Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа дисциплины «Историческая грамматика славянского языка (украинского)» разработана в соответствии с Образовательным стандартом Республики Беларусь и предназначена для студентов, обучающихся по специальности 1-21 05 04 «Славянская филология».

Цель изучения курса «Историческая грамматика славянского языка (украинского)» в рамках программы подготовки специалистов по специаль­ности «Славянская филология» – ознакомить сту­дентов с основами граммати­ки украинского языка в диахрони­ческом аспекте.

Задачиизучения  курса заключаются в том, чтобы научить студентов объяснять диахронические изменения (фонетические, морфологические, синтакси­ческие, лексические) в языковой системе, читать и анализировать памятники староукраинской письменности, видеть за фактами современного украинского языка историю их становления и развития.

«Историческая грамматика славянского языка (украинского)» – преимущест­венно теоре­тический курс, в рамках которого студенты глубоко изучают такие разделы истории украинского языка, как исто­рическая фонетика, словообра­зование, морфо­ло­гия, синтаксис с теоретико-лингвис­тичес­ких позиций.

Курс «Историческая грамматика славянского языка (украинского)» в первую очередь формирует и совершенствует историко-теоретические навыки студентов на изучаемом языке. Лекции в рамках этого курса носят ознакомительный характер с теорети­ческими осно­вами исторической фонетики и грамматики украин­ского языка, а также изучение истории его лексики и фразеологии.

Дисциплина «Историческая грамматика славянского языка (украинского)» непосред­ственно связана с курсами: «Старославянский язык», «Диалекто­логия славянского языка (украинского)», «История славянского литературного языка (украинского)», «Теоретическая грамматика славянского языка (украинского)», «Славянский язык (украинский)».

При изучении данной дисциплины рекомендуются следующие методыитехнологии обучения:

       1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятель­ности (словесные методы; наглядные методы; индуктивные и дедуктивные методы; репродуктивные и проблемно поисковые методы; методы самостоятельной работы и работы под руководством препо­давателя).        2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (практические методы, методы формирования познавательного интереса).

3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности, которые включают в себя методы устного и письменного контроля и самоконтроля.

Рекомендуемая форма контроля – зачет.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

· место данного славянского языка в семье других языков и происхождение этого языка;

· основные тенденции исторического развития языковой систе­мы на разных этапах истории народа;

· изменение форм и значений слов, историческое развитие структуры слова, возникновение новых и отмирание старых грам­матических категорий, закономерности эволюции синтаксического строя языка;

· сходства и различия исторических путей развития данного языка в сопоставлении с другими славянскими языками (прежде всего – с восточно­славянскими и конкретно с белорусским языком);

· тенденции языковых изменений на современном этапе разви­тия языка;

уметь:

· читать и переводить древние тексты;

· исторически комментировать факты современного славян­ского языка;

· объяснять исторические изменения звукового и грамма­тического строя языка (в сопоставлении с белорусским) как ре­зультат языковой эволюции древнего праславянского языка.

В предлагаемой ниже программе отражены только обяза­тельные позиции курса исторической грамматики украинского языка. Предполагаются также различные спецкурсы по отдельным разделам дисциплины.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.