Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Студия при театре КС. Доклад Елены Николаевой



Студия при театре КС

Доклад Елены Николаевой

17.04.20

Омский Государственный Музыкальный Театр

Прочитав задание: (* Сделать небольшой доклад о любом омском театре) я сразу, не раздумывая поняла о каком театре буду писать и конечно же это мой самый, самый с детства – Омский музыкальный театр. (до сих пор храню с этого театра программки разных спектаклей на которые ходила и хожу).

Впервые я посетила этот театр в 1990 г. мне было 4 года т.к. в Омск приехал Госуда́рственный академи́ческий теа́тр и́мени Е.Б. Вахта́нгова — драматический театр в Москве. Я с родителями пошла на концерт моего 3 брата – Алексея он в то время работал в оркестре Вахтанговского театра, играл на трубе. Потом впервые увидела «Лебединое озеро» и пошло, поехало…))). И вот так, с тех пор началась моя творческая жизнь, вот так я познакомилась с искусством и соответственно с балетом (хореографией), даже сохранилось мое сочинение (мне 9-10 лет) из школы искусств № 3 где я училась (нашла и сейчас поделюсь, может Вам будет интересно почитать, вот, что ещё связывает меня с музыкальным театром))))).

«…Балет призван воспитывать в людях эстетическое чувство, будить в душе человека самые лучшие эмоции – благородство, радость жизни, верность в любви и дружбе, порыв к счастью…» С искусством балета я познакомилась когда была совсем маленькой. Моя мама то же училась в свое время в балетной школе и даже сейчас очень хорошо играет на фортепиано а папа артист «Омского хора». Мне часто приходилось бывать на концертах и репетициях. Часто мы ходили на концерты профессиональных исполнителей на спектакли нашего музыкального театра, на концерты Омского хора в Концертном зале. А когда приходили домой, я повторяла некоторые запомнившиеся мне движения из танцев. Я мечтала, что буду работать в балетной группе Омского хора. Мне тогда было 5 лет и меня записали в детскую балетную студию ДК «Химик». Руководителем у нас была Людмила Антоновна. Под ее руководством я прозанималась год, а в 1992 году по ее рекомендации, меня приняли на хореографическое отделение школы искусств № 3. Для меня это было большим событием. Школа искусств для меня является окном в мир прекрасного. Не смотря на то, что порой бывает трудно, я каждый раз выхожу с чувством удовлетворения, что еще научилась новому и усталость быстро проходит. Опять хочется вернуться в балетный класс. В школе искусств я научилась слушать и понимать классическую музыку. Научилась играть на фортепиано, танцевать. Когда я вынуждена из-за болезни пропускать занятия, мне очень грустно, чего-то не хватает и хочется поскорей вернуться в класс, на занятие. Всё думаю, что когда-то закончим школу, всё чему мы научились останется с нами на всю жизнь.».  

Омский государственный музыкальный театр ведет свою историюс 1946 года, когда распоряжением Совета Народных Комиссаров РСФСР было принято решение об организации в городе областного театра музыкальной комедии.

Творческой базой театра стала группа актёров Сталинградского театра музыкальной комедии, которая работала в Омске в годы Великой Отечественной войны. В первый художественный состав нового театра также вошли некоторые руководители творческих цехов Сталинградского театра: директор А.Ю. Егинтов, музыкальный руководитель Д.Л. Палей, главный художник Б.С. Марин. На должность главного режиссёра был назначен А.Н. Орлов, руководство балетным цехом возглавила ведущая солистка Ленинградского Малого оперного театра Н.И. Калашникова, а для работы с хором приглашена педагог Омского музыкального техникума Е.В. Калугина. Первым художественным руководителем театра стал народный артист Таджикской ССР, заслуженный артист Узбекской ССР Л.Н. Ицков.

