Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Таблица 1- Характеристика основных этапов инвентаризации



Таблица 1- Характеристика основных этапов инвентаризации

Этапы инвентаризации Документы, оформляемые в ходе инвентаризации Функции бухгалтерии
Подготовительный Приказ руководителя о прове-дении, расписки материально ответственных лиц Определение остатков активов и обязательств по учетным данным
Сверка фактического состояния с данными бухгалтерских документов Акты инвентаризации, инвен-таризационные описи, сличи- тельные ведомости Участие в проверках, приводимых инвентаризационной комиссией
Таксировочный То же Предоставление данных о существующих оценках активов и обязательств
Аналитический Акты инвентаризации, сличи-тельные ведомости Проверка данных, содержащих-ся в актах и описях; выяснение причин отклонений, подготовка предложений по отражению в учете результатов инвен-ции
Заключительный Ведомость учета результатов инвентаризации. Приказ руководителя об утверждении результатов инвентаризации Внесение бухгалтерских запи-сей в учетные регистры, хранение документов по учету результатов инвентаризации

 

До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.

Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее, чем в двух экземплярах.

Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.

По имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных составляют сличительные ведомости, в которых отражаются результаты инвентаризации, то есть расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей. Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации в следующем порядке:

- основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению соответственно на финансовые результаты у организации или увеличение финансирования (фондов) у государственного (муниципального) учреждения с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц;

- убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя организации соответственно на издержки производства и обращения у организации или на уменьшение финансирования у государственного (муниципального) учреждения. Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач.

Недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на финансовые результаты организации (прочие расходы).

По окончании инвентаризации комиссия составляет протокол, отмечая в нем свои решения и предложения, который утверждает руководитель организации. 

Материалы инвентаризационной комиссии по завершении инвентаризации передаются в бухгалтерию организации, где подлежат хранению в специальной папке не менее пяти лет, а в случае возникновения споров, разногласий, следственных и судебных дел, возбужденных по результатам инвентаризации, – до вынесения окончательного решения.

Выявленные излишки товаров приходуются в бухгалтерском учете на счете учета товаров по рыночной цене на дату проведения инвентаризации:

Дебет счета 41 «Товары» Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 1 «Прочие доходы».

Недостачи товаров в бухгалтерском учете относятся на виновных лиц. Если же таковые не установлены или суд отказал во взыскании убытка с них, недостачи списывают на финансовые результаты.

Списание недостач отражают: Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит счетов 10 «Материалы», 41 «Товары»,43 «Готовая продукция».

Недостача отнесена на виновных лиц: Дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Когда ущерб оценен, исходя из рыночной стоимости недостающих ценностей, разница между взыскиваемой суммой и суммой недостачи, учтенной на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», списывается на счет 98 «Доходы будущих периодов», субсчет «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей».

По мере погашения задолженности соответствующие суммы будут списываться со счета 98 «Доходы будущих периодов» в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы».

В том случае, когда решением следственных или судебных органов подтверждено, что виновные лица отсутствуют, недостачи списываются на счет 91 «Прочие доходы и расходы». Списана недостача при отсутствии виновных лиц (или если во взыскании отказано судом): 

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Необходимо отметить, что результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете  (за исключением случаев, когда, например, судебные разбирательства по искам о взыскании с виновных лиц сумм материального ущерба в месяце проведения инвентаризации или на момент составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности не завершены).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.