|
|||
Тема: Заболоцкий Н.А. «Я не ищу гармонии в природе», «Завещание»Стр 1 из 2Следующая ⇒ Тема: Заболоцкий Н.А. «Я не ищу гармонии в природе», «Завещание» Дата: Группа: Цель: ознакомить с биографией и творчеством одного из интереснейших русских поэтов ХХ века – Н. Заболоцкого, определить основные темы, рассмотреть особенности стиля и художественные приёмы, проанализировать некоторые стихотворения из его философской лирики, закрепить представления о стихотворных размерах.
Заболоцкий Николай Николай Заболоцкий родился в 1903 году под Казанью в семье агронома и сельской учительницы. Отец будущего поэта часто брал его с собой в поездки по деревням, на осмотры полей. С ранних лет мальчик полюбил русскую природу, познал сложность труда мирных крестьян, стал понимать смысл преобразований в русской деревне. Будущий поэт учится в Москве на историко-филологическом факультете, а после уезжает в Петербург, где поступает на отделение русского языка и литературы в Педагогический институт имени Герцена. К моменту выпуска в 1925 году, Заболоцкий, как он сам пишет, уже имеет «объёмистую тетрадь плохих стихов». После учёбы молодой человек служит в армии. В это время он пишет стихи, которые высоко оценивают современники. «ОБЭРИУ – объединение реального искусства». Именно так называется группа поэтов, куда входят Александр Введенский, Николай Заболоцкий, Даниил Хармс, Игорь Бехтерев и Юрий Владимиров. Сторонники объединения провозглашают отказ о «заумного» языка, от сложных приёмов. Они называют себя поэтами нового искусства. В основе их поэзии лежит гротеск, алогизм, абсурд. Для Заболоцкого принцип игры даёт возможность по-новому взглянуть на мир привычных вещей, тогда как для других членов объединения он является средством изоляции своих произведений от действительности. Именно в этом и заключается самое большое различие между Заболоцким и другими участниками объединения реального искусства, которые стремились создать новую реальность. Заболоцкий пишет Введенскому: «Ваши стихи не стоят на земле, на которой живём мы. Летят друг за другом переливающиеся камни и слышатся странные звуки из пустоты – это отражение несуществующих миров. Так сидит слепой мастер и вытачивает своё фантастическое искусство». Первая книга Николая Заболоцкого «Столбцы» включает всего 22 стихотворения. Несмотря на скромный тираж, её замечает читатель и критика. Она становится событием в литературной жизни 20-х годов. Но книга выходит в сложное время, когда к литературе предъявляются новые требования. Российская ассоциация пролетарских писателей указывает на Заболоцкого как на одного из главных врагов среди творческой интеллигенции. Стихотворения из книги «Столбцы» называют «общественно-дефективной поэтической продукцией». Заболоцкий зарабатывает на жизнь, работая в детских журналах. Редакции периодики для детей становятся своеобразным клубом, где собираются и авторы, и художники, и сотрудники издательств. Именно там поэт встречается с Самуилом Маршаком, Михаилом Пришвиным, Корнеем Чуковским, Виталием Бианки, Михаилом Зощенко и другими видными деятелями. Заболоцкий занимается и переводами: «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле. В 1930 году Заболоцкий женится на Екатерине Клыковой. Вся последующая жизнь и творчество Николая Алексеевича связаны с этой удивительной женщиной. Восхищают полные неподдельной нежности, искреннего чувства письма Николая Алексеевича своей жене: «Пойдёмте вместе! Надо покорять жизнь! Надо работать и бороться за самих себя. Вера и упорство. Труд и честность. Давайте же вместе, родная моя, милая! Одного вашего взгляда достаточно, чтобы поддержать меня, я тоже научусь помогать Вам. Вместе мы горы своротим – да, вот этими руками! Боже мой, какой восторг, как безысходно, как сладко я люблю Вас…» В лирике Заболоцкого активно проявляются натурфилософские идеи. Натурфилософия – (от латинского natura – природа) – исторический термин, до XVII века обозначавший философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания. В основе натурфилософской концепции Заболоцкого лежит представление о мире как единой системе живой и неживой материи. Сюда можно отнести произведения «Школа Жуков» и «Безумный волк». Заболоцкий общается со многими художниками – представителями русского авангарда. Среди них Малевич, Юдин, Васнецов. Но особое влияние на поэта оказывает знакомство с художником-новатором, подвижником и мыслителем, Павлом Филоновым. На его картинах Заболоцкий видит тот мир, который он сам пытается воссоздать в своих стихах. В 1938 году власти Заболоцкого обвиняют в участии в контрреволюционной писательской организации и антисоветском характере своего творчества. После длительного следствия, допросов, пыток, психиатрической больницы Заболоцкого отправляют сначала на Колыму, а позже – в Комсомольск-на-Амуре. Он пишет: «Первые дни меня не били, стараясь разложить морально и физически. Мне не давали пищи. Не разрешали спать. Следователи сменяли друг друга, я же неподвижно сидел на стуле перед следовательским столом – сутки за сутками. За стеной, в соседнем кабинете, по временам слышались чьи-то неистовые вопли. Ноги мои стали отекать, и на третьи сутки мне пришлось разорвать ботинки, так как я не мог переносить боли в стопах. Сознание стало затуманиваться, и я все силы напрягал для того, чтобы отвечать разумно и не допустить какой-либо несправедливости в отношении тех людей, о которых меня спрашивали». В 1946 году Заболоцкого освобождают. Он возвращается в Москву. Его восстанавливают в Союзе писателей. Он работает над переводами произведений грузинских поэтов, занимается переложением «Слова о полку Игореве». Очень тяжело даётся поэту возвращение к своему собственному творчеству. В одном из черновиков сохранилась его грустная шутка, что «он стараться горазд, да облезли от холода пёрышки». Всё же воля и упорство побеждают. В 50-х годах выходят стихи «Некрасивая девочка», «Старая актриса». Однако здоровье поэта сильно подорвано. В 1955 году у Заболоцкого случается первый инфаркт, а в 1958 году сердце его останавливается навсегда. Его сын Никита вспоминает: «После смерти отца на его письменном столе остался лежать чистый лист бумаги с начатым планом: Первый пункт: Пастухи, животные, ангелы. Второй пункт остался незаполненным…»
|
|||
|