Торжественное открытие театра состоялось 24 мая 1947 года опереттой советского композитора Р. Хейфа «Яблоко любви» по пьесе И. Луковского, посвящённой историческим событиям из жизни адмирала Ф. Ушакова. Последующие четыре постановки оказались также произведениями сове                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 тских авторов («Кораллина» К.Листова, «Верный друг» В.Соловьёва-Седого, «Аршин Мал-алан» У.Гаджибекова, «Запорожец за Дунаем» С.Гулак-Артемовского), что во многом определило всю дальнейшую творческую судьбу Омского театра, где главным звеном репертуарной афиши всегда были произведения о жизни советского народа.

За 35 лет деятельности театра в статусе музкомедии на ряду с жемчужинами зарубежной классики, прозвучали практически все самые популярные и малоизвестные ныне оперетты и музыкальные комедии отечественных композиторов – И. Дунаевского («Белая акация», 1957; «Вольный ветер», 1948), Б. Александрова («Свадьба в Малиновке», 1948 и 1955; «Рядом с тобой», 1951), А. Рябова («Чудесный край», 1950; «Сорочинская ярмарка», 1948 и 1972), Ю. Милютина («Трембита»,1950; «Цирк зажигает огни», 1961; «Фонари-фонарики»,1958; «Поцелуй Чаниты», 1957), К. Листова («Поют сталинградцы», 1956; «Сердце балтийца», 1964; «Севастопольский вальс», 1962 и 1975), В.Соловьёва-Седого («Самое заветное», 1953; «Восемнадцать лет», 1973) и многих-многих других.

Кроме того, театр нередко получал почётное право «первой постановки» их новых произведений. Так, на сцене Омского театра музкомедии впервые в стране были поставлены оперетты Е. Родыгина – «Рассвет над Иртышом» (1960) и «Счастье трудных дорог» (1963), Н. Минха – «Ошибка Наташи» (1962) и «Таинственная незнакомка» (1969), В. Дмитриева «Левша» (1974), А. Новикова – «Особое задание» (1965) и «Василий Тёркин» (1971). В 1961 театр выпустил первую постановку для детей («Кошкин дом» П. Вальгардта), а в 1968 – первый балет («Снежная королева» Х. Синдинга, Н. Гаде). Неоднократно за свои постановки коллектив театра завоёвывал призовые места на различных Всесоюзных и Всероссийских смотрах (дипломы I и II степени за спектакли «Белая акация», «Поцелуй Чаниты», «Особое задание», «Василий Тёркин» и другие), что способствовало заслуженному праву Омской музкомедии называться театром - «лабораторией советской оперетты».

Большой вклад в становление и развитие Омского театра музкомедии внесли директор М.О. Снегов, заслуженный работник культуры РСФСР А.Н. Хитёв, заместитель директора А.С. Цукерман, главные режиссёры Л.Д. Ротбаум, заслуженный артист РСФСР В.Д. Лавров, заслуженный деятель искусств РСФСР А.И. Паверман, главные дирижёры Л.З. Балло, Б.А. Венцковский, А.Н. Волков, В.В. Витковский, главный балетмейстер заслуженный деятель искусств РСФСР В.Я. Тулупова, художники заслуженный деятель искусств РСФСР М.Н. Логвинова и В.С. Марин, хормейстеры В.Ф. Савельев, Т.П. Поспелова (Боброва). Яркие разнохарактерные образы в спектаклях классической и современной оперетты создавали на сцене театра актёры – заслуженные артисты РСФСР Е. Дёмина, Н. Блохина, М. Лаврова, В Володин, А. Липатов, Ю. Климов, а также актёры В. Раутбарт, И. Грачёва, Т. Золотарёва, В. Андреев, В. Кленерт, Н. Масюков, З. Ткачёва, Н. Бембель, Ю. Суханов, С. Хворостяной, В. Дмитриев, Г. Селюков, солисты балета Н. Ротовицкая, Е. Мартэн, Л. Калашникова, В. Загумённая, А. Гиржев, П. Шадрин, Д. Ращупкин, Г. Коробейников и многие-многие другие.

