Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СЕТЕВАЯ ШКОЛА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ



СЕТЕВАЯ ШКОЛА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Т.Б Богданова, директор, Э.Г. Нагоева, заместитель директора по УВР, И.Г. Коротаева, заместитель директора по УВР МБОУ «Менделеевская СОШ», 

Подготовка обучающихся в школе к жизненному и профессиональному самоопределению на современном этапе развития общества закреплена в федеральных государственных образовательных стандартах каждого образовательного уровня. В настоящее время актуальность организации профессионального самоопределения в общеобразовательных организациях можно подчеркнуть следующими нормативно-правовыми актами: Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ. Согласно 66 статье закона «Об образовании». Среднее общее образование является направленным на «формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности».

Выбор будущей профессии, как известно, является начальным и самым важным этапом профессионального самоопределенияподростка [1].Этот выбор представляет для старших школьников значимую проблему, которая в дальнейшем будет также влиять на образ жизни, судьбу. Вопрос «Кем мне стать?» задает себе каждый выпускник школы. И здесь главное - не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам и, наконец, требования, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. Старшеклассника манят десятки профессий. Каковы они? Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом - высокая культура движений, в третьем - острота наблюдений [2]. Конечно, разобраться в таком разнообразии своих личностных качеств, способностей, нелегко.

Очень важно ребятам своевременно начать разбираться в своих интересах и возможностях, начать «пробовать себя в деле» в имитируемых или реальных условиях профессиональной иликоммуникативной деятельности.

Такая работа в нашей школе ведется системно, начиная с самого простого знакомства с профессиями в начальной школе до более глубокого, осознанного понимания себя и своих интересов и способностей к выпускным классам. Используются для этого различные формы. И конечно административная команда и педагогический коллектив нашей школы, понимая актуальность данной формы работы, поддержали идею организации сетевой школы на уровне района и включились в ее деятельность.

Сетевая школа – как форма профессионального самоопределения учащихся была организована для учащихся 10-х классов Карагайского района с начала  2019-2020 учебного года. 

Сетевое обучение – это совместная деятельность организаций, направленная на обеспечение освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций: образовательных, научных, производственных [3].

Сетевая школа в нашем районе направлена на мобилизацию педагогических, профессиональных, финансовых ресурсов в направлении профессионального самоопределения обучающихся 10 классов школ района. Важным моментом при организации сетевой школы стало тьюторское сопровождение учащихся, направленное на выявление интересов обучающихся и сопровождение обучающихся в данном процессе. Целью педагогической деятельности тьютора является создание условий для построения собственной индивидуальной образовательной траектории обучающихся, он помогает ему наметить пути развития желаемого уровня компетентности.Тьюторское сопровождение может осуществлять специально подготовленный профессионал – тьютор. Поэтому перед началом тьюториалов педагоги прошли первоначальное знакомство с тьюторскими технологиями -  основами ведения тьюториала – знакомства, ведения беседы, завершения.

Сетевая школа организована следующим образом.Первая встреча учащихся – образовательное событие, которое состоялось в МБОУ «Карагайская СОШ № 1» было направлено на знакомство, сплочение и формирование первоначального запроса на профессиональную и деятельностную пробу. Практически все учащиеся после проведения тьюториалаопределились с профессиональной областью, запросом пробу. В соответствии с этим выбором получилось распределение всех учащихся на 4 направления - гуманитарное, технологическое, цифровое, естественно – научное. Затем на базе 4 организаций были сконцентрированы эти направления. На базе МБОУ «Менделеевская СОШ» - гуманитарное направление, куда определились ребята, желающие попробовать себя в роли учителей, воспитателей, тренеров, журналистов, артистов, юристов. На базе МБОУ «Карагайская СОШ № 2», совместно с МБОУ «Рождественская СОШ», - естественно – научное направление, здесь оказались ребята, интересующиеся медициной и наукой. На базе МАУ ДО «Центр информационных и коммуникационных технологий» - цифровое направление, где собрались ребята, увлекающиеся цифровыми технологиями, компьютерами и программированием. На базе МБОУ «Карагайская СОШ № 1» - технологическое направление, сюда определились ребята, желающие попробовать себя инженерами, механиками, техниками. В каждом направлении во время второго образовательного события состоялись встречи и круглые столы с профессионалами,тьюториалы на уточнение запросов на пробу в присутствии профессионалов.

Удачно вписался в работу сетевой школы мобильный кванториум, который в течении 2 недель работал на территории Карагайского района. Ребята из цифрового и технического направлений смогли попробовать себя в практической деятельности и разработке проектов рамках 4 квантумов - Аэроквантум, Хайтек, Промышленный дизайн, IT|VR квантум.

Дальнейшим шагом в работе сетевой школы предполагалось проведение мастер-классовдля введения в выбранную профессию и проведения профессиональных и деятельностных проб, анализпробы с тьютором, выводы по итогам пробы. К сожалению эпидемическая обстановка в этом учебном году нарушила планы и пробы не были проведены.

Отзывы участников сетевой школы – наших учащихся положительные. По результатам опроса 28% ребят ответили, что занятия в сетевой школе им нравятся, они посещали их с удовольствием. 33% считают, что занятия помогают определиться с будущей профессией, 53% думают, что занятия помогают убедиться в правильности выбора относительно будущей профессии. 15% ребят считают, что занятия бесполезны, но нравится общение с новыми людьми. 43% опрошенных ребят ждут от сетевой школы продолжения определения в выборе будущей профессии, 43% хотят пройти профессиональные пробы по выбранным профессиям.

Сетевая школа как одна из форм организации профессионального самоопределения старших школьников в данном формате несомненно способствует профессиональному самоопределению старшеклассника, заставляет его включится в процесс самопознания, саморазвития, осознанного выбора. Для успешного профессионального самоопределения очень важно как можно раньше начать искать себя, пробовать и ошибаться, или пробовать и находить свое. Свои интересы, свой путь в жизни.

Список используемых источников:

[1]https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65625a3bc69a5d53b89421216c36_0. html

[2] http://1111mar.blogspot.com/2015/05/blog-post_17.html

[3] Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "Об образовании в Российской Федерации", ст. 15 п.1.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.