Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Яркие краски хвалынского августа….



Яркие краски хвалынского августа….

 Заканчиваются пленэры в Хвалынске…. Пожалуй, они были самыми многолюдными за все 25 лет их существования: кроме уже ставших постоянными  лиц пленэра, здесь побывали и студенты экспериментального курса «Основы визуальной культуры» кафедры дизайна среды Саратовского государственного технического университета, и художники из соседних Самары и Тольятти, совершающие поездку по Волге с остановкой в Хвалынске на несколько дней, «высадился десант» художников (участников художественной студии) из Екатеринбурга, не оставили без внимания пленэр и искусствоведы - из Челябинского художественного музея С. Шляпникова и из Петербургской Академии театрального искусства В.В.Гришков. Некоторые гости Хвалынска, как, например, историк древнерусской архитектуры и искусства, кандидат искусствоведения из Петербурга М.И.Мильчик, архитектор-реставратор из Великого Новгорода В.А.Попов, журналист и фотохудожник из московского журнала «Русский мир» - Е.Резепов и А.Семашко приехали на родину К.С.Петрова-Водкина впервые, их интересовал и музей художника, и изба в селе Поповка Хвалынского района с крестьянской росписью, и сохранившаяся историческая застройка города, и могила замечательного архитектора-реставратора В.В.Суслова на хвалынском кладбище.

Многих молодых художников привлекает возможность во время пленэра в Хвалынске встретиться с мастерами, бескорыстно преданными эстетическому взбодрению подрастающей смены. Такие самоотверженные труженики, как В.А.Мошников, В.Н.Морковин, П.А.Маскаев, жертвуя своим временем, делают ежевечерние просмотры работ студентов (и не только), делясь накопленными знаниями и опытом, понимая, что от их каждодневных усилий зависит преемственность отечественной художественно-образовательной системы, укрепление и развитие культурных традиций. Кроме ставших уже традиционными просмотров, вечерами устраивались встречи с гостями пленэра: Светлана Шляпникова рассказывала о выставках современного искусства, проводимых в Челябинском музее, питерские художники Б.А.Семёнов и Г.П.Губанов показали работы, выполненные ими накануне во время поездки по Золотому кольцу России, художница из Череповца О.Величко поделилась впечатлениями о Всероссийском пленэре, прошедшем в Великом Устюге, участницей которого ей посчастливилось быть, московский киновед И.Бобылёв на этот раз привёз несколько учебных фильмов ставшего уже легендарным режиссёра Владимира Кобрина, чей киноязык, ориентированный на построение динамических конструкций, создание странных, но вполне функционирующих аппаратов, иллюстрирующих накопленный опыт человечества в области механики, квантовой физики, биологии, оказался близок художникам: законы художественной формы оказались едины. Кинетика, симультанность образов, эффект оверлеппинга (перекрывание), интенсифицирующий глубину пространства частичным наложением друг на друга форм, объектов от первого плана к дальнему, полиэкран, обеспечивающий одновременный показ нескольких тематически связанных изображений, наплывы, исчезающая видимость – все эти средства выразительности характерны и для художественной культуры. Художники говорили о взаимовлиянии параллельно развивающихся форм - изобразительной и киносценической, о сильном символическом воздействии кобринских фильмов.

 Один из вечеров был посвящён Испании: искусствовед из Петербурга В.В.Гришков, побывавший в этой стране, привёз фильмы о творчестве Эль Греко, Антонио Гауди, кроме этого на экране были показаны фотографии испанских городов: Барселоны, Гранады, Кордовы, Севильи и др.

Пленэр 2012 года был посвящён 135-летию со дня рождения новомученика Александра Медема и художника П.С.Уткина. Эти две даты были отражены на плакате – своеобразном эпиграфе к пленэрам, подготовленном В.А.Мошниковым. Причём именно в таком порядке: вверху – икона Святого мученика Александра, ниже – фото П.Уткина и далее – пленэристы, пытающиеся покорить хвалынские вершины. Мошников на плакате привёл слова  своего учителя П.И.Басманова: «Идти к искусству через религию». Для него и его учеников «гармония», даже «поверенная алгеброй» не первична. Первична для него более высокая материя: не эстетика, а этика является для него первичным толчком, импульсом, подвигающим  к созданию произведения, что было вообще характерно для русских мастеров, для которых наиважнейшим являлось не только содержание произведения («что»), но и мотив его создания («зачем»). Русские художники, если видоизменить пушкинскую формулу, этику эстетикой поверяли. Об этом говорилось на нескольких встречах в музее.