В 1981 году в результате крупной реорганизации театр музкомедии обрёл более высокий статус – Музыкального театра и переехал в новое современное здание (архитекторы – Д.Е. Лурье, Н.Н. Стружин и Н.Н. Белоусова). Торжественное открытие состоялось 29 января 1982 года премьерой оперы Т. Хренникова «В бурю» (режиссер-постановщик – главный режиссёр театра – заслуженный деятель искусств АзССР А.Т. Усубов, дирижёр-постановщик – народный артист РСФСР Г.П. Проваторов). 80-е годы в деятельности театра стали периодом формирования оперно-балетного репертуара. Были поставлены многие известные произведения мировой классики – оперы «Травиата» Дж. Верди (1982), «Севильский цирюльник» Дж. Россини (1984), «Паяцы» Р. Леонкавалло (1986), «Евгений Онегин» П. Чайковского (1988), балеты – «Эсмеральда» Ц. Пуни (1983), «Жизель» А. Адана (1987), «Лебединое озеро» П. Чайковского (1989).

Однако, не меньшее внимание в репертуарной политике театра уделялось, как и в прежние годы, постановкам спектаклей отечественных авторов. Множество произведений известных композиторов – С. Прокофьева (балет «Ромео и Джульетта», 1991), Д. Шостаковича (балет «Барышня и хулиган», 1984), Р. Щедрина (балет «Конек-горбунок», 1986), Т. Хренникова (комическая опера «Золотой телёнок», 1986), Е. Птичкина (музыкальная комедия «Риск – благородное дело», музыкальная драма «Я пришёл дать вам волю», оба 1987), В. Казенина (мюзикл «Забывчивый жених», 1985), А. Рыбникова (рок-балет «Юнона и «Авось», 1985) и других, представленные в репертуарной афише, позволили Омскому музыкальному театру стать местом проведения фестивалей советской музыки в 1986 и 1988 годах, проводимых в рамках выездных секретариатов правления Союза композиторов РСФСР.

В 1990 году директором театра стал заслуженный работник культуры Б.Л. Ротберг. В это же время состоялись первые совместные зарубежные постановки начала 90-х годов (постановочной группой из США – мюзиклов Г. Опелки «Чарли-бар» и «Три мушкетёра», австрийским режиссёром и певцом русского происхождения Б. Рубашкиным опер «Богема» Дж. Пуччини и «Риголетто» Дж. Верди), а также первые зарубежные гастроли (Китай, 1992), которые способствовали творческому росту коллектива и организации на базе театра первых вокальных конкурсов (Всероссийский конкурс артистов оперетты и мюзикла, 1991; Международный конкурс оперных певцов им. Б. Рубашкина, 1993).

Благодаря творческим и дружеским связям с известными композиторами современности – нар. арт. СССР Т.Н. Хренниковым, нар. арт. РФ В.И. Казениным, М.С. Самойловым, засл. деятелями иск. РФ. А.Б. Журбиным, А.В. Кулыгиным, Э.Б. Фертельмейстером, А.А. Пантыкиным театр неоднократно становился заказчиком и соавтором их новых произведений – мелодрама «Любина роща» (1999) и музыкальная драма «Вечно живые» (2005, лауреат премии «Хрустальная роза В. Розова») В. Казенина, мюзикл «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» Э. Фертельмейстера (2007), необалет «Апофеоз» А. Пантыкина (2007, обладатель специального приза Международного театрального форума «Золотой Витязь») и др.

В настоящее время Омский государственный музыкальный театр – один из крупнейших коллективов Сибирского региона, ведущий активную творческую, гастрольную, общественную и благотворительную деятельность. В репертуаре театра более 60 спектаклей самых разнообразных музыкальных жанров от классической оперы до мюзикла и рок-балета.

Большое место в репертуаре театра наряду с лучшими образцами зарубежной классики (оперы Дж. Верди, Дж. Пуччини, Ж. Бизе; балет А. Адана «Жизель»; оперетты И. Кальмана «Королева чардаша», 1990; «Принцесса цирка», 1993; «Голландочка», 1986; И. Штрауса «Летучая мышь», 1982 и др.) по-прежнему занимают отечественные произведения.

