (Проблема взаимодействия искусств) : Дис. ... канд. культурологических наук : 24.00.01 : Москва, 2003 146 c.

71. Фоменко Е.С. Каденция в фортепианном концерте эпохи венского классицизма : 17.00.02 Фоменко, Елена Станиславовна Каденция в фортепианном концерте эпохи венского классицизма (Историко-источниковедческий анализ) : Дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 СПб., 2005 355 с.

72. Холопов Ю. Принципы классификации музыкальных форм // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров.- М.: Музыка, 1971. С. 17-48.

73. Холопова, В. Н. Музыка как вид искусства [Текст] : учебное пособие для студентов вузов искусств и культуры / В. Н. Холопова ; МГК им. П. И. Чайковского. - 4-е изд., испр. - СПб : Планета музыки, 2014. - 319 с.

74. Холопова, В. Н. Специальное и неспециальное музыкальное содержание [Текст] / В. Н. Холопова // Общая теория музыки. - 2014. - № 1. - С. 14-24.

75. Холопова, В. Н. Теории музыкального содержания, музыкальной герменевтики, музыкальной семантики: сходство и различия [Текст] / В. Н. Холопова // Журнал Общества теории музыки. - 2014. - № 5. - С. 20-42.

76. Холопова, В. Н. Феномен музыки [Текст] / В. Н. Холопова. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2014. - 384 с.

77. Хохлова, А. Л. О некоторых чертах театральности в клавирных трио Йозефа Гайдна [Текст] / А. Л. Хохлова // Проблемы музыкальной науки. - 2012. -№ 1 (10). - С. 126-128.

78. Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений: Рондо в его историческом развитии. М., 1988.85 .Цуккерман В. А. Общие принципы развития и формообразования в музыке. Простые формы. М., 1980.

79. Чёрная, Е. С. Моцарт и австрийский музыкальный театр [Текст] / Е. С. Чёрная ; общ. ред. Б. В. Левика. - М. : Музыка, 1963. - 432 с.

80. Чернова, Т. Ю. Драматургия в инструментальной музыке [Текст] / Т. Ю. Чернова. - М. : Музыка, 1984. - 144 с

81. Черная М. Р. Полифония в камерных жанрах клавирной музыки В. А. Моцарта и традиции XVIII века (вопросы теории и исполнительства). Дисс. . канд. иск. М., 1994.

82. Чигарева Е. И. Семантика сонатной композиции в фортепианных концертах Моцарта // Проблемы историко-стилевой эволюции: гармония, форма, жанр. Новосибирск, 1994.

83.  Чигарёва, Е. И. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени [Текст] / Е. И. Чигарёва. - М. : Едиториал УРСС, 2000. - 280 с.

84. Чигарева Е.И. Организация выразительных средств как основа индивидуальности музыкального произведения. На примеретворчества Моцарта последнего десятилетия. Дисс. канд. искусствоведения. М., 1975.

85. Чигарева Е.И. Моцарт в контексте культуры его времени. Художественная индивидуальность. Семантика. Дисс. доктора искусствоведения. МД998.

86. Чичерин Г.В. Моцарт. Л.: Музыка, 1970.

87. Шушкова, О. М. Раннеклассическая музыка: эстетика, стилевые особенности, музыкальная форма [Текст] / О. М. Шушкова. - Владивосток : Изд-во Дальневосточного университета, 2002. - 240 с.

88. Щербакова, Т. А. Музыка быта - мифологическая почва искусства [Текст] / Т. А. Щербакова // Бытовая музыкальная культура: история и современность : тезисы докладов научной конференции. - Ростов-на-Дону : РГК, 1995. - С. 21-23.

89. Эйнштейн А. Моцарт: Личность, творчество. М., Музыка, 1977. -453 с.

90. Эррио Э. Жизнь Бетховена. М., Музыка, 1975. 350 с.1. Зарубежные источники

91. Янкус, А. И. Полифоническое письмо в струнных квартетах Й. Гайдна [Текст]: дис. ... канд. искусствоведения / А. И. Янкус. - Петрозаводск, 2003. - 291 с.

92. Abert, H. W. A. Mozart [Текст] : Neubearbeitete und erweiterte Ausgabe von Otto Jahns «Mozart». Erster Theil / H. Abert. - Leipzig : Breitkopf & Härtel, 1921. - 1035 S.

93. Adler, G. Die Kaiser Ferdinand III, Leopold I, Joseph I, und Karl VI als Tonsetzer und Förderer der Musik [Текст] / G. Adler // Vierteljahresschrift für Musikwissenschaft, VIII. -1892. - S. 252-274

94. Holmes E. The Life of Mozart. London, 1878. P. 100-316.

95. Kelli M. Reminiscences. London, 1826. P. 83-240.

96. Kirnberger I. Die Kunst der reinen Satzes in der Musik. Bd.l, 2. Berlin, 1773.

97. Kloppers J. Die Interpretation und Wiedergabe der Orgelwerke Bachs. Diss. Frankfurt, 1965.

98. Landon H.Ch. R. Joseph Haydn als Opernkomponist und Kapellmeister // Joseph Haydn in seinerzeit. Eisenstadt, 1982. P. 172-249.

99. Rampe, S. Mozarts Claviermusik. Klangwelt und Aufführungspraxis [Text] : ein Handbuch / S. Rampe. - Kassel ; Basel ; London [etc.] : Bärenreiter, 1995. -402 S.

100. Ratner, L. Topical Content in Mozart's Keyboard Sonatas [Text] / L. Ratner // Early Music. - 1991. - Vol. 19, No. 4. - P. 615-619.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.