|
|||
Понятие об инфекционных заболеванияхПонятие об инфекционных заболеваниях Ответ на 1 вопрос: Инфекционные болезни – болезни, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи от заболевшего человека, животного здоровому человеку. Все микроорганизмы, распространенные в природе, подразделяются на патогенные (болезнетворные), способные вызывать различные заболевания, и непатогенные (сапрофитные), которые не вызывают заболеваний. Существуют условно-патогенные микроорганизмы, вызывающие заболевания только в определенных условиях при снижении устойчивости организма под влиянием неблагоприятных факторов. В зависимости от формы все бактерии подразделяются на палочки, кокки, имеющие круглую форму (стрептококки, стафилококки), вирусы, грибы, простейшие и др. Все микроорганизмы по типу дыхания подразделяются на две группы: Ответ на 2 вопрос: 1) аэробы, которые хорошо развиваются при наличии кислорода. К ним относятся, например, дизентерийные бактерии, холерный вибрион и др.; 2) анаэробы, которые хорошо размножаются только при отсутствии кислорода. Это возбудители столбняка, ботулизма, газовой гангрены и др. Под действием неблагоприятных физических и химических факторов, в процессе жизнедеятельности у микроорганизмов можетизменяться ряд их признаков и свойств, которые в ряде случаев могут закрепляться и передаваться по наследству. Так образуются устойчивые к лекарственным препаратам микроорганизмы. Изменчивость имеет большое практическое значение: изменяется клиническая картина заболеваний, затрудняются диагностика, лечение и профилактика; изменяется лекарственная устойчивость. Можно контролировать эту изменчивость, направлять ее в целях получения штаммов с определенными свойствами. Это используется при получении вакцин. Ответ на 3 вопрос: Инфекцией называется возникшее в процессе эволюции взаимоотношение между микро- и макроорганизмами. При этом микроорганизм обитает в организме человека или животного. Применительно к человеку и высшим животным понятие «инфекция» означает состояние зараженности, проявляющееся в виде болезни или носительства. Возбудитель или болезнетворный микроб, проникнув в организм человека, находит в нем оптимальные условия для питания, роста и размножения. В свою очередь, организм человека, используя механизмы защиты, стремится воспрепятствовать проникновению микробов в свою внутреннюю среду, органы, ткани и ведет борьбу с возбудителем, так болезнь не возникает. Если возбудитель проник во внутреннюю среду организма, но защитные силы организма воспрепятствовали развитию болезни, развивается носительство. Таким образом, Ответ на 4 вопрос: сущностью инфекционного процесса является противоборство двух живых систем: организма человека с болезнетворными микробами. В тех случаях, когда сила воздействия микробов высока, а защитно-приспособительные механизмы человека оказываются не в состоянии противостоять их вредоносному воздействию, возникает нарушение нормальной жизнедеятельности организма как целого, т.е. развивается клиническая картина болезни. Ответ на 5 вопрос:В течение инфекционной болезни различают следующие периоды развития: инкубационный (скрытый или латентный);. начальный, или продромальный;. период основных проявлений болезни (разгар болезни);. период выздоровления.. Период от момента проникновения микробов в организм до видимого проявления болезни называется инкубационным (скрытым). Этот период в зависимости от характера возбудителя и состояния организма может продолжаться от нескольких часов до нескольких месяцев и лет. В этот период микробы размножаютсяв организме человека, не вызывая внешних проявлений болезни. Знание продолжительности инкубационного периода необходимо для определения сроков карантина. Начальный, или продромальный, период характеризуется общими проявлениями болезни, обусловленными симптомами интоксикации: недомогание, повышение температуры тела, озноб, головная боль и т.д. Как правило, в этот период отсутствуют специфические симптомы болезни. Единственное заболевание — корь имеет яркий период продромы, когда появляется сыпь и пятна Филатова. Период основных проявлений болезни (разгар) характеризуется появлением специфических симптомов болезни. Так, характер температуры тела (температурная кривая) при многих заболеваниях типичен, он является важным диагностическим признаком. При многих инфекционных болезнях появляется сыпь. Характер сыпи, ее локализация и время появления также являются важными диагностическими признаками. Жидкий стул, его характеристика, время появления, кашель, характер мокроты, наличие судорог — важные симптомы при диагностике инфекционного заболевания. Период реконвалесценции (выздоровления) — это период, в котором происходят постепенное улучшение самочувствия больного, исчезновение симптомов заболевания, восстановление трудоспособности. Ответ на 