Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





А.Ю. Филиппова. ФГБОУ ВО «Мурманский арктический. государственный университет»,. г. Мурманск, Россия. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. A.Y. Philippova. Murmansk, Russia. PROBLEMS



А.Ю. Филиппова

ФГБОУ ВО «Мурманский арктический

государственный университет»,

г. Мурманск, Россия

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Аннотация: Проблемы, связанные с реализацией основных принципов международно-правового сотрудничества в сфере охраны окружающей среды, стали особо остро стоять в период усиления глобализации, мировых кризисов и расширения влияния сверхдержав. Тем не менее, вне зависимости от уровня вовлеченности в мировые процессы и степени влияния отдельных стран, все они, в той или иной мере, оказывают свое воздействие на окружающую среду. Для регулирования уровня этого воздействия и сформулированы принципы международно-правового сотрудничества в сфере охраны окружающей среды, которые встречают разного рода проблемы при своей реализации.

Ключевые слова: международное право; охрана окружающей среды; правосудие; международное сотрудничество.

A.Y. Philippova

Of the «Arctic Murmansk state University»,

Murmansk, Russia

 

PROBLEMS OF IMPLEMENTING THE BASIC PRINCIPLES OF INTERNATIONAL LEGAL COOPERATION IN THE FIELD OF ENVIRONMENTAL PROTECTION

 

Abstract: The problems associated with implementing the basic principles of international legal cooperation in environmental protection have become especially acute during the period of increasing globalization, global crises and the expanding influence of superpowers. Nevertheless, regardless of the level of involvement in world processes and the degree of influence of individual countries, all of them, in one way or another, impact the environment. To regulate the exposure level, the principles of international legal cooperation in the field of environmental protection are formulated, which encounter all kinds of problems in their implementation.

Key words: international law; environmental protection; justice; the international cooperation.

 

Проблемы, связанные с реализацией основных принципов международно-правового сотрудничества в сфере охраны окружающей среды, стали особо остро стоять в период усиления глобализации, мировых кризисов и расширения влияния сверхдержав. Тем не менее, вне зависимости от уровня вовлеченности в мировые процессы и степени влияния отдельных стран, все они, в той или иной мере, оказывают свое воздействие на окружающую среду. Для регулирования уровня этого воздействия и сформулированы принципы международно-правового сотрудничества в сфере охраны окружающей среды, которые встречают разного рода проблемы при своей реализации.

Наиболее важное значение для закрепления принципов международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды сыграли декларации и иные договоры, принятые в 70-90-х годах прошлого столетия [5]. Данные документы являлись важным этапом признания самостоятельного места экологического право в системе традиционных отраслей международного публичного права, была очерчена отдельная сфера правового регулирования - охрана окружающей среды от загрязнения через установление международных режимов охраны природных объектов, признаваемых глобальным достоянием человечества.

В настоящее время отраслевые принципы международного экологического права наиболее полно неофициально кодифицированы в проекте международного договора, получившего название проект Международного пакта по окружающей среде и развитию 1995 г. [8], в основу которого были положены договоры и обычаи в области международного экологического права, а также те международные договоры, с которых и началось наиболее активное взаимодействие мирового сообщества по решению проблем, связанных с регулированием вопросов, связанных с охраной окружающей среды. К данным документом, в частности, относятся: Стокгольмская декларация 1972 г., Всемирная Хартия природы 1982 г. и Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию 1992 г [7].

Для всех стран становится очевидно, что сотрудничество - единственный законный способ реализации государством своих интересов в период глобализации. Соблюдение фундаментальных общепризнанных принципов международного права имеет основополагающее значение для эффективного международно-правового регулирования защиты окружающей среды. Роль и значение этих принципов еще более возрастают в связи с проблемой переноса загрязнения за пределы территории одного государства на большие расстояния.

Для решения данных проблем, в частности, в 1993 году в Международном суде ООН была создана Камера по экологическим вопросам. Тем не менее, за 13 лет существования Камеры ни одно государство не обратилось в нее для разрешения спора, и в 2006 она была упразднена. Председатель Суда Розалин Хиггинс заявила, что Камера упразднена, так как «государства рассматривают международное экологическое право как часть международного права и, следовательно, нет необходимости в отдельной Камере по экологическим вопросам»[2]. Тем не менее, еще одной из причин прекращения работы Камеры эксперты называют тот факт, что «государства и судьи часто не могут решить, является спор экологическим или нет» [6].

К сожалению, получается, что на практике отделить экологический спор от экономического спора далеко не всегда представляется возможным. Во всех рассмотренных Судом делах, где затрагивались экологические проблемы, они были неразрывно связаны с международными экономическими отношениями. Это связано, прежде всего, с сильным воздействием результатов интенсивного индустриального развития на окружающую среду.

По факту, получается, что в практике Международного суда ООН не было исключительно экологических споров, они, в той или иной мере были связаны с защитой экономических интересов государств и невозможности разрешения споров без учета обоих видов указанных интересов. К таким делам можно отнести: «Юрисдикция над рыбными промыслами (Великобритания против Исландии, ФРГ против Исландии)» (решения вынесены в 1974 году); «Проект Габчиково-Надьмарош (Венгрия/Словакия)» (решение вынесено в 1997 году); «Целлюлозные заводы на реке Уругвай (Аргентина против Уругвая)» (решение вынесено в 2010 году); «Китобойный промысел в Антарктике (Австралия против Японии)» (решение вынесено в 2014 году) [4], которые не связаны с защитой окружающей среды напрямую, а исходят в первую очередь из экономических интересов сторон. Тем не менее, даже подобная двойственность дел показывает, что проблемы, связанные с окружающей средой имеют место быть и находят свое отражение в мировой судебной практике хоть и не в чистом виде.

