Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Социологическое исследование: методика и разработка социологических индикаторов»



На тему

 «Социологическое исследование: методика и разработка социологических индикаторов»

 

- Выбрать метод сбора социологической информации (опрос – анкетный или интервью, наблюдение, эксперимент, анализ документов.)

- На основании теоретико-методологической части программы СИ необходимо разработать социологический инструментарий (сформулировать вопросы для социологической анкеты или интервью. Вопросы должны включать такие разновидности, как открытые, закрытые, вопросы-меню)

- Произвести сбор социологической информации по теме НИР с помощью соответствующего метода.

 

Задания к 3 практическому занятию

На тему

 «Разновидности и структура итоговых аналитических документов»

- Обработать полученные социологические данные

- Осуществить описание и анализ полученных данных

- Сформулировать основные выводы и рекомендации

- Подготовить бумажный вариант Аналитической записки (10-15 стр)

- Подготовить электронную презентацию Аналитической записки (от 10 до 20 слайдов, включая теоретико-методологическую часть работы, социологический инструментарий, а также представление полученных данных в цифрах, процентах (желательно) и их графическое представление (столбиковые, круговые и иные диаграммы), основные выводы).

 

Пример теоретико-методологической части программы СИ для 1 п.з. (в сокращенном варианте)

 

Тема

СЕМЬЯ В ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

 

Проблема

Актуальность исследований, касающихся семейно-брачной сферы, обусловлена рядом причин, среди которых можно отметить распад семейных связей, что говорит о неустойчивости и турбулентности данного социального института в современных условиях. Так, в настоящее время в Республике Беларусь наблюдается достаточно большое количество разводов. На 2017 год на 1000 браков пришлось 484 развода. В 2018 году процент разводов снова увеличился. До этого семьи были прочнее. Например, в 1959 году распадался лишь каждый 18-й брак, в 1979 – каждый четвертый. Возраст вступления в брак увеличивается как у мужчин, так и у женщин. Возникает вопрос: «Что лежит в основе подобных трансформаций?».

Безусловно, нужно признать тот факт, что институт семьи в современном мире постепенно изменяется. Трансформируются отношения не только между людьми внутри семьи, но и отношение людей к самой семье. На данном этапе развития общества люди все чаще начали задавать семе вопрос «Зачем?». Традиции, которые складывались десятками, а то и сотнями лет, постепенно утрачивают свою ценность. Наше общество развивается быстрыми темпами. Современная медицина и технологии позволяют завести ребенка без создания семьи. Некоторые люди убеждены, что семья и дети является помехой карьере. Западные тенденции укореняются в сознании людей все больше и больше: однополые браки, чайлдфри, легализация «третьего пола»…  Поэтому в настоящее время существует необходимость в исследованиях проблемы семьи и ее места в ценностях молодежи.

Проблематике семьи и брака посвящено большое количество исследований как в Республике Беларусь, так и за рубежом. Одним из ярких представителей ученых Беларуси, затрагивающих данную проблему является белорусский социолог Бурова Светлана Никифоровна. В своей статье «Благополучие семьи как предмет социологического исследования» Светлана Никифоровна утверждает: «Институт семьи в Беларуси находится в довольно сложном состоянии. С одной стороны, чувствуется ностальгия по традиционализму, патриархальной семье во главе с мужем-кормильцем и защитником и женой, которая больше занимается домом и детьми, нежели профессиональной карьерой. С другой стороны, эмансипация женщин, политика гендерного равенства, проводимая государством, нацеливают на семейное равноправие, гибкое распределение домашних обязанностей и партнерские супружеские отношения, на разрушение морально устаревших гендерных стереотипов». Это еще раз подчеркивает необходимость в более подробном исследовании данной проблемы……

 

Проблемная ситуация

 

Таким образом, в настоящее время необходимость углубленного изучения проблемы нахождения семьи в ценностных ориентациях современной молодежи обуславливается следующими факторами:

- Большое количество разводов;

- Повышение возраста вступления в брак;

- Изменение отношения современного общества к институту семьи;

- Трансформация института семьи;

- Трансформация иерархии ценностей современной молодежи;

-Общемировые тенденции: переход от патриархальной расширенной семьи к нуклеарной.

В ходе обозначенных вышеперечисленных проблем нами было проведено социологическое исследование. Объектом нашего исследования стали студенты, обучающиеся в БГПУ им. М. Танка Института Инклюзивного образования, в возрасте от 18 до 21 года. Нами было опрошено87человек.

 

Предметом исследования выступает семья в ценностных ориентациях современной молодежи.

 

Целью данного исследования является изучение положения семьи в ценностных ориентациях современной молодежи.

 

Достижение этой цели предполагает ряд исследовательских задач:

 

1. Узнать какой смысл вкладывает современная молодежь в слово «семья».

2. Исследовать какой наиболее оптимальный возраст для вступления в брак предпочитает современная молодежь.

3. Исследовать какие браки современная молодежь считает наиболее перспективными: официальный или незарегистрированный (сожительство).

4. Изучить какова степень важности семьи для современной молодежи.

5. Исследовать какие условия необходимы современной молодежи для того чтобы создать семью.

6. Выяснить какие ценности семейной жизни наиболее важны для современной молодежи.

 

Гипотезы

1. Семья в понимании молодежи – это союз мужчины и женщины, основанных на любви и официальном браке.

2. Молодежь полагает, что оптимальным возрастом вступления в брак для мужчин является 25-27, для женщин – 23-25 лет.

3….

4…..

Интерпретация основных понятий

Семья – это

Ценности – это

Брак – это…

Сожительство – это….

Операционализация основных понятий



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.