Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Организация игровой деятельности различных возрастных групп



Организация игровой деятельности различных возрастных групп

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать» - Я. Коменский.

Сегодня многие взрослые сталкиваются с настойчивым напоминаем педагогов и психологов о необходимости игры в дошкольном возрасте. Порой оно звучит, несомненно, формально. Действительно для чего терять время на пустые забавы, когда ребенок уже умеет налаживать контакты со взрослыми и сверстниками, живо интересуется техникой письма, счета, мечтает об отличных отметках, а кроме того совершенно не желает играть и не верит ни в какое «понарошку»? Возможно, он уже перерос игры, и ему стало, неинтересно? Может быть современным детям вообще не нужна игра? Или компьютерные игры в полной мере удовлетворяют игровую потребность? На эти на многие другие хотелось бы сегодня вместе с вами найти ответ.

Дошкольный возраст называют возрастом игры. Это не случайно. Почти все, чем занимаются дети, предоставленные самим себе, они называют игрой. Нередко современные взрослые недооценивают значение игры, увлекаясь обучением и ускорением темпов развития ребенка. Поэтому, если у нас (взрослых)есть свободное время и выбор: поиграть или позаниматься с ребенком, скорее всего, он предпочтет последнее. И напрасно.

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.

И в то же время, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и (наверное, это главное) хотеть действовать правильно. Отношение современных дошкольников к игре (а значит и сама игровая деятельность) существенно изменились. Несмотря на сохранение и популярность некоторых игровых сюжетов (прятки, салочки, дочки-матери, дети в большинстве случаев не знают правил игры и не считают обязательным их выполнение. Они перестают соотносить своё поведение и свои желания с образом идеального взрослого или образом правильного поведения.

А ведь произвольность - это не только действия по правилам, это осознанность, независимость, ответственность, самоконтроль, внутренняя свобода. Лишившись игры, дети не приобретают всего этого. В результате их поведение остаётся ситуативным, непроизвольным, зависимым от окружающих взрослых.

Большую роль игровая деятельность приобретает в учебной деятельности, особенно у младших школьников. Это связанно с новыми впечатлениями в начальной школе и особенностями их психики. Ведь порой педагогам и воспитателям трудно заставить ребенка учиться и при этом думать умственно, что не мало важно для развития многих процессов.

В процессе учебной деятельности младший школьник остро нуждается в организации его умственной активности, он еще не обладает произвольностью в такой мере, чтобы самостоятельно заниматься учебной деятельностью. Младшим школьникам трудно понять приказы, запрещения, призывы к долгу ученика, они не могут долго задерживаться на учебных задачах, им быстро надоедает однообразие. Они стремятся к игровой деятельности, игра для них – смысл жизни, они не могут жить без активности. Именно в младшем возрасте возрасте проявляется гиперактивность ребенка, которую не так просто остановить.

В то же время игра развиваетв ребенке следующие качества:

1) сообразительность,

2) внимание,

3) терпение,

4) вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение, что характеризует умственную деятельность

Чтобы учебная деятельность приносила ребенку только радость и новые впечатления, необходимо не только полное выполнение рекомендаций педагога, но и умение правильно понимать и слушать информацию, которая несет в себе знания, умения и необходимые навыки. Именно тогда школьник испытает полное удовлетворение собой и радость преодоления умственных трудностей, которые возникли у него в следствие учебной деятельности, выраженной в игровой форме. Именно в этом случае игра служит незаменимым помощником педагогам, которая помогает найти правильный подход к каждому ребенку.

Одним из ведущих методов у детей младшего школьного возраста являются дидактические игры, сюжетно – ролевые и творческие игры.

Таким образом, игра способна сформировать у детей качества,необходимые для становления учебной деятельности:

1. общее положительное отношение к учебному труду, к школе, к учебному предмету, уважение к одноклассникам;

2. умение включаться в коллективную деятельность;

3. готовность слушать друг друга;

4. желание постоянно расширять свои возможности, развивать способности творить вместе с учителем;

5. расширение своих творческих способностей, самовыражения, самопознания, самоутверждения, инициативы и находчивости.

В игре формируются, перестраиваются и частные психологические процессы. Значительно повышается в условиях игровой деятельности пестрота зрения. В игре ребёнок раньше и легче удерживает сознательную цель запоминать большое количество слов, чем в лабораторных условиях. В игровой деятельности складываются благоприятные условия для развития интеллекта ученика, для перехода от наглядно- действенного мышления к образному мышлению и к элементам словесно- логического мышления.

