Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Игры наших бабушек и дедушек



Игры наших бабушек и дедушек

Нынешнему поколению детей сложно представить жизнь без компьютера и разнообразных гаджетов. А чем себя развлекали дети до эпохи высоких технологий?

«КОЛЕЧКО-КОЛЕЧКО»

Всем нам известна присказка«колечко-колечко, выйди на крылечко», но мало кто помнит, откуда она пошла. Эта игра очень простая, а «колечком», может служить абсолютно любой, маленький предмет, который поместиться в ладошку.

фото с открытых интернет-источников

Выбирается водящий, остальные игроки садятся (либо встают) в один ряд и складывают ладони «лодочкой». Тем временем, водящий берет любой мелкий предмет, и спрятав его у себя в ладошках, подходит к каждому игроку по очереди, вкладывая свои руки в руки участников, приговаривая «Я ношу, ношу колечко и кому-то подарю», и делает вид, что собирается передать колечко. Водящий должен передать колечко любому из игроков так, чтобы остальные не догадались — кому именно. Игрок, который получил колечко, должен сделать вид, что ничего не произошло. После того, как водящий прошел всех игроков, он отходит на несколько шагов и говорит: «Колечко-колечко, выйди на крылечко».

В этот момент игрок, у которого в руках оказалось «колечко», должен очень быстро вскочить со скамейки и подбежать к водящему. Задача остальных игроков не дать ему убежать и постараться удержать. Если миссия человека с кольцом выполнена, он становится водящим, но, если его удержали, водящий остается прежним.

«ЖМУРКИ»

Простая игра, знакомая и любимая многими поколениями.

Константин Маковский. Игра в жмурки. 1890-е. Частная коллекция

Сначала игроки выбирают водящего, с помощью считалки, жребия или любого другого способа, затем – определяют, в каких границах будет проходить игра.

Водящему завязывают глаза, и он старается поймать всех игроков, разбегающихся в разные стороны. Тот, к кому прикоснулись, начинает ловить других участников сам. Выигравших и проигравших здесь, как таковых нет, логического завершения игры – тоже.

ПРЯТКИ

Прелесть этой игры в том, что даже на небольшом игровом пространстве, всегда можно изобрести необычное укромное место. Игра подходит для детей самого разного возраста. Скорее всего, и многие взрослые не отказались бы в нее сыграть.

Уильям Генри Найт. Прятки. 1860. Частная коллекция

Водящий, выбранный с помощью жребия или считалочки, закрывает глаза и считает до определенного числа (заранее оговариваются число и темп счета, а также территория, где можно прятаться). В это время остальные участники отыскивают местечко поукромнее.

Досчитав до указанного числа, водящий произносит фразу: «Раз, два, три, четыре, пять – я иду искать, а кто не спрятался – я не виноват» и отправляется на поиски. Тот, кого поймали первым, становится ведущим, но часто игроки не выходят из укрытия, пока «вода» не найдет всех до одного.

«КЛАССИКИ»

Известная почти всем игра-«прыгалка». Говорят, что игра появилась в европейских странах еще в Средние века, а возможно, ее корни идут еще от древнеримских развлечений. Тогда в классики играли, в основном, мальчики.

На асфальте расчерчивается поле из нескольких равных по площади квадратов (традиционным считают прямоугольное поле 5х2, но наши дворы помнят множество вариаций). В конце поля обычно рисуют полукруг (в разных вариантах его называют «котел», «огонь», «вода» и т.д.).

Игроки поочередно бросают битку (ей может быть все, что можно бросить – камень, жестяная коробочка, игральный кубик) в первый квадрат поля. После этого игрок перепрыгивает по разным квадратам, толкая битку за собой.

По классическим правилам, в первом и втором квадратах прыгают на одной ноге, в третьем и четвертом - левая на 3-м, правая на 4-м, в пятом - двумя ногами, в шестом и седьмом – как и в третьем и четвертом, в восьмом- на одной, левая на девятом, правая – на десятом.

После этого игрок разворачивается и по тому же пути движется обратно. Если игрок или его битка задели черту, ход переходит к следующему участнику.

«КАЗАКИ-РАЗБОЙНИКИ»

Эта популярная дворовая двадцатого века, имеет глубокие корни, но точное время ее возникновения неизвестно. Скорее всего, название игры возникло еще в царской России, когда казаки охраняли мирных жителей от нападений разбойников.

Количество участников – не менее 4 человек, чем больше, чем лучше. Сначала с помощью жребия участники делятся на две команды, «казаки» и «разбойники». Задача «разбойников» - как можно быстрее убежать по нарисованным стрелкам и спрятаться, цель «казаков» - найти и поймать «беглецов».

У каждой команды есть «атаман». В начале игры «разбойники» должны собраться и загадать слово-шифр, после этого они берут мелки и скрываются из виду. «Казаки» перед игрой определяют место для «темницы», куда будут сажать пойманных «разбойников». После того, как время на подготовку истекло, «казаки» начинают погоню. Примерно каждые 20-30 метров, а также на всех поворотах, «разбойники» рисуют стрелочки, которые, однако, далеко не все указывают верную дорогу.

