Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Хроматизм



 

Альтерацией (слово «альтерация» означает «изменение») называется повышение или понижение неустойчивыхступеней, обостряющее их тяготение к устойчивым звукам. Схемы альтерации в мажоре и миноре: Ступени мелодического лада VIIb в мажоре и VI# в миноре альтерированными не являются. Ладовая альтерация является важнейшим выразительным средством в музыке. Она начала появляться в музыкальных произ-ведениях в эпоху романтизма в XIX в., т.к. именно композиторы-романтики стали уделять внимание красочности. Появляясь в ме-лодике, альтерированные ступени придают ей тонкость и изыскан-ность, а входя в состав гармонии созвучий, они делают их более напряжёнными и красочными. Хроматические (альтерированные) интервалы В результате альтерации неустойчивых ступеней в ладу образуются хроматические (альтерированные) интервалы. Хроматическими интервалами, как известно, являются все увеличенные и уменьшённые интервалы, за исключением диатонических тритонов. Хроматические интервалы можно разделить на 3 группы: 1. характерные интервалы; 2. хроматические интервалы, возникающие между одной из устойчивых ступеней и каким-либо альтерированным звуком; 3. хроматические интервалы, образованные: а) двумя неустой-чивыми ступенями, одна из которых альтерирована; б) двумя аль-терированными ступенями. Разрешение хроматических (альтерированных) интервалов: 1. устойчивые ступени остаются на месте; 2. альтерированные ступени разрешаются в направлении про-изведённой альтерации – b↓, #↑; 3. неустойчивая неальтерированная ступень разрешается в ту сторону, которая подтверждает правило разрешения увелич. ин-тервала в сторону расширения, а уменьшён. – в сторону сужения. Типы тональных соотношений Музыкальное произведение (особенно крупное) редко бывает однотональным. Чаще всего музыкальное развитие охватывает побочные тональности, которые могут появляться постепенно или внезапно, сменяя друг друга. Различают 3 типа соотношений тональности: 1. отклонение – временный переход из одной тональности в другую с последующим возвращением в исходную тональность; 2. модуляция – переход из одной тональности в другую с последующим завершением какого-либо раздела произведения в новой тональности; 3. сопоставление – внезапная смена тональности, чаще всего на грани двух разделов. Модуляция и отклонение обычно сопровождаются появлением случайных знаков. В музыкальном произведении основная тональностьназывается главной, а тональности, сменяющие её в процессе развития, называют побочными. Родство тональностей Все тональности взаимосвязаны между собой: есть тональности близкие друг другу, есть более далёкие. Существуют 4 степени родства тональностей. I степень родства– это 6 тональностей диатонического родства. Их трезвучия можно построить на ступенях данной тональности.  
s, S T D   s t d, D
             
  //   //   //   //   //   //  

 

II степень родства– это 4 тональности, отличающиеся на 2 ключевых знака:

B C-dur D   b  c-moll d
// g       // h   // Des       // F

III степень родства– это 8 тональностей:

      c //b           //D C      
As A H C-dur Des Es E   as a h c-moll des es e

 

К тональностям IV степени родстваотносятся 5 тональностей, не содержащие ни одного общего аккорда. Это тональности тритонового соотношения к данной: одноимённая к тритоновой и ряд от неё по квинтовому кругу до параллельной тритоновой.

Хроматизм

Хроматизм (греч. chroma (хрома) – «краска», «цвет») – это полутоновое изменение основных ступеней лада с помощью их повышения или понижения.

Образованная таким образом новая хроматическая ступень является производной и поэтому обозначается как основная, но со знаком альтерации.

Благодаря хроматизмам совершается выход за пределы одной тональности. Каждая хроматически изменённая ступень вос-принимается как вводный тон к другой тональности: I# – вводный тон к тональности II ступени, а IV# – вводный тон к тональности V ступени и т.д.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.