Как уже говорилось ранее, интересы обеспечения международной и национальной экологической безопасности, охраны окружающей среды и рационального природопользования требуют от всех стран участия во всех возможных формах сотрудничества. Это непосредственно указано в 7 принципе Декларации по окружающей среде и развитию 1992 г, а именно: «Государства сотрудничают в духе глобального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления чистоты и целостности экосистемы Земли. С учетом того что различные государства в неодинаковой степени способствовали ухудшению состояния окружающей среды планеты, они несут общие, но дифференцированные по своей степени обязанности. Развитые страны признают ответственность, которая лежит на них в контексте международных усилий по обеспечению устойчивого развития, с учетом того бремени, которое налагают их общества на окружающую среду планеты, и тех технологий и финансовых ресурсов, которыми они обладают» [1].

Проблема исполнения дифференцированных обязанностей, указанных в данном принципе также была поднята в 2009 г. на Конференции ООН по изменению климата, проходившей в Копенгагене, в рамках которой возникли разногласия по вопросу распределению нагрузки по снижению выбросов между развитыми и развивающимися странами. Это в свою очередь стало причиной трудностей с подписанием заключительного документа на да данной Конференции. В результате критики развивающихся государств предложенное для подписания соглашение было лишь принято к сведению, так как по мнению развивающихся стран, их доля в глобальных выбросах незначительна, и поэтому основная нагрузка по снижению выбросов должна быть возложена на развитые страны [3].

Подобный прецедент исходит из того, что под принципами международного экологического права могут пониматься как нормы права (принципы-нормы), так и неправовые категории (принципы-идеи).

Так, в Стокгольмской декларации 1972 г. к принципам-идеям относятся положения, закрепленные в Принципах 2 - 5. Они содержат в себе призывы к сохранению возобновляемых и не возобновляемых природных ресурсов Земли, а также к предотвращению загрязнения окружающей среды. То есть по своей сути они не являются обязательными к исполнению, а лишь декларирующими.

Принципы-нормы же отражены в Принципах 21-24, и, в том числе, упоминаемом ранее 7 Принципе, который нашел свое договорное закрепление в Конвенции по предотвращению загрязнения моря с судов (Конвенция МАРПОЛ 73/78), в Лондонской конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. и в других международно-правовых документах в этой области [8].

Но проблема заключается в том, что и принципы-нормы и принципы-идеи, как нормы международного права, не могут являться обязательными, так как у стран участников есть выбор, подписывать их или нет, что и имело место на Конференции ООН 2009 г.

Неисполнение этого принципа является лишь одним из примеров проблемы, связанной с реализацией норм международно-правового сотрудничества в сфере охраны окружающей среды. Не смотря на то, что существует судебная практика, относящаяся к вопросам экологического права, она не затрагивает его напрямую. Можно предположить, что укрепление международного экологического права и его эффективного применения может обеспечиваться посредством таких мер, как истолкование и упрочение его принципов.

В связи с вышеизложенным, одним из путей решения проблем, связанных с недостаточной ясностью при исполнении норм по охране окружающей среды, я вижу принятие Международным экологическим судом разъяснения по вопросам судебной практики применения Принципов, закрепленных в Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию. Данная мера позволит восполнить пробелы в международном нормативном поле, связанном с исполнением и применением принципов экологического права, что, несомненно, окажет существенное воздействие на унификацию понимания применения норм по охране окружающей среды в мировом сообществе.

Таким образом, не смотря на то, что принципы международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды находят свое отражение во многих документах, они все еще сталкиваются с рядом проблем своей реализации. Это может быть связано в первую очередь с относительной новизной института экологического права для мировой практики, ведь первая попытка задокументировать сами принципы мирового сотрудничества была осуществлена только в 1972 г. на Конференции в Стокгольме. Это, безусловно, относится к проблемам судебной практики Международного суда, который сталкивается с неопределенностью, являются ли нормы экологического права полностью самостоятельной отраслью или же относятся к другим правовым институтам.

Также нормы, связанные с охраной окружающей среды, являясь нормами международного права, носят декларативный характер, а именно, не все страны обязаны подчиняться им и участвовать в соглашениях, связанных с охраной окружающей среды. Отсюда проистекают проблемы международного сотрудничества, которые типичны в мировой практике не только для экологического права. 

Список литературы:

1. Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 14 июня 1992 г.) – URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl.shtml (дата обращения: 25.04.2020)

2. Report of the International Court of Justice. 1 august 2006 - 31 July 2007. A/62/4. P. 52.

3. Отчет N Копенгагенское соглашение: дополнительные материалы по процессу принятия решений и будущим действиям // URL: http://refdb.ru/look/2556617.html (дата обращения: 25.04.2020).

4. Боклан, Д.С. Практика разрешения Международным судом ООН споров, вытекающих из международных экологических и международных экономических отношений [Текст] / Д.С. Боклан // Международное правосудие. – 2014 - № 2(10) – С. 99-105.

5. Валеев, Р.М. Международное экологическое право: Учебник / Р.М. Валеев. - Москва : Статут, 2012. - 639 с. - Текст : непосредственный.

6. Копылов М.Н., Солнцев А.М. Международное экологическое право перед вызовами современности (Международный экологический суд) [Текст] / М.Н. Копылов, А.М. Солнцев // Евразийский юридический журнал. - М., 2013. - № 3(58). - С. 53-56.

7. Краснова, И.О. Современные тенденции развития международного экологического права [Текст] / И.О. Краснова // Экологическое право. – 2018 - № 2 – С. 20-27.

8. Курдюков, Г.И. Международное право. Особенная часть: Учебник для вузов / Г.И. Курдюков, Р.М. Валеев. – Москва : Статут, 2010. - 624 с. - Текст : непосредственный.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.