Тематический диапазон творческого репертуара театра обширен. Большое место занимают спектакли, созданные на основе русской литературной классики – по произведениям А.С. Пушкина (мюзикл для детей А. Семенова «Чудеса у Лукоморья», музыкальная комедия А. Ковнера «Барышня-крестьянка», балет А. Асафьева «Бахчисарайский фонтан», балет «Руслан и Людмила» на музыку М. Глинки), М.Ю. Лермонтова (баллада-мюзикл Ш. Чалаева «Поручик Тенгинского полка»), Ф.М. Достоевского (балет на музыку П.И, Чайковского «Идиот»), А.П. Чехова (балет В. Гаврилина «Анюта»), Н.В. Гоголя (балет на музыку зарубежных и отечественных композиторов «Шинель», мюзикл А. Журбина «Мертвые души»).

Представлена на сцене театра и детская тематика, воплощённая в знакомых детворе сказочных образах – «Терем-теремок» И. Польского; «Кошкин дом» П.Вальгардта; «Золушка» А.Спадавеккиа; «Белоснежка и семь гномов» К. Хачатуряна; «Василиса Прекрасная» С. Сиротина и др.

Активно участвует театр в фестивальных мероприятиях страны. Балетная труппа успешно выступила на фестивалях – в 1999 в Киеве («Звезды балета») и в 2000 – в Москве («Панорама музыкальных театров»). В 2003 труппе театра довелось представлять нашу страну на Международном фестивале «Мэрцишор» в столице Молдовы Кишинёве, а в 2008 г. участвовать в двух Международных фестивалях – памяти нар. арт. СССР Т. Хренникова в Ельце Липецкой области и на театральном форуме «Золотой Витязь» в Москве, завершившемся награждением балетмейстера Ю. Пузакова, постановщика необалета «Апофеоз», специальным призом «Золотого Витязя» «За глубокое воплощение трагических событий истории России».

Среди разнообразных фестивалей, организованных в Омском музыкальном театре, – «Звезды мирового балета» (2005), «Дорогами Победы» (2005) особо выделяется Всероссийский фестиваль «Панорама музыкальных театров России», проведённый уже трижды – в 2006, 2009 и 2012 по инициативе и при поддержке Губернатора, Председателя Правительства Омской области Л.К. Полежаева.

Обширна и разнообразна гастрольная деятельность театра. Помимо выступлений во многих городах России, Казахстана, Китая коллектив и его солисты побывали также в Швейцарии, США, Израиле, Германии, Японии. С 2004 в театре ежегодно реализуется Губернаторская программа «Театр – селу», позволяющая познакомить со сценическим искусством самые отдалённые районы Омской области.

Давние традиции сложились в театре в сфере военно-шефской деятельности. Солисты театра – частые гости не только военных учебных заведений и воинских частей Омского гарнизона, но и Западно-Сибирского и Забайкальского военного округов. Дважды, в 1996 и 2002 в составе творческой бригады артисты выезжали с концертами в Чеченскую республику, за что театр был отмечен почетной грамотой внутренних войск МВД РФ, а артисты награждены нагрудными знаками «За отличие в службе» II степени и медалями «200 лет Министерству обороны РФ».

Большой вклад в творческое развитие театра внесли главный режиссёр заслуженный деятель искусств РСФСР К.В. Васильев, главный дирижёр заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственной премии Удмуртии Э.В. Розен, дирижёр, заслуженный артист РФ Г.И. Комаровский, балетмейстер С.В. Колесник, художники С.Г. Болле, заслуженный деятель искусств Башкирии Б.Я. Торик, главный хормейстер, заслуженный работник культуры РФ, лауреат премии Губернатора в области культуры и искусства им. нар. арт. РФ Н.Д. Чонишвили Т.П. Боброва .

