|
|||
Игра-экспериментирование. Школа волшебников» (средняя группа)Игра-экспериментирование «Школа волшебников» (средняя группа) Елена Петроченко Цель: способствовать формированию у детей умения самостоятельно проводить «исследование», подбирать необходимое оборудование, размышлять, обобщать результаты опытов. Задачи: Образовательные: - систематизировать знания детей о свойствах воды (жидкая, не имеет форму, не имеет цвета и запаха) -обогащать словарь детей новыми словами (эксперименты, предположения, вывод) - способствовать развитию умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями; - уточнить значение воды для всего живого Развивающие: -развивать познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы; -развивать коммуникативные умения; -развивать мелкую моторику в процессе обследовательских действий. Воспитательные: -Воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментам, умение работать в коллективе. -Воспитывать бережное отношение к воде Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое, физическое. Технологии: 1.Игровые технологии: использование игровых ситуаций и дидактических игр, сюрпризный момент 2. Технология исследовательской деятельности 3.Здоровьезберегающие технологии: смена двигательной активности Материалы и оборудование: ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ: 1. Панно «Кому нужна вода», «Для чего нужна вода», схемы, символы. 2. Капитошка, волшебная палочка, картины с изображением (слайд - реки, моря, океана, эмблема, символы обозначающие свойство воды, запись шума прибоя. РАЗДАТОЧНЫЙ: 1. Стаканы с водой, пустые стеклянные емкости разной формы, фигурки, салфетки, стаканы с соком, баночки и воронка по количеству детей. ИТК (ноутбук, проектор, экран) Предварительная работа. Беседы о воде; опыты с водой; чтение художественных произведений о воде «Путешествие капельки», «Капитошкины сказки». Ход занятия: Воспитатель: Ребята, я сегодня шла в детский сад и встретила, знаете кого? Послушайте загадку. Загадка: Зонтик буду я держать, И стараться их считать, Раз, два, три, четыре, пять, Что же падает опять? Ответ: капли Ребята, хотите послушать сказку про капельку. Так слушайте! Жила-была маленькая водяная капелька, звали её Капитошка. А вы знаете, кто такая Капитошка? Дети: Это капелька воды. Воспитатель: Молодцы, ребята! Она была такой грустной. Я спросила ее, что случилось, и она мне сказала, что дети очень мало, знают о воде. Я ее успокоила и сказала, что ребята довольно много знают о воде, и мы ей это докажем. Воспитатель: Докажем. (Ответ детей) Появляется Капитошка Воспитатель: Капитошка, мы вместе с ребятами выясним многие свойства воды. Кому и почему она так нужна? Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти картины и скажите, что изображено на них? Дети: Река, море. (Слайд №1с звуковым фоном) Воспитатель: Что изображено на картинке? А что объединяет все эти картины? А чтобы вам помочь я загадаю вам загадку: Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу! Дети: Вода. Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что вода обладает необыкновенными свойствами, и для их определения приглашаю вас в школу волшебников. Для этого мне понадобиться волшебная палочка. Будем чудо в гости звать, Раз, два, три, четыре, пять. Палочкой взмахнем своей, К волшебству спешим скорей! (Воспитатель волшебной палочкой касается всех детей). Теперь вы все стали волшебниками. Воспитатель: Оглянитесь, вот мы и оказались в школе волшебников. И я приглашаю в эту школу Капитошку, чтобы она тоже послушала про свойства воды. Воспитатель: А кто мне ответит, какая вода? Дети: Жидкая. Воспитатель: Правильно, ребята, вода – жидкая. А давайте определим свойства воды. Воспитатель: Вспомните, как определить, что вода жидкая? (Ответы детей) Вода легко переливается. (Слайд №2 - «Вода жидкая») А чтобы лучше нам это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доске). Опыт 1. «Вода – не имеем форму». Воспитатель: Ребята, а как выдумаете, вода имеет форму? (Ответы детей) Воспитатель: У меня на столе стоят емкости разной формы, стакан, банки разной формы и т. д. Давайте попробуем перелить воду в разные емкости. Какую форму приобретает вода? (Ответы детей) Воспитатель: Правильно, ребята. Вода приобретает форму той емкости, в которую мы её нальём. Значит, мы можем сделать вывод, что вода не имеет определённой формы. (Вывешивается символ). Опыт 2. «Вода – не имеем цвета». Воспитатель: - А теперь попробуем опустить в банку (стакан и т. д.) фигуры, которые я приготовила. (дети опускают маленькие шары и т. д. в емкости с водой.) -Как называются фигуры, которые мы опустили в стакан? (Ответы детей) - Ребята, фигуры изменили свою форму? Дети: Нет. Они остались прежней формы, не изменились. Воспитатель: А еще ребята, что вы можете сказать о цвете воды? (ответы детей) Воспитатель: Вода не имеет цвета, это мы видим на данном опыте. Обратите внимание на шарики, которые находятся в воде. Вы их видите? (Ответы детей) Воспитатель Что мы можем сказать? Вода, какая? Прозрачная. Не имеет цвета. (слайд №3). Воспитатель: А теперь немного отдохнем. Приготовьте ваши руки. Пальчиковая гимнастика. Дождик, дождик, веселей! Капай, капай, не жалей! Только нас не замочи! Зря в окошко не стучи! Брызги в поле пуще: Станет травка гуще! Воспитатель: Молодцы. Продолжим наши опыты? (Ответы детей) Опт 3 «Вода не имеет запаха» Воспитатель: Ребята у меня в стакане налит напиток, вам нужно угадать его. (дети нюхают) (стакане апельсиновый сок). Угадали? (ответы детей) Воспитатель: Ребята, а теперь я вам предложу понюхать воду. Вода пахнет? (Ответы детей) Воспитатель: Ещё один вывод можем сделать, вода не имеет запаха (слайд № 4). Воспитатель: Вот видишь, Капитошка, какие интересные факты мы знаем о воде Воспитатель: Молодцы ребята! Ну что, Капитошка, много наши ребята узнали о воде? Капитошка: Да! Только это так трудно запомнить. Воспитатель: А, ребята тебе, Капитошка, еще раз напомнят. Слушай и запоминай: (с опорой на символы):отвечают дети - вода жидкая -вода не имеет формы -вода не имеет цвета -вода не имеет запаха Воспитатель: А чтобы ты, Капитошка, ничего не забыла, ребята приготовили и для тебя символы. Капитошка: Спасибо. Я услышала много интересного о воде. Воспитатель: Капитошка, мы тебе ещё не сказали самого главного, кому нужна вода? Ребята поможем Капитошке? Дети: Да. (Ответы детей, закрепляющие картинками) Воспитатель: -Ребята, как вы думаете, какая вода нужна людям, животным, птицам, рыбам? Дети: Чистая. Воспитатель: А почему можно пить только чистую воду? Предположим, что мы выпили грязную воду, что может произойти с нами? (Ответы детей) Воспитатель: К сожалению, не всегда люди бережно относятся к воде. Выбрасывают в реки, моря, пруды мусор, разные отходы. Поэтому вода, прежде чем стать чистой и попасть в наши дома проходит через очистные сооружения, через специальные фильтры. (Слайд№5) Воспитатель: Я сейчас покажу вам как это сделать, в наших условиях фильтром послужит обычная салфетка. Опыт№4 «Чистая вода» Воспитатель: Для опыта нам понадобится: две баночки, воронка и салфетка. (Воспитатель объясняет и показывает). Сначала салфетку сверну несколько раз, затем вложу ее в воронку. Воронку вставлю в пустую баночку и начну аккуратно лить грязную воду. Посмотрите, что у меня получилось? Дети: Вода стала чистой. Воспитатель: А что стало с салфеткой? Дети: Она стала грязной. Воспитатель: Правильно весь мусор и грязь остались на ней. А теперь попробуйте сами очистить воду. Дети проводят эксперимент. Воспитатель: У всех вода очистилась? (Ответы детей) Воспитатель: Посмотрите, сколько грязи осталось на салфетке. Это мы очистили воду в баночке. Представьте, сколько грязи может накопиться в реке или в море, если человек будет бросать мусор в водоем? Дети: Много грязи. Воспитатель: Как вы думаете рыбам и всем обитателям водоемов, рек и морей хорошо жить в такой грязной воде? Дети: Нет. Воспитатель: А вы знаете, что от загрязненной воды рыбы и другие обитатели могут погибнуть? И не только обитателям водоемов нужна чистая вода. А еще диким животным, которые пьют ее с водоемов, растениям которые растут возле водоемов и нам с вами. Без воды мы не сможем прожить на Земле. Вода нужна всему живому. Воду нужно беречь! Не засорять водоёмы. Капитошка: Спасибо, ребята. Теперь я убедилась, что вы многое знаете о воде. До свидания! Воспитатель: Пришла пора нам, ребята, превратиться в обычных ребят (с помощью волшебной палочки воспитатель превращает детей). Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять В группу мы вернулись опять. Рефлексия: Воспитатель: Вам понравилось быть учёными – волшебниками? Дети: Да. Воспитатель: Спасибо, ребята, вам за помощь! Скажите, что нового вы узнали? Что больше запомнилось? Что для вас было самым сложным? В конце занятия для детей подготовлен сюрпризный момент, детям вручаются раскраски от Капитошки.
|
|||
|