|
|||
Мои учителя.Мои учителя. Многое произошло за три десятилетия, однако надо заметить, все хорошее остается в сердце, а плохое уходит из памяти безвозвратно. Как бы не было трудно начавшееся время учебы (1981 – 1998), особенно первые годы, с высоты сегодняшних дней я их ощущаю, как самый лучший период моей жизни. Главная заслуга лежит на плечах моих учителей, кто вложил в меня знания и развитие первых основ жизни на земле. Первыми учителями в начальной школе стали - М.Г.Фомина и Е.А.Семенова. Они научили читать, писать и азам домоводства. Следующие семь лет учителями стали - Ю.И.Трофимова, Ю.М.Кузьмина, И.Н.Краснов, Р.А.Чернова, Н.А.Егорова. По особенному запомнился директор школы - В.И.Тихонов, который играл решающую положительную роль в развитии школы и формировал незабываемую атмосферу, когда при нем интернат получил свое «второе дыхание». Из всех мною знаемых директоров, он выделялся своей корректностью, демократичностью, человечностью и добрым умом. Особое влияние за годы учебы и воспитания оказали такие маститые учителя - предметники как Ю.И.Трофимова, Э.М.Майрова и А.М.Иванова. Они словно три школьных кита, их знания и понимание жизни, и стало тем фундаментом, на которых базировался мой гуманитарный выбор – история рубежа XIX – XX веков. Культура, литература и история, обогатили мой интеллект и должным образом подготовили меня к университетским годам жизни. Юлия Ивановна Трофимова (02.11.1972 – 09.01.2019), это тот человек, кто меня всегда ободрял и помогал в самые трудные минуты учебы, и не переставал оказывать мне помощь и в после школьное время – в период учебы в университете и аспирантуре. Она была нашим классным руководителем с 7 класса и так до конца 11 класса. Юлия Ивановна прекрасно знала психологию общения с детьми и в совершенстве владела умением индивидуального подхода к каждому ребенку – любой трудный школьник в ее руках становился в один миг по взмаху ее волшебной палочки положительным героем класса (вспомните Сергея Львова!). К Юлии Ивановне тянулись трудные дети, и она к каждому находила ключ и все разом становились ее друзьями. До сих пор помню, как с ней по четвергам и субботам гурьбой бежали в столовую, и она нас учила печь торты, делать запеканки, работать с тестом и изготавливать плетенки. Это она впервые в школьной практике ввела празднование именин, торжеств и всегда умела обставлять их теплотой человеческих чувств. Очень хорошо помню, как Юлия Ивановна, когда я учился в 10 классе весной 1990 году, вдохновила меня на выпуск стенгазеты «Альтернатива», где поднимались вопросы самоуправления школы и деятельность школьного комсомола, и ставилась задача оживить работу актива. Тогда на повестку дня ставились смело и без оглядки на авторитеты крайне чувствительные вопросы жизни школы, а ведь была в разгаре перестройка! И вот настал день, когда стенгазету повесили на одной из колонн 1- го этажа. И тут началось – школа превратилась в пчелиный рой! Среди учителей нашлись «доброжелатели», а защитила меня только Юлия Ивановна и наш директор Валерий Иванович! Она очень гордилась успехами своих воспитанников и при случае всем рассказывала об их достижениях. Из всей плеяды учителей особо выделю Элеонору Михайловну Майорову. Учительница истории, библиотекарь, руководитель книжного переплетного кружка и реставратор множества школьных книг. Сама она выпускница Московского архивного института и ученица легендарного казанского профессора А.С.Шофмана (15.11.1913 – 07.10.1993). Элеонора Михайловна заложила во мне не только понимание исторического процесса, сколько понимание самого принципа вариативности развития истории. Сейчас всем понятно, что история привержена моделированию, а в равной степени альтернативности развития. Первое понимание этого мне пришло на уроках истории Э.М.Майоровой, где на первый план выступала не зубрежка, а самостоятельное осознание исторического материала и ее трактовка, свободная от идеологических клише. Элеонора Михайловна умела преподносить исторический материал, живо представлять эпоху, дух времени, будь это начало ХХ века или вчерашняя современность. Аналитическое понимание истории – вот ценность уроков истории Э.М.Майоровой. Я со всей смелостью признаю, несмотря на университетские спецкурсы истории, что я как историк родился на уроках истории Э.М.Майоровой, а в равной мере и то, что являюсь ее учеником. Это естественно, так как первые уроки истории это та же лаборатория историка, которая познается историком – исследователем масштабно в университетские годы, но главное и то, что в школьные годы зарождаются ростки будущего цветения. Большое влияние оказала на меня Антонина Михайловна Иванова. Учительница русского языка и литературы сумела талантливо преподнести литературный дух времени 1-й четверти ХХ века – акмеизм, символизм, футуризм – это литературные направления живо вырисовывались на фоне воспроизводства истории жизни Н.Гумилева, А.Ахматовой, М.Цветаевой, С.Есенина, А.Блока и других поэтов серебряного века. А.И.Иванова привносила в уроки литературы не только масштабность темы и дух времени, но и философию того времени, что живо заполняло в нашем юном сознании менталитет ушедшего серебряного века, да и того же золотого века русской поэзии вместе с А.С.Пушкиным, и гораздо позднего времени с романами Л.Н.Толстого. Университетские годы – продолжение школьных лет. Первые три года учебы это трудный период преодоления препятствий, как в учебе, так и в студенческом быту. Успех их решения во многом заслуга не только автора строк, но и Ю.И.Трофимовой. Это она поддерживала меня, чем могла, и материально, и советами, и просто добрым словом. Ее наставничество и поддержка – залог моих успехов в университете и аспирантуре. Мой первый курс начался с занятий в хоровой капелле Казанского университета, дирижером и художественным руководителем которого был профессор Казанской консерватории В.