Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Влияние электронных устройств на развитие речи ребёнка»



«Влияние электронных устройств на развитие речи ребёнка»

Васильева Л.М. воспитатель

 

В последние годы происходит широкое распространение и очень раннее знакомство детей с различными электронными устройствами (телевизоры, компьютеры, планшетные компьютеры, мобильные телефоны, электронные игрушки). Родители считают их цивилизованными средствами для утешения, отвлечения и развития детей. Эта позиция подкрепляется ещё и тем, что электронные устройства, занимая внимание детей, позволяют родителям освободить время для работы и личной жизни. Замещение человеческого способа коммуникации в семье электронным суррогатом представляет серьёзную опасность, т.к. нарушает нормальный процесс психического, социального, культурного и духовного развития детей. Активное развитие информационных (в том числе компьютерных) технологий в последние годы накладывают серьёзный отпечаток на развитие современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение телевидения, компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей. У современных детей резко поменялись виды досуга. Не только компьютер является причиной изменения структуры досуга дошкольников, телевидение по-прежнему занимает большую часть времени в структуре свободного времени детей.

Наблюдения за детьми, в жизни которых постоянно присутствуют различные электронные устройства, позволили выявить некоторые особенности в их развитии. К ним относятся неадекватные эмоциональные реакции в поведении дошкольников, иногда агрессию по отношению к сверстникам, низкий уровень эмпатийности (неспособности к сопереживанию), а особенно недостаточное развитие речевых навыков. Всё вышесказанное и подтверждает актуальность темы данной консультации. Здесь особую роль начинает играть главный принцип медицины «Не навреди». Современным родителям необходимо объяснить все плюсы и минусы использования детьми электронных устройств, дать рекомендациями по организации работы детей с электронными устройствами, а также познакомить с теми программами и играми, которые будут не только развлекать ребёнка, но и развивать его. Влияние электронных устройств на развитие речи ребёнка. Отказаться от использования информационных технологий в современной жизни невозможно, т.к. они активно применяются во всех сферах жизни человека, но можно направить их использование в правильное русло, не дать ребёнку стать зависимым от них.

Бессистемное и бесконтрольное использование ребёнком компьютера может приводить к различным отклонениям в развитии, но особое внимание хочется уделить недостаточному развитию речевых навыков. Человек усваивает язык в первую очередь от родителей. Но нынешние родители слишком заняты, они и сами пользуются речью нечасто, их речь не соответствует нормам литературного языка или ограничена бытовой лексикой, нередко им вообще не о чем поговорить друг с другом. Ребёнок, который уже с младенчества оказался окружён электронными игрушками, телевизорами, «планшетами» и мобильными телефонами, который обездвижен и очень редко слышит речь взрослого, взрослея, будет молчать. Наиболее сильнодействующим фактором, наносящим вред развитию речи у детей, надо считать телевидение и компьютер, которые поглощают всё больше времени и у родителей, и у детей. Семейные разговоры оказываются совсем невозможными, если детям покупают собственный телевизор или компьютер. Исследования, проведенные медицинскими работниками в Швейцарии, показали, что речь детей, регулярно играющих в компьютерные игры и смотрящих телевизор, отличается следующими качествами: - дети ставят поверхностные вопросы, не проявляя интереса к ответам; - на вопросы взрослых дают поверхностные и стереотипные ответы; - речь как способ общения остается примитивной; - снижение способности выделять главный смысл прочитанного текста; - при устном общении ребёнок не фантазирует, чаще у него появляются стандартные зрительные образы и ассоциации. Родителям не стоит забывать, что чрезмерное увлечение ребёнка компьютером сказывается не только на развитии его речи, но и на общем здоровье. Это может проявляться в следующем

- ухудшение зрения;

- повышение утомляемости;

 - появление головных болей;

- искривление позвоночника,

- приобретение сколиоза;

- появление болей в спине, шее, плечах и пояснице;

     - болезненные ощущения в пальцах рук;

     - появление нервозности, нарушения сна.