Очень символично, что приезд в Хвалынск из Петербурга внучатой племянницы А.Медема Т.М.Гришановой совпал с пленэрами. В течение года художники студии В.А.Мошникова в Саратове работали над иллюстрациями к детской книге А.Наумова об Александре Медеме, которые были показаны на встрече с Татьяной Михайловной. Эти иллюстрации, объединенные темой погружённости с детских лет Александра Медема в среду крестьян с их нехитрыми буднями и праздниками и русскую природу в имении Александрия близ Хвалынска, сформировавшими в будущем новомученике любовь к Богу и родной земле – коллективный труд студийцев. На встрече присутствовал и священник Хвалынской Крестовоздвиженской церкви отец Виталий, одобривший иллюстрации и благословивший художников на дальнейшую реализацию проекта. Отец Виталий пригласил художников в храм, где идут реставрационные работы над росписями и в православную гимназию, носящую имя Александра Медема. Сильное впечатление на пленэристов произвело «восхождение» по лестницам и лесам под купол храма, где они познакомились и с художниками-реставраторами, и с их работой. Росписи были выполнены, вероятно, в 1912 году. Именно под куполом они остались нетронутыми поздними записями, хотя и нуждающимися в реставрации. Росписи, полные света, живой энергии, оставленные по преданию ростово-суздальскими мастерами, воспринимались художниками как мудрость, способная дать опору в нынешних треволнениях. После знакомства с росписями художники побывали в гимназии, возрождённой за несколько лет почти из руин стараниями отца Виталия. И хотя отделочные работы в некоторых помещениях ещё ведутся, гимназия уже два года успешно функционирует, продолжая лучшие образовательные традиции России.

Вечер, посвящённый творчеству П.С.Уткина, подготовили и вели художники Е.Полёхина и В.А.Мошников. На экране были показаны лучшие работы мастера от «трепетно-нежного в своей неясности» «Сна», до рождающихся из этих туманностей «крупных и ясных звёзд», таких, как «Осокорь». Вспомнили и экспозицию выставки в доме-музее В.Э.Борисова-Мусатова в Саратове, приуроченную к 135-летию со дня рождения мастера и включающую и работы его учеников.

Не забыта была и ещё одна знаменательная дата – 85-летие со дня рождения саратовского художника В.А.Солянова. Накануне поездки в Хвалынск, саратовские художники В.А.Мошников, О.Гудкова, С.Золина, Н.Леонтьева побывали в гостях у художника и отсняли его ранние саратовские этюды 1950-1960-х годов, в которых мастер широко использовал фактурную технику, которая служила дополнительным средством выразительности. В этих ранних этюдах  чувствуется конструктивность будущих его геометрических абстракций, т.е. «алгебра» и «гармония» уже органично существовали в его творчестве. На вечере была показана видеосъёмка, выполненная в 2011 году сотрудниками Радищевского музея в доме В.А.Солянова, где он рассказывает о себе, своём творчестве, делится мыслями о судьбе искусства в сегодняшнем мире.

Во время пленэра была совершена поездка в Самарскую область в село Ширяево, где когда-то работал над своими «Бурлаками» И.Е.Репин. Однодневную поездку организовал саратовский фотограф Н.Титов. Конечно, не все смогли поехать, но после поездки на одном из вечеров были показаны фотографии с комментариями участников, которые позволили совершить и остальным виртуальное путешествие в Самарскую Луку, взобраться на Молодецкий курган, полюбоваться Волгой у Жигулей, окинуть «орлиным» взором село Ширяево, раскинувшееся между Монастырской и Поповой горами, войти в глубокие штольни, где добывали когда-то известь и песчаник, использованный при строительстве дамбы, посетить музейный комплекс, включающий дом-музей И.Е.Репина, усадьбу купца Вдовина и дом-музей поэта А.Ширяевца.

Конечно, «за кадром» этой статьи-отчёта остались совместные «завтраки на траве», поедание арбузов, купание в черемшанских прудах и Волге, ранние утренние «охоты» за восходами, созерцания закатного неба и многое, многое из того невыразимого, что и составляет загадку хвалынского мира, разгадывать которую ещё не раз приедут художники.

                                                                                                                        

                                                                                                                        В.Бородина

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.