6 вопрос: Эпидемиологический процесс — это процесс распространения инфекционных болезней в человеческом обществе. Он состоит из трех взаимодействующих звеньев: источника инфекции, механизма передачи возбудителя инфекционного заболевания, восприимчивости населения. Источником инфекции является больной человек или больное животное, а так же бактерионоситель или вирусоноситель, в зависимости от того, какой микроб вызывает заболевание. Они могут быть источником инфекции на протяжении болезни, в период выздоровления и в период носительства. Предметы внешней среды не могут быть источниками инфекции, так как на них возбудители выживают ограниченный срок, а организм человека или животного для болезнетворных микробов является единственной и оптимальной средой для размножения. Механизм передачи возбудителя инфекционного заболевания — это способ перехода возбудителя из зараженного организма в незараженный. Существуют три фазы перемещения возбудителя: выделение из источника во внешнюю среду, пребывание во внешней среде и внедрение в новый организмИзвестны четыре основных механизма передачи инфекционных заболеваний, каждый из которых определяется первичной локализацией возбудителя в той или иной системе организма: фекально-оральный, капельный (аэрогенный), контактный и трансмиссивный (через укусы насекомых). Элементы внешней среды, обеспечивающие переход возбудителя из одного организма в другой, называются путями и факторами передачи. Ответ на 7 вопрос: При фекально-оральном механизме возбудители выделяются в окружающую среду с испражнениями. Путями передачи являются водный, пищевой контактно-бытовой, а факторами передачи зараженные продукты питания, вода, грязные руки, предметы обихода и ухода за больным. Капельный механизм передачи возбудителя реализуется двумя основными путями передачи: воздушно-капельным и воздушно-пылевым. К факторам передачи относятся микроскопические капельки слизи больного пыль, на которую осели возбудители, стойкие к высушиванию. При контактном механизме передачи возбудитель передается при непосредственном общении больного человека со здоровым или через зараженные патогенными микроорганизмами предметы окружающей среды Трансмиссивный механизм передачи реализуется при попадании возбудителя непосредственно в кровь здорового человека. Путями передачи могут быть переливание крови или ее компонентов, а факторами передачи — инфицированные инструменты, кровососущие насекомые, в организме которых возбудитель дополнительно размножается (вши, комары, блохи, клещи). Третьим звеном эпидемического процесса является восприимчивость к инфекционным заболеваниям. Она характеризуется отношением числа заболевших к числу контактных, не болевших данной инфекцией. Для предупреждения распространения инфекционных болезней необходимо знать конкретные условия возникновения каждого случая заболевания. Это достигается учетом всех случаев инфекционных болезней. Получив извещение, эпидемиолог организует эпидемиологическое обследование очага и намечает план мероприятий, направленный на предупреждение распространения инфекционного заболевания. Он включает в себя: выявление всех источников инфекции, механизма передачи данной болезни и возможных путей дальнейшего ее распространения, конкретные мероприятия дня обезвреживания источника инфекции, разрыва путей передачи инфекции и защиты восприимчивого коллектива. Ответ на 8 вопрос: Иммунитетом называется невосприимчивость организма к инфекции. Восприимчивость к тому или иному заболеванию неодинакова. Известно, что человек не заболевает чумой рогатого скота; с другой стороны, многие виды животных невосприимчивы к полиомиелиту. Такой естественный иммунитет можно рассматривать как видовой признак, обусловленный определенными биологическими особенностями организмов. Ответ на 9 вопрос: Иногда человек от рождения невосприимчив к какой-нибудь болезни. Он остается здоровым несмотря на то, что соприкасается с больными, ухаживая за ними. Это тоже врожденный иммунитет, но не видовой, а индивидуальный. Организм человека обладает рядом свойств, защищающих его от болезнетворных микробов. Ответ на 10 вопрос: Здоровая кожа, слизистые оболочки дыхательных путей, покрытые мерцательным эпителием, механически задерживают микробов на своей поверхности. Кроме того, губительное влияние на них оказывают химические вещества, выделяемые кожей и слизистыми оболочками (лизоцим). Он обнаружен в слюне, слезной жидкости, кишечном соке, грудном молоке. Губительное действие на ряд микробов оказывают желудочный и кишечный соки. В полости рта, носа, кишечника, влагалища присутствуют безвредные для человека микробы, которые так же препятствуют размножению болезнетворных микробов (микрофлора). Если микробы прорывают и этот барьер, они попадают в кровь. Однако и тут организм не остается безоружным, так как в сыворотке крови постоянно присутствует особые клетки, лейкоциты, захватывающие и переваривающие микробов (фагоцитоз). Еще в прошлом веке Ответ на 11 вопрос: французский ученый Пастер экспериментально доказал, что врожденная невосприимчивость к инфекционным заболеваниям определяется сопротивляемостью организма, которая изменяется в зависимости от его состояния и условий окружающей среды. Восприимчивость организма повышается при переутомлении, охлаждении, подавленном настроении, стрессах и т.