Если «казак» заметил «разбойника», он должен его поймать (осалить) и отвести в темницу. Если в момент, когда «казак» ведет «разбойника» в темницу, навстречу идут другие «разбойники», они могут поймать (осалить) «казака», тем самым освободив товарища. У «разбойника» есть возможность сбежать – если «казак» случайно отпустит его руку

Когда пойманный «разбойник» оказывается в темнице, у него начинают выпытывать кодовое слово. Самый распространенный способ «пыток» -щекотка. О том, какие методы воздействия можно использовать, а какие – нельзя, игроки договариваются заранее.

За «разбойником», оказавшимся в темнице, могут прийти друзья, напав на караульного и позволив ему сбежать.

«Казаки» побеждают в игре, если выполнено хотя бы одно из условий: узнан секретный шифр или пойманы все разбойники.

«БАБКИ»

Одна из самых любимых народных забав. Популярность игры объясняется не только азартностью, спортивностью, но и тем, что добыть атрибутику игры не составляло в старой деревне никакого труда.

Карл Рехберг. Народы России. Описание нравов, обычаи. 1812-1813

В определенном месте выстраивали в один ряд бабки, их количество заранее оговаривали. Одинаковое количество бабок выставлялось с той и другой стороны — будь соперники индивидуальные или коллективные.

Стоящие попарно бабки называются гнездом, а все гнездо коном. Мечта каждого игрока — одним ударом выбить гнездо, а то и два. Определяли расстояние, с которого полагалось бить: обычно это 7—8 метров; выбившие половину бабок перемещались на другую линию боя — на 2—3 метра вперед.

Потом решали в какой очередности бить, то есть бросать битки по бабкам. С этой целью — с одного места и в одном направлении — бросали битки: кто дальше всех забросит — тому начинать, кто поближе — тому быть вторым и т. д.

Каждому по очереди разрешался один бросок. Выбитые из кона бабки считались выигранными — сколько выбьешь, столько и выиграешь; не попадешь — значит, не только не выиграешь, но и проиграешь те бабки, которые поставил из своего кармана.

Когда выбьют весь кон, подсчитывают трофеи и потери и выставляют новый ряд бабок — все поровну. У кого не окажется нужного количества бабок, тот выбывает из игры: он — банкрот. И так играют до тех пор, пока кто-то не соберет все бабки в свой карман (если играли на один кон) или в общий котел одной команды (если играли двумя коллективами). Игра в бабки имеет несколько вариантов.

«ЛАПТА»

Эта игра, история которой насчитывает много лет, сейчас переживает второе рождение.

На ровном поле проводят две линии, расстояние между которыми – примерно 15-20 метров. Одну линию называют городом, вторую – домом.

После этого определяют бьющего, который встает за черту города, остальные стоят за «домом». Бьющий подбрасывает мяч и ударяет по нему битой.

Игроки, которые находится за «домом», ждут, когда мяч окажется за линией, чтобы поймать, пока он не очутился на земле. При удаче тот, кто поймал мяч, меняется местами с бьющим. Если мяч поймать не удалось, удар повторяется.

«ГОРОДКИ»

Это главная игра начала XX века, в которую играли вообще все: и взрослые, и дети.Благодаря четким правилам игра в городки быстро стала соревновательной, а чемпионаты по ней проводят практически во всех странах мира до сих пор.

Карл Рехберг. Народы России. Описание нравов, обычаи. 1812-1813.

Для игры нужно подготовить биты и рюхи. Рюхи изготавливают из круглых деревянных брусков 5 см диаметром, 15 см длиной. Длина бит – 80 см, диаметр – 5 см. Для каждой команды на земле размечают линии кона, пол кона и городов. Участвуют две команды. Играть можно в 2–3 человека.

Задача игроков – меньшим количеством ударов выбить из своего города наибольшее количество фигур, в которых сложены рюхи.

Каждая фигура состоит из пяти рюх. Всего их 15. 1 – пушка, 2 – звезда, 3 – колодец, 4 – артиллерия, 5 – пулеметное гнездо, 6 – часовые, 7 – тир, 8 – вилка, 9 – стрела, 10 – коленчатый вал, 11 – ракетка, 12 – рак, 13 – серп, 14 – самолет, 15 – письмо.

В городках, как правило, фигуры устанавливают и выбивают в той же последовательности, в какой они пронумерованы. Все фигуры устанавливают на передней линии города. Каждая команда получает по жребию правый или левый город. Каждому игроку дается по две биты для двух бросков по фигурам.

Сначала метают биты все участники одной команды, затем другой. Рюха считается выбитой, если она полностью вылетела за линию кона. Если же она легла на черту или откатилась в пригород, ее продолжают выбивать. Удар не засчитывается, если игрок заступает за линию кона или пол кона. Первый удар всегда делается с кона. Если игрок не промазал и выбил какое-либо количество рюх из установленной фигуры, следующий удар он наносит с пол кона. Следующий игрок тоже начинает броски биты с кона, при успешном попадании переходит на пол кона. Команда, затратившая на все фигуры меньшее количество бит, получает очко.

Периодов в игре обычно несколько, игроки договариваются об их количестве заранее. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.