Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





История русской детской литературы



                                     История русской детской литературы

ЗБ –РНО – 41. Практическое занятие

Преподаватель – д.п.н. профессор Т.Е. Беньковская 

 

Тема: Жанр юмористического рассказа в детской литературе

                                 1960-1990-х годов

Краткие тезисы

1. Смех как категория комического. Юмор как форма проявления комического и его специфика. Юмор помогает юному читателю с улыбкой, смехом посмотреть на себя со стороны, увидеть комизм или нелепость притязаний и результатов, преодолеть негативные черты. Юмор обладает огромной воспитательной силой, способствует формированию жизнестойкой и жизнелюбивой личности, формирует эмоциональную сферу ребенка.

2. Развитие природы комического в детской литературе первой половины XX века в творчестве А. Гайдара («Тимур и его команда»), Л. Кассиля («Кондуит и Швамбрания»), М. Зощенко («Рассказы о Миньке и Лёле»), Н. Носов («На горке», «Огородники», «Мишкина каша» и др. рассказы).

3. Н. Носов – первый в русской детской литературе профессиональный писатель-юморист. Н. Носов выступил как теоретик использования юмора в детской литературе, создания комической ситуации, функциональной направленности смеха в юмористическом рассказе и др. в статьях «О некоторых проблемах комического», «Иронические юморески», «О юморе в детской литературе» и др.

4. Жанр юмористического рассказа и его особенности. Сюжет, композиция, герои, комическая ситуация, роль диалога, язык и стиль в рассказах Н. Носова, их воспитательная функция.

5. Основные тенденции развития жанра юмористического рассказа в  детской литературе 60-90-х годов XX века: традиции и новаторство, проявление писательской индивидуальности в создании комической ситуации, взаимодействия детей и взрослых, решении нравственных, этических, воспитательских проблем, изображения героя - дошкольника и младшего школьника - в юмористических рассказах В. Драгунского («Денискины рассказы»), В. Голявкина («Наши с Вовкой разговоры», «Мой добрый папа»), А. Гиневского («Везучий Борька» и другие рассказы), Л. Каминского «Урок смеха»), И. Вострякова «Дождь из огурцов» и другие рассказы),, Ю. Сотника «»Вовка Грушин», «Человек без нерврв» и другие рассказы), Л. Давыдычева (юмористические повести «Лёлишна из третьего подъезда» и др.) и других детских писателей (примеры из конкретных произведений).

Задания

1. Обратитесь к словарю литературоведческих терминов к осмыслению понятий: «категории комического», «смех как категория комического», юмор как форма проявления комического».

2. Укажите характерные черты жанра юмористического рассказа на материале рассказов одного из указанных авторов (по выбору).

3. Ответьте письменно на вопрос: почему юмористический рассказ доминирует в детской литературе второй половины XX века и является особенно востребованным как у юных читателей, так и детских писателей?

4. Очертите круг тем, проблем, поднимаемых детскими писателями в юмористическом рассказе. Какова функция юмора в их решении? Обратитесь к конкретным примерам.

5. Письменно проведите комплексный анализ одного из юмористических рассказов (по выбору)

Литература к теме:

1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учебник для студентов высших и средних учеб. заведений. – М.: Академия, 2008.

2. Русская литература для детей: учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. /под ред. Т.Д. Полозовой. – М.: Академия, 2000.

3. Интернет-ресурсы.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.