Ценность игровой деятельности заключается в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования школьного общества. Она, как никакая другая деятельность, позволяет ученикам создавать те или иные формы общения. В играх дети развивают свою инициативу и находчивость, приучается к труду, точности, аккуратности. В играх развивается и укрепляется чувство товарищества, честности, правдивости

В подростковом возрасте у ребенка происходит демонстративное отмежевание от детства, активное самоутверждение на позиции «я – взрослый». Это период бурного роста и острой потребности в создании собственного мира, мира фантазий, воображаемых ситуаций. Л. С. Выготский, подчеркивая творческий характер фантазии подростка по сравнению с фантазией ребенка, называл ее «искусством для себя». Особенности подросткового восприятия жизни проявляется и в выборе ими ролевых игр. Подростки склонны к самостоятельным ролевым играм и способны сами организовать со сверстниками ролевую игру.

Существует мнение, что в подростковом возрасте снижается игровая активность, однако исследование З. И. Лаврентьевой показывает, что подростки играют в достаточно сложные и разнообразные ролевые игры.К распространенным характеристикам таких игр относятся: повторяемость сюжета на протяжении длительного времени (полгода, год и более); нежелание афишировать свои игры, засекреченность от взрослых

Разработка игр может осуществляться в процессе совместного творчества педагогов и детей в выборе сюжетов, игровых задач, ролей. Это не только создает у подростков интерес и ожидание предстоящей игры, но и предотвращает многие педагогические просчеты. Включение школьников в разработку игры – залог их активного участия в ее проведении, а также своевременности и актуальности для них идей игровой композиции. Лучшие игры – плод творчества педагогов и детей, это игры, в которые дети действительно играют.

Виды игровой деятельности (подвижные, ролевые, игры общения и др.) представляют собой определенную комбинацию потребностей с той или иной доминантой, которая и дает основание для обозначения вида игр. Но как уже отмечалось, объединяющим все виды игр началом служит творческая активность, реализуемая в способности к творчеству. Творческая активность одновременно реализуется и как потребность ребенка, и как педагогическая цель (тем самым она может стать способом решения противоречий воспитания).

Особое значение имеют коллективные творческие игры. Они выполняют функцию связи учебной и внеучебной деятельности школьников, замыкают актуальные игровые потребности детей на творческую переработку познавательной информации. В результате дети освобождаются от ограничений формального знания и погружаются в ситуацию живого поиска и открытия.

Практика педагогической деятельности выделяет такой особый тип творческих игр как познавательно-ролевые. Они наиболее характерны для детей и, особенно, подростков. С одной стороны, в них доминирует функция развития познавательной сферы, с другой – это основной способ деятельности и взаимодействия в игре. Примерами таких игр являются «Аукцион знаний», «Рождение Вселенной», «Лесная школа», «Защита фантастических проектов», «Школа ХХII века» и многие другие.

Такие игры стимулируют самопознание и самореализацию подростков, развивают способности сочувствовать, сопереживать, понимать другого человека. Закрепленные в других сферах жизнедеятельности, они создают предпосылки воспитания гуманной личности.

Основное достоинство ролевых игр-драматизаций состоит в том, что необходимость воплощения избранного сюжета и ролевой позиции ведет к тому, что подростки вынуждены осваивать соответствующие знания, во-первых, в той ситуации, в которой действует их герой, и во-вторых, в образе, подражать которому приходится в ходе игры. Так игра формирует потребность в познании и стимулирует поиск средств немедленного удовлетворения этой потребности.

Игровые технологии в обучении и воспитании детей среднего и старшего школьном возрасте отличаются качественным своеобразием.

• психофизиологическое обоснование: В поведении и деятельности детей подросткового возраста наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, стремление к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр. Особенностями игры детей подросткового возраста является нацеленность ребенка на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска событий, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

• педагогический принцип: Как правило, в качестве развивающих игровых технологий педагоги обращаются к такому типу игр как «деловые игры». В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операциональные, ролевые деловые игры, деловой театр, психо- и социодрама. Для эффективной организации педагогического взаимодействия тактика педагога может строиться в соответствии с определенными этапами деловой игры: подготовки, введения в игру, проведения и анализа хода игры.

• решение педагогических задач: Игровые технологии используются для достижения комплексных педагогических задач: усвоения нового и закрепления старого материала, формирования общеучебных умений, развития творческих способностей и т.п. Игровые технологии в воспитании и обучении детей подросткового возраста, с одной стороны, способствуют развитию зрелых социальных установок подростка, с другой - способствуют компенсации информационной перегрузки, организации психологического и физиологического отдыха.

Рекомендуемое время проведения программы:

· Младший школьный возраст - 35-45 мин. (подвижные до 1ч.)

· Средний школьный возраст - 60 - 70 мин. (подвижные до 1,5ч.)

· Старший школьный возраст - 80 - 100 мин. (подвижные до 2ч.)

· Развлекательная программа для молодежи и взрослой аудитории – до 2 часов, на вечере отдыха: чередование – игровой фрагмент – 15-20 минут, далее – танцевальная или «застольная» часть».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.