п. Ответ на 9 вопрос: Иммунитет бывает не только врожденным, но и приобретенным. Этот иммунитет возникает после перенесенного инфекционного заболевания и предохраняет от его повтора (рецидива). После некоторых болезней (сыпного тифа, оспы, скарлатины) иммунитет настолько прочен, что сохраняется всю жизнь. Существуют инфекции, после которых невосприимчивость наступает на очень короткое время (грипп). Всякий иммунитет независимо от того, присущ ли он всем людям либо только данному человеку от рождения или появился в результате перенесенного заболевания, но не вызван искусственным путем, называется естественным. По отношению к некоторым инфекционным болезням можно вызвать иммунитет искусственным путем при помощи соответствующих прививок или путем введения лечебных сывороток. Первые попытки искусственно вызвать невосприимчивость к заразным болезням относятся к глубокой древности. Ответ на 11 вопрос: Во второй половине XIX в. Пастер создал учение о предохранительных прививках путем введения в организм вакцин — культур ослабленных микробов. Вакцинация — способ создания специфического иммунитета против инфекционных заболеваний посредством иммунизации ребенка. Организм ребенка после иммунизации становится невосприимчивым к конкретному инфекционному заболеванию. Прививка — это нормальная адекватная реакция на введение чужеродного вещества белковой природы, это так называемая инфекционная болезнь в миниатюре. Вакцины выступают как антигены. В ответ на попадание антигенов в организме вырабатываются антитела, тем самым создается активный искусственный иммунитет. Вырабатывается он не сразу, а через несколько недель, но сохраняется годами к данному инфекционному заболеванию. Если ребенок в дальнейшем в жизни и встретит данный возбудитель (микроб) в окружающей среде, то не заболеет, так как у него в организме уже есть так называемые «защитники» — антитела против данного микроба. В настоящее время для приготовления вакцин против различных заболеваний пользуются не только ослабленными, но и убитыми микробами. Ответ на 12 вопрос: Самая главная роль прививки в жизни ребенка — обеспечение в последующем качества жизни без риска заболеть тяжелым инфекционным заболеванием. Даже в настоящее время, при достаточно развитой медицине по уровню диагностики и лечению заболеваний, предотвратить развитие осложнений, а в некоторых случаях и смертельный исход в случае заболевания инфекционными заболеваниями, такими как полиомиелит, дифтерия, коклюш, столбняк, краснуха, эпидемический паротит, туберкулез, вирусный гепатит В, невозможно. Ребенок может стать инвалидом от развития тяжелых осложнений инфекционного заболевания. Некоторые инфекции развиваются так быстро, что нередко организм не успевает выработать достаточное количество антител и больной погибает. Своевременно введенная лечебная сыворотка, содержащая уже готовые антитела, обеспечивает успешную борьбу с инфекцией, создавая искусственный пассивный иммунитет. Чтобы получить такую сыворотку, у животного вызывают искусственный иммунитет путем повторного введения убитых или живых, но ослабленных микробов, либо их токсинов, тоже ослабленных. При этом в крови животного появляются антитела, которые и используются для лечения человека. Обычно этот иммунитет очень недолговечен и редко сохраняется больше месяца, но зато появляется сразу же после введения сыворотки, спасая жизнь человека. Лечебные сыворотки вводятся и для профилактики заболеваний. Так, например, тем, кто соприкасался с больным корью, вводят противокоревую сыворотку (гамма-глобулин), чтобы предохранить от возможных последствий заражения. Существует и естественный пассивный иммунитет, который передается ребенку матерью через плаценту в период внутриутробного развития и с молоком в период кормления грудью. Контрольные вопросы 1. Что такое инфекционные болезни? 2. Какие микробы называются аэробами и анаэробами? 3. Что называется инфекцией? 4. В чем сущность инфекционного процесса? 5. Перечислите периоды развития инфекционного заболевания. 6. Дайте характеристику эпидемиологического процесса. 7. Охарактеризуйте механизмы передачи возбудителей инфекционных заболеваний. 8. Что такое иммунитет? 9. Расскажите о видах иммунитета. 10. Перечислите факторы, губительно действующие на болезнетворные микробы. 11. В чем заслуга Пастера? 12. В чем значение вакцинации?
|
|||
|