Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Зорин СС. Село Укан. Село Укан Спасская церковь (1811) . В середине 19 века в храмах села Укан работали Алексей, Василий, Иоанн и Михаил Васнецовы (из семейства Васнецовых). Они преподавали в местных школах.. с. Укан Глазовского уезда



                            Зорин СС

                       Село Укан

  Село Укан Спасская церковь (1811) . В середине 19 века в храмах села Укан работали Алексей, Василий, Иоанн и Михаил Васнецовы (из семейства Васнецовых). Они преподавали в местных школах.

     

                        

 

 

                Спасская церковь с. Укан.

                          

                                     

     

 

 

 

В начале XVII века данная территория была заселена удмуртами воршудно-родовых групп Дурга, Салья, Санья, Ташья. Первый источник, упоминающий «деревню Уканскую на речке на Лекме» — это ревизская сказка 1646 года. Сообщалось что жили там 15 домохозяев.

В ноябре 1744 года новокрещёный удмурт И. Трефилов выпросил у епископа Вятского и Великопермского Варлаама разрешение на строительство в деревне Уканской деревянной церкви. Церковь построена в 1748—1749 годах и освящена во имя Нерукотворного Образа Христа. В феврале 1804 года Вятской духовной консисторией разрешено строительство каменного храма. Постройка началась в 1807 году на средства прихожан и завершено к 1811 году. Здание Уканской Спасской церкви хорошо сохранилось, в 2009 году было отреставрировано[1].

В 1957 году входило в Уканский сельсовет. К 1961 году в селе проживало 120 человек.

В селе функционирует библиотека, с 2004 года носящая имя Флора Васильева.

                          с. Укан Глазовского уезда

В ноябре 1744 г. новокрещеный из вотяков И. Трефилов обратился к епископу Вятскому и Великопермскому Варлааму с просьбой разрешить построить в д. Уканской деревянную церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, отделиться от прихода церкви с. Елово и образовать свой приход.
Преосвященный Варлаам разрешил заготовлять в д. Уканской необходимые материалы для строительства церкви. Временно, до окончания строительства, богослужения проводились в деревянной часовне, перевезенной из с. Елово.

 В прошении к Варлааму указывались селения будущего прихода: д. Укан-ская, д. Ярская, д. Дизминская, д. Мосиевская, д. Дзякинская, д. Лязгинская, поч. Дизминский, д. Кыченская, д. Бурмошурская, поч. Меметовский, д. Байдалинская, д. Юберевская, поч. Жуамский, д. Лиминская, д. Малая Лима, д. Новоеловская, д. Кычинская, д. Ворцы, д. Моинская, д. Нижняя Чура, поч. Еловский (Вверх Чуры), д. Тымпаловская, поч. Дзякинский.
Деревянная церковь была построена в 1748–1749 гг. с двумя приделами: в теплой церкви – во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, освящен в 1749 г.; в холодной церкви – во имя Нерукотворного Образа Христа Спасителя, освящен 29 декабря 1751 г. В 1776 г. к этой церкви был пристроен третий придел во имя Св. Пророка и Предтечи Господня Иоанна (по храмозданной грамоте от 30 апреля 1775 г. № 1327).
В 1777 г. из состава прихода выделился приход с. Юкаменское.
В феврале 1804 г. Вятской духовной консисторией была выдана храмозданная грамота на строительство каменного храма с двумя приделами. Строительство его началось в 1807 г. на средства прихожан и было закончено в 1811 г. 16 октября 1811 г. был освящен правый придел теплой церкви во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы; левый придел теплой церкви освящен 25 сентября 1823 г. в честь Св. Апостолов Петра и Павла. В холодной церкви главный престол был освящен 24 сентября 1823 г. во имя Нерукотворного Образа Христа Спасителя.


Старая деревянная церковь была разобрана по указу Вятской духовной консистории от 9 июля 1815 г.

В 1839 г. в составе прихода числились: с. Укан, поч. Белоключевский, мельница Чуринская, мельница Дингурецкая, д. Заречный Укан, д. Бурмошурская, д. Ярская, д. Дизминская, д. Мосеевская, поч. Кычинский, поч. Дизминский, д. Вор-цинская, мельница Красноярская, поч. Сезевский, поч. Моинский, д. Нижне-Чуринская, д. Черкасская, д. Базаковская, д. Тымпальская, д. Байдалинская, д. Ле-зинская, д. Ботогуртская, д. Карасевская, д. Дзякинская, д. Зянкинская, д. Добрин-ская, поч. Пазековский, поч. Базаковский, поч. Тупалудский, поч. Кычинский, поч. Ботогуртский, поч. Исаковский, поч. Кесшурский, поч. Еловский, поч. Юрский, поч. Моинский, поч. Логошурский, поч. Оверинский, поч. Чадинский, д. Верхчуринская, д. Дворищенская, д. Кыченская, д. Балинская, д. Меметовская, поч. Ягошурский, поч. Усть-Ягошурский, поч. Усть-Короваевский, поч. Ташевский, поч. Удинский, поч. Азмановский, поч. Черлановский, поч. Бердышевский, поч. Добринский, поч. Дусыковский, поч. Верх-Моинский, поч. Алышевский, поч. Кычонский, д. Ключевская, д. Ежевская, д. Шамардановская, поч. Ежевский, поч. Пасшурский.
В 1847 г. из состава прихода выделились приходы сел Ежево и Ядгурецкое, в 1887 г. – приход с. Никольское.

29 января 1878 г. при церкви было открыто церковно-приходское попечительство.
В 1893 г. в селе открыта церковно-приходская школа, с 1 сентября 1910 г. – министерская школа.

У Спасской церкви были 2 приписные церкви: кладбищенская церковь, по-строенная в 1848 г. на средства прихожан на приходском кладбище, во имя Сретения Господня и Николаевская церковь, построенная на средства Уканского церковно-приходского попечительства в 1899–1901 гг. на ст. Яр.
Спасская церковь была закрыта на основании постановления Удмуртского облисполкома от 9 сентября 1932 г. Здание передано под школу.
Сретенская кладбищенская церковь была снесена на основании решения Ярского райисполкома от 31 октября 1952 г.

 

                 Роспись в Спасской церкви с. Укан

  Село Укан Спасская церковь (1811). В середине 19 века в обоих храмах села Укан работали Алексей, Василий, Иоанн и Михаил Васнецовы (из семейства Васнецовых). Они преподавали в местных школах.

«С появлением Спасской церкви в селе Укан постепенно развивалось образование. В 1838 году в селе Укан стараниями настоятеля прихода священника Ивана Васнецова была открыта церковно-приходская школа. Она располагалась в каменном здании при Спасской церкви, имела собственного учителя, который жил при ней и получал вознаграждение из личных средств священника»[25].

В данной церкви поражают фрагменты росписи, которые частично остались на стенах церкви. Они выполнены в «неорусском- васнецовском» стиле.   По словам старожилов, ее выполнили знаменитые братья Васнецовы.

Мои исследования показали, что данную церковь скорее всего расписывали «Васнецовские» артели, которые использовали эскизы В.М.Васнецова. Вторая версия по данной церкви заключается в том, что росписи часто заказывали служители церкви, в данном случае заказчиками были Васнецовы и они сами предлагали варианты эскизов росписи. Они предложили росписать храм по эскизам В.М. Васнецова. Третья версия заключается в том, что В.М. Васнецов мог общаться с родственниками из Укана и давать советы по использовании своих эскизов росписи или быть у них в гостях? Вероятно, что и это могло быть…

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.