Электронные устройства препятствуют не только формированию речи и артикуляции. Они блокируют и спонтанные, творческие игры и естественное движение, не давая детям стимулов, столь необходимых им для формирования двигательных навыков и органов чувств. Также дети не прилагают усилий для изобретения новых игр, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Поэтому единственным на настоящий момент проверенным и эффективным способом не дать ребенку оказаться в зависимости от современных информационных технологий (в том числе и компьютерных) – это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерами, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему организму, что существует масса интересных способов свободного времяпрепровождения помимо телевизора и компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психо-эмоциональное состояние ребенка. Но нет смысла игнорировать компьютерные возможности, необходимо их использовать по мере необходимости, а развлечения в виде компьютерных игр, необходимо сопрягать с реальными активными действиями в реальном мире. Родители должны регулировать отношения ребёнка с электронными устройствами. Экран не должен заменять дошкольнику читаемые ему взрослым сказки, мамины колыбельные, разговоры с папой. Важно, чтобы компьютер стал помощником в обучении, а не только игрушкой. Но не стоит пугаться, дозированное и грамотное использование ребёнком электронных устройств под контролем взрослого имеет множество положительных моментов. Благодаря правильно подобранным заданиям у ребёнка развивается речь, мелкая моторика, мышление, память, воображение, математические способности, обогатить знания об окружающем мире и многое другое. Начать необходимо с ознакомления с рекомендациями по использованию электронных устройств, а в частности компьютера, при занятиях с ребёнком дошкольного возраста: - непрерывная продолжительность использования электронных устройств для детей 5 лет не должна превышать 7 минут, для детей 6 лет – 10 минут; - компьютерные игровые занятия следует проводить не чаще двух-трёх раз в неделю; - после занятий следует проводить гимнастику для глаз; - стульчик, сиденье и подножка стола индивидуального места дошкольника должны быть отрегулированы и установлены так, чтобы уровень глаз ребенка приходился на центр экран. Если нет возможности установить рабочее место в соответствии с возрастом ребёнка, то можно положить на взрослый стул подушки. Самое доступное для родителей – это использование обучающих и развивающих компьютерных игр, тщательно подобранных с учётом возраста ребёнка.

Чтобы игра положительно влияла на развитие ребёнка, она должна быть не слишком лёгкой, «примитивной», но и не слишком сложной. Ребёнок должен самостоятельно справляться с выполнением заданий. Следует исключить разнообразные компьютерные игры, в задачи которых не входит обучение и развитие детей. Это разного рода экшн-игры, игры агрессивного содержания, аркады, симуляторы. Обучающие и развивающие компьютерные игры предназначены для формирования и развития у детей общих умственных способностей, эмоционального и нравственного развития. Эти игры развивают фантазию, воображение, формируют у детей начальные математические представления, обучают словообразованию, письму через чтение и чтению через письмо, обучают родному и иностранному языкам, формируют динамические представления по ориентации на плоскости и в пространстве; воспитывают эстетические и нравственные чувства, учат основам систематизации и классификации. Также в домашних условиях применение логических игр. Их польза в том, что они развивают у ребёнка навыки логического мышления. Чаще всего игра представляет собой одну задачу или набор нескольких головоломок, которые должен решить играющий. Типичными представителями данного жанра являются разнообразные задачи на перестановку фигур или составление рисунка. Занятия детей на любом электронном устройстве, будь то компьютер или «планшет», имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития мелкой моторики. В любых играх детям необходимо нажимать пальцами на определенные клавиши, обращаться с "мышью". Это развивает мелкую мускулатуру руки и пальцев, координацию движений и ориентировку на плоскости, что в дальнейшем облегчит усвоение письма. Если родитель сможет грамотно включить электронные устройства в жизнь ребёнка, то игры, реализуемые с их помощью, научат детей преодолевать трудности, сосредотачиваться на учебной задаче, запоминать условия, выполнять их правильно. У ребёнка будут развиваться умения планировать, контролировать и оценивать результаты своей деятельности. В заключение хотелось бы порекомендовать родителям некоторые игры и электронные ресурсы, которые можно использовать дома.

1. Игры компании «Медиа-Хаус». Серии «Баба Яга» и «Кузя».

2. Игры компании «1С – Софт Клаб» серия «Лунтик»

     3.Развивающие программы мультимедийного издательства «Новый Диск».

     4. Интерактивные игры «Мерсибо».

Разработчики предлагают развивающие игры для детей от 2 до 10 лет. Игры направлены на развитие речи, мышления, памяти, внимания, моторики, счёта, кругозора, логики, творческих способностей.

    5. «Уроки тётушки Совы» компании-издателя компьютерных игр «Бука» (алфавит, английский алфавит, арифметика).

     Самое главное использовании электронных устройств – это подготовка ребёнка к жизни в информационном обществе, обучение элементам компьютерной грамотности и воспитание психологической готовности к применению компьютера, создание чувства уверенности в процессе работы на нем. Родителям необходимо построить общение ребёнка с электронными устройствами таким образом, чтобы у него не развилась информационная зависимость, по возможности исключить все негативные факторы. Если следовать всем рекомендациям, то электронные устройства будут только положительно влиять на Вашего ребёнка!

 Литература

1. Антошин М. К. Учимся работать на компьютере. М.: Айрисс-пресс, 2008

 2. Говиц Ю.М., Зворыгина Е.В., Поддьяков Н.Н. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.

3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. М., 2007.

4. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение дошкольников. Формирование грамматического строя речи. М., 2005.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.