![]()
|
|||||||
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дисциплины «Историческая грамматика славянского языка (украинского)» разработана в соответствии с Образовательным стандартом Республики Беларусь и предназначена для студентов, обучающихся по специальности 1-21 05 04 «Славянская филология». Цель изучения курса «Историческая грамматика славянского языка (украинского)» в рамках программы подготовки специалистов по специальности «Славянская филология» – ознакомить студентов с основами грамматики украинского языка в диахроническом аспекте. Задачиизучения курса заключаются в том, чтобы научить студентов объяснять диахронические изменения (фонетические, морфологические, синтаксические, лексические) в языковой системе, читать и анализировать памятники староукраинской письменности, видеть за фактами современного украинского языка историю их становления и развития. «Историческая грамматика славянского языка (украинского)» – преимущественно теоретический курс, в рамках которого студенты глубоко изучают такие разделы истории украинского языка, как историческая фонетика, словообразование, морфология, синтаксис с теоретико-лингвистических позиций. Курс «Историческая грамматика славянского языка (украинского)» в первую очередь формирует и совершенствует историко-теоретические навыки студентов на изучаемом языке. Лекции в рамках этого курса носят ознакомительный характер с теоретическими основами исторической фонетики и грамматики украинского языка, а также изучение истории его лексики и фразеологии. Дисциплина «Историческая грамматика славянского языка (украинского)» непосредственно связана с курсами: «Старославянский язык», «Диалектология славянского языка (украинского)», «История славянского литературного языка (украинского)», «Теоретическая грамматика славянского языка (украинского)», «Славянский язык (украинский)». При изучении данной дисциплины рекомендуются следующие методыитехнологии обучения: 1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесные методы; наглядные методы; индуктивные и дедуктивные методы; репродуктивные и проблемно поисковые методы; методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя). 2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (практические методы, методы формирования познавательного интереса).3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности, которые включают в себя методы устного и письменного контроля и самоконтроля. Рекомендуемая форма контроля – зачет. В результате изучения дисциплины студент должен знать: · место данного славянского языка в семье других языков и происхождение этого языка; · основные тенденции исторического развития языковой системы на разных этапах истории народа; · изменение форм и значений слов, историческое развитие структуры слова, возникновение новых и отмирание старых грамматических категорий, закономерности эволюции синтаксического строя языка; · сходства и различия исторических путей развития данного языка в сопоставлении с другими славянскими языками (прежде всего – с восточнославянскими и конкретно с белорусским языком); · тенденции языковых изменений на современном этапе развития языка; уметь: · читать и переводить древние тексты; · исторически комментировать факты современного славянского языка; · объяснять исторические изменения звукового и грамматического строя языка (в сопоставлении с белорусским) как результат языковой эволюции древнего праславянского языка. В предлагаемой ниже программе отражены только обязательные позиции курса исторической грамматики украинского языка. Предполагаются также различные спецкурсы по отдельным разделам дисциплины.
|
|||||||
|