П.Ливанов. Персонально мною занимался один из аспирантов Казанской консерватории, кто в третьей аудитории главного корпуса университета, сев за пианино разрабатывал мои голосовые связки и ритмичность звука. А вот мой пятый курс университета, ее первый семестр прошел в ритме занятий в студенческом театре, где мы ставили пьесу «Трамвай желания». Однако это романтика вскоре отошла на второй план, на первое место заступили учеба и научные устремления молодого студента. С первых дней моей учебы в университете я ощутил огромное воздействие на меня кафедры отечественной истории под руководством И.П.Ермолаева. Методика исторического исследования, семинары и спецкурсы профессоров И.П.Ермолаева, Ю.И.Смыкова и Г.Н.Вульфсона глубоко повлияли на мое становление как молодого историка и ученого. Юрий Ильич Смыков (06.07.1931 – 15.03.2015) – мой первый научный руководитель. Под его неусыпным руководством, в течении четырех университетских курсов занимался исследованием политической деятельности лидера кадетской партии и министра иностранных дел временного правительства П.Н.Милюкова (1859 – 1943), конечным результатом которого стала дипломная работа «П.Н.Милюков и внешняя политика России в начале ХХ века», но уже под руководством академика И.Р.Тагирова. Незабываемые семинары Юрия Ильича Смыкова, ученик легендарного профессора Казанского университета Григория Наумовича Вульфсона (22.04.1920 – 04.11.2002), поразил нас своим упорством, умением редактировать научные труды своих подопечных. Его семинарские занятия имели строгую систему регламентации научного освещения темы: на семинаре русской истории XIX века читался одним из студентов доклад, другим сокурсником содоклад, и выступали два рецензента, которые в свою очередь аргументированно оценивали высоту «полета» исторической мысли докладчиков, порой с предельной товарищеской честностью произносилась вслух довольно щекотливая для докладчиков критика. Порядок и принципы проведения семинарских занятий профессора Ю.И.Смыкова закладывали в каждом потенциально возможном ученом академическую закалку. С первого курса окунулся в деятельность студенческого научного кружка отечественной истории IX – XIX вв., кураторами которого были на тот момент молодые ассистенты кафедры отечественной истории с древнейших времен - Е.В. Липаков (1959 – 02.07.2012) и А.И. Мухамадеев (29.06.1966 – 23.06.2018). Кружок появился в 1990 году и функционировал вплоть до октября 1993 года, где студенты презентовали свои доклады по истории, историографии отечественной истории и источниковедению. Заседания проходили каждую неделю с перерывом на сессию и каникулы, и даже А.И. Мухамадеевым велся дневник заседаний, где количество присутствующих было в разное время от трех до тринадцати человек. Частым докладчиком выступал Е.В.Липаков. Весной 1992 года в кружке был прочитан мною первый доклад о политической деятельности П.Н.Милюкова, которое критиками принят неоднозначно и язвительно, что потом, как оказалось, было нормой научного кружка. Спецкурс Г.Н.Вульфсона. Удивительная дикция лектора и логика изложения фактического материала поражала нас тогдашних студентов. Будучи аспирантом, я с успехом посещал курсы Г.Н.Вульфсона на дому, а также его спецкурсы по написанию кандидатской диссертации на 12- ом этаже второго здания университета в 1998 – 2000 годы, и ничто не мешало по дороге к Григорию Наумовичу - ни дождь, ни снег, ни метель в феврале. Это было удивительное время, так как время работало на нас – что-то новое открывалось нам в скрытой от глаз обывателя лаборатории историка. Профессора Г.Н.Вульфсон, Ю.И.Смыков и И.П.Ермолаев – приоткрыли нам студентам завесы над тайнами лаборатории историка. Как ученый-историк сформировался на семинарах и под влиянием спецкурсов профессора Г.Н.Вульфсона. Путевку в мир науки мне дал академик Индус Ризакович Тагиров (24.05.1936). Посмотрев результаты моего научного труда, он сказал, что дипломное работа это не просто сочинение – оно намного выше по качеству своей работы. Он имел ту особенность, что лично сам читал рукописи дипломных сочинений студентов, делая на полях свои замечания и предложения к улучшению текста. Аспирантура в Институте истории Академии наук стала продолжением студенчества. Темой моего научного исследования стало социально – сословная система России рубежа XIX – XХ столетий. Параллельно велась работа над очерками по истории России 1-й четверти XX века. Постепенно областью научных интересов стали политическая и социально-сословная история России, социальная демография населения в 1914 – 1925 гг. Моим научным наставником в годы учебы в аспирантуре стал Ильдус Габдулхакович Гизатуллин (1935-2004). Он был человеком не торопливым и осторожным, человеком нерешительным, и только конец моего терпения сыграло решающую роль на процесс защиты диссертации. И эти его, казалось бы, положительные качества существенно повлияли на скорость завершения диссертационного исследования и последующей защиты. Впоследствии в 2005 году по результатам диссертационного исследования издана монография под редакцией профессора Р.К.Валиева. Теперь за плечами большой багаж публикаций как в России до 2007 года, так и в последующем за границей – в Германии. Трудовую деятельность начал в 2000 году будучи ассистентом кафедры философии и культурологии Казанской государственной академии культуры, работая с доцентом Данией Сергеевной Булатовой. Гораздо ранее студентом Казанского университета в 1995 году очень основательно приложился к учительскому ремеслу, и так до сегодняшнего дня. Мои учителя, которых я всех помню, оказали на меня очень существенное влияние во всем и чувство благодарности переполняют мое сердце – низкий им поклон. Фарид Нигамедзинов
|
|||
|