|
|||
Структура внешнеторгового оборота по группам стран в январе-ноябре 2019 годаСтр 1 из 4Следующая ⇒
Темнякова Маргарита Андреевна ВЭЗ-281
Внешнеэкономическая деятельность (сокр. ВЭД) — совокупность функций предприятий, ориентированных на мировой рынок, с учётом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на зарубежных рынках. ВЭД относится к рыночной сфере, базируется на критериях предпринимательской деятельности, структурной связи с производством и отличается правовой автономностью и экономической, а также юридической независимостью от отраслевой ведомственной опеки. Исходным принципом ВЭД предприятий служит коммерческий расчёт на основе хозяйственной и финансовой самостоятельности и самоокупаемости с учётом собственных валютно-финансовых и материально-технических возможностей. В соответствии с законодательством РФ под определением внешнеэкономическая деятельность понимается внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них). Различают следующие виды ВЭД: внешнеторговая деятельность; международное разделение труда; производственная кооперация; валютные и финансово-кредитные операции; отношения с международными организациями. Исторические аспекты регулирования внешнеэкономической деятельности. Условно в России можно выделить 4 этапа развития руководства внешнеэкономической деятельностью: дореволюционный (до 1918 г.), советский (1918-1986 гг.), перестроечный (1986-1991 гг.), современный этап (с 1991 г.). Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности - совокупность методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основанных на применении таможенных пошлин, таможенных процедур, правил. Риски внешнеэкономической деятельности. Производственный, т.е. связанный с непосредственным производством торговой продукции, возникает в случае резкого увеличения или уменьшения размеров производства, непредвиденных затрат, привлечения новых инвестиций, освоения инноваций и т.д. коммерческий возникает в процессе реализации товаров и услуг, резкого изменения спроса, роста товарных издержек, освоения новых видов торговли и т.д. финансовый риск присутствует постоянно, так как любое предприятие осуществляет свои финансовые отношения с банками и другими кредитными учреждениями, а его финансы воплощаются ценными бумагами. Деятельность банков в свою очередь зависит от колебаний курса ценных бумаг, процентных ставок на кредиты, займы, от инфляции, от колебаний валютных курсов и т.д. В результате этого в мировой торговле появляются следующие виды рисков: хозяйственно-правовые риски, политические, международные. Наконец, в самой внешней торговле каждой страны особенно при экспортно-импортных сделках, их заключении и исполнении возникают следующие риски: риск невыполнения условий международного контракта (сроки поставки, несоответствие количества, качества и т.д.); кредитный риск; валютный; сбытовой, ценовой, коммерческий, производственно-технический. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в России осуществляется в соответствии со следующими принципами: 1. защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг; 2. равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом; 3. единство таможенной территории Российской Федерации; 4. взаимность в отношении другого государства (группы государств); 5. обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации; 6. выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности; 7. гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности; 8. обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности; 9. исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации; 10. обеспечение обороны страны и безопасности государства; 11. обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности; 12. единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности; 13. единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации. Необходимо развивать внешнеэкономические связи страны по всем направлениям, а не отдавать преимущество в основном Европе. Это обусловлено тем, что другие направления могут быть тоже полезны для России. Например, Азиатское направление. Именно Азиатско-Тихоокеанский регион имеет новые технологии, велик спрос на услуги строительства, энерготовары, среднетехнологичную технику российских предприятий и российскую спецтехнику. Регион обладает немалыми инвестиционными ресурсами, имеет отсутствующее в России сырье (каучук, тропическое продовольствие и волокна, редкие металлы), может поставлять качественную и недорогую техническую комплектацию. Наконец, усиленная торговля на этом направлении способна существенно ускорить развитие Сибири и Дальнего Востока, при условии, что они будут специализироваться на экспорте не только сырья, но и промышленной продукции. Значение статистики внешнеэкономической деятельности определяется той большой экономической и политической ролью, которую играет внешняя торговля и другие формы внешнеэкономических связей для большинства стран. Именно данное обстоятельство объясняет относительно высокий уровень организации статистических работ в этой области. Во многих странах внешнеторговая статистика – это наиболее развитая отрасль экономической статистики. Она имеет хорошее организационное обеспечение и разработанную методологию. Основной задачей статистики внешнеэкономической деятельности любой страны является надлежащая организация статистического учета различных форм внешнеэкономических связей (экспорта и импорта товаров, услуг внешнеэкономической деятельности, иностранной инвестиционной деятельности, движения валютных средств и деятельности совместных предприятий).
Традиционными задачами этой отрасли статистики являются: - сбор и обработка данных, характеризующих развитие внешнеэкономических связей; - обеспечение необходимой информацией государственных органов управления; - разработка системы показателей внешнеэкономической деятельности; - разработка методов расчета и взаимной увязки показателей динамики и структуры внешнеэкономических связей;- анализ факторов, обусловливающих основные тенденции развития внешнеэкономических связей; - сравнительный анализ показателей внешнеэкономической деятельности различных стран и международных экономических связей; - совершенствование методологии и повышение уровня экономикостатистического анализа.
Структура внешнеторгового оборота по группам стран в январе-ноябре 2019 года
|
|||
|