В настоящее время в коллективе Омского государственного музыкального театра работают около 400 человек. Актёрский состав театра достаточно стабилен. Более 30 человек из его коллектива уже отметили свой 30-летний юбилей работы в театре, а 12 человек – и 40-летний! Среди работающих ныне почётный титул «Легенда омской сцены» носят солисты, ветераны театра - и засл. арт. РФ М.Н. Багаев, засл. арт. РФ М.А. Лаврова и солистка театра нар.арт. РФ В.А. Шершнёва. Среди творческого персонала – народные артисты РФ:В. Шершнёва, В. Никеев; засл. артисты РФ И. В. Варнавин, А. Мотовилов, В. Миллер, И. Трусова, Т. Боброва, А. Хмыров,солисты балета – заслуженные артисты РФ Е. Шихова, С. Флягин, а также А. Матвиенко, В. Яковлев, Д. Дерябин, В. Царьков, В. Шахов, А. Маркова, Л. Такмакова, И. Воробьева, Н. Маляренко и др. Многие молодые солисты являются лауреатами всероссийских и международных конкурсов.

Почётными ветеранами театра являются директор балета С.В. Салеидзе, заведующая труппой, помощник режиссера И.Н. Кашапова, начальник гримерного цеха М.В. Копытова, начальник цеха по пошиву головных уборов В.И. Тимошенко, начальник радио цеха А.И. Паркулевич.

В художественно-руководящий состав современного театра входят: директор Н.А. Бут, главный режиссер А.Ю. Лебедев, главный дирижёр - лауреат премии Губернатора в области культуры и искусства им. нар. арт. РФ Н.Д. Чонишвили Ю.А. Соснин, главный балетмейстер Н.С. Калинина, главный хормейстер А.Г. Барковская, главный художник - лауреат премии Губернатора Омской области С.С. Новиков.

Музей Омского государственного музыкального театра распахнул свои двери для посетителей в особый для театра день – день открытия юбилейного 55-летнего сезона 10 октября 2002 года.

Родился он благодаря инициативе директора театра заслуженного работника культуры России Б. Л. Ротберга. Действительно, у Омского театра богатейшая история и замечательные традиции, о которых должны знать омичи и гости города, особенно, молодежь. В архиве театра накоплено немало интересных материалов, посвященных различным сферам его творческой деятельности: сценической, концертной (в том числе благотворительной), гастрольной.

Здесь можно увидеть самые памятные старые афиши спектаклей, удостоенных Дипломов на Всесоюзных театральных конкурсах и смотрах, фотографии разных лет, со сценами из спектаклей, ставших настоящей историей музыкального театра, и любимыми актерами разных поколений. Здесь и программки, где чернильными буквами выведены слова благодарности за творческую работу известными режиссерами, балетмейстерами, композиторами... Особо привлекают внимание зрителей яркие эскизы костюмов и декораций к спектаклям, созданные еще художниками театра музыкальной комедии. Здесь и недавние работы театра - макеты декораций к спектаклям, костюмы героев известных опер и оперетт, памятные знаки театру от различных организаций, предметы театрального реквизита и другие театральные атрибуты. Только в музее Музыкального театра можно рассмотреть близко знаменитые балетные пуанты и пачку, оркестровую партитуру и дирижерскую палочку… Одним словом, здесь тесно переплелись годы и события, лица и маски, праздники и будни, спектакли и репетиции, встречи и юбилеи. Все они, казалось бы молчаливые по отдельности, слились в музее в дружный хор – гимн театральному искусству.

В настоящее время в экспозиции:

· «Дорогами Победы» - выставка к 75-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне. В экспозиции представлены костюмы, предметы реквизита, макеты, декорации, архивные фотографии военных постановок театра, которые были созданы с середины ХХ-го столетия до наших дней;

· «Память о них незабвенна…» - выставка, посвященная главному художнику Театра музыкальной комедии заслуженному деятелю искусств РСФСР Марии Логвиновой;

· Фотоэкспозиция памяти ветерана театра, главного хормейстера с 1959 по 2014 гг. Омского государственного музыкального театра, заслуженного работника культуры РФ Татьяны Бобровой;

· Галерея живописных портретов ведущих мастеров сцены Омского музыкального театра с информацией о главных достижениях их творческой деятельности.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.