Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Казачий танец. Казачьи танцы можно разделить на две большие группы : -Славянские (русские) – сформировались под влиянием славянской культуры. Такие танцы характерны для запорожских и донских казаков. -Кавказские (горские) – появились под влиянием южной ку



Казачий танец

Такое явление, как «казачьи танцы», существует довольно длительное время, так как все казаки танцуют вне зависимости от места их проживания. Однако, с другой стороны, танцы очень различаются в зависимости от региональных особенностей, что, конечно, влияет на жанры, манеру и характер исполнения.
Известно, что в начале ХIХ века танцевальное народное искусство России было менее развито, чем песенно-музыкальное. Но на Кубани оно оказало огромное влияние на развитие танцевального искусства края.
Истоки народного творчества Краснодарского края и Кубани разнообразны и многоплановы. Уходя корнями в Запорожскую Сечь и переплетясь с культурой горцев, танцы на Кубани приобретают неповторимость и самобытность. Так танцевальная культура Кубани стала ярким примером взаимопроникновения техники, характера, пластики, своеобразным синтезом разнонациональных элементов танцев русских, украинцев и народов Северного Кавказа.
Существует множество казаков, например :
-Донские казаки
-Хоперские казаки
-Хлыновские казаки
-Мещерские казаки
-Городецкие казаки
-Северские казаки
-Волжские казаки
-Сибирские казаки
-Яицкие казаки

Казачьи танцы можно разделить на две большие группы : -Славянские (русские) – сформировались под влиянием славянской культуры. Такие танцы характерны для запорожских и донских казаков. -Кавказские (горские) – появились под влиянием южной культуры горцев. Именно поэтому, чем южнее проживали казаки, тем ярче проявляются элементы южных танцев – владение оружием, одежда, музыка. Все казаки – это в первую очередь войны. Поэтому танцевальные движения базируются на воинском искусстве, они энергичные, с быстрыми шагами, резкими взмахами рук, ног, а так же упражнения с оружием. Во время танца упражняются с саблями или шашками, что требует высочайшего умения и мастерства. В бой казаки шли с песней и танцем. Именно поэтому боевые движения и выпады находили свое отражение и в танцевальных движениях. Например, танцы вприсядку и гопак основаны на тех же принципах, что и боевые движения сабельного боя с перекатами и выпрыгиваниями. Такая техника использовалась казаками для дезориентации вражеских стрелков. Движения мужской казачьей пляски

-«Чистим штаны»

-«Мячик»

-«Лампасы»

-«Молодец-удалец»

-«Топота»

-«Хлопушка»

-«Потяни носок в кружении»

-«Поскачем на лошади»

-«Козлик»

Девушки буквально “летают” по сцене. Их движения отличаются смелостью и даже дерзостью. Отличительная черта – положение рук. Как правило, руки упираются кулачками в пояс, выдавая игривое и вольное настроение танцующих.

 Движенияженской казачьей пляски:

-Ковырялочка

-Ковырялочка в прыжке

-Ходьба мелкая на полупальцах

-Положение рук: в боки или сложены на груди (полочка)

-Размашистые движения рук

-Притопы

кружение (соло)

Движения общей казачьей пляски

ШАГИ:

-прямой галоп

-казачий шаг (с припаданием)

-скачут на лошади (1 колено)

-топающий шаг

ПОДДЕРЖКИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПАРЕ:

-Положение рук – 1 рука вперед

-Окошко (идет, кружится, переходит к другому партнеру)

-Кружение калачиком

-Воротики

ПЕРЕСТРОЕНИЯ, ФИГУРЫ ПЛЯСКИ:

-В воротики наискосок

-Полукруг и солист

-Круг мальчиков и девочек, их поочередное соревнование

-Расческа

-Мальчики вперед, девочки назад и наоборот

Поклон и выкрики.

-Поклон скромный (руки «приклеены» к бокам)

-возгласы: девочки «У-ух!», мальчики –«Любо», «гутарить», «раз=два-казачок!»)

Музыка

-Трава моя, травонька

-Донской казачок

-Ой что-то мы засиделись, братцы…

-Эх молодцы, молодцы (казачья строевая)

-Варенька

-Ты кума моя, паранья

Одежда:
Костюмами для танцев служит национальная одежда казаков. Главными частями мужской одежды казаков служили: шаровары, бешмет, чекмень, бурка, башлык, папаха, кубанка или фуражка. Обязательным элементом служили  лампасы. По их цвету и различию можно точно определить принадлежность казака к тому или иному казачьему роду. Шаровары подвязывались тонким ремешком – гашником . Шаровары шили из холста, сукна, плиса, бархата, шелка, кожи.
Рубахи: украинская и русская косоворотки с вышивкой. Надевалась под мундир. Считались нижним бельем, «спидницей», в котором «показаться на людях неприлично». Рубаха подвязывалась поясом, плетенным из шерстяных нитей, и одевалась навыпуск поверх портков-шаровар. Сверху на рубаху и штаны надевали бешмет. Бешмет - это кафтан, который шили из разных тканей.
Традиционный женский костюм состоял из юбки и кофты, так называемая «парочка». Головной убор у казачек был разным - это зависело от мест расположения района. Но с течением времени вошли в быт такие головные уборы, как колпак, файшонка, чепчик, стягашник, кичка, платок.
                                                                                                                              Выполнила: Акчурина К.И.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.