|
|||
Симфоническое творчество Франца Шуберта.
6 учебная неделя IV четверти (11-17 мая 2020 года)
Конспект урока Симфоническое творчество Франца Шуберта. Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке: · Жанр симфонии в эпоху раннего романтизма; · Симфоническое творчество Франца Шуберта; · Разбор симфонии №8 си-минор Шуберта.
Дополнительные материалы и электронные ресурсы. 1. Брянцева В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран (глава о биографии Шуберта и его симфоническом творчестве – стр. 60-62, 68-70).
Дорогие ребята, мы продолжаем наш разговор о симфонической музыке. Позади осталось симфоническое творчество композиторов венской классической школы. Мы перемещаемся в 19 век. В истории искусства этот век проходит под знаком романтизма. В этого столетия практически во всех европейских странах складываются самостоятельные национальные школы, в том числе и в России: Þ Россия – Глинка; Þ Чехия – Дворжак, Сметана; Þ Норвегия – Григ; Þ Германия – Шуман, Брамс; Þ Италия – Россини, Паганини; Þ Венгрия – Лист; Þ Франция – Берлиоз, Сен-Санс; Þ Польша – Шопен; Þ Австрия – Шуберт.
Франц Шуберт прожил очень короткую жизнь и был мало востребован как композитор, хотя и отличался необычайной плодовитостью. Он оставил творческое наследие практически во всех музыкальных жанрах: писал песни, инструментальные миниатюры, музыку к театральным спектаклям, камерные ансамбли, а также симфонии. В творчестве Шуберта насчитывается 9 сочинений этого жанра, причем наиболее интересны две последних симфонии. В ранних произведениях он очень близок традициям венского классицизма и с точки зрения драматургии цикла (тональные соотношения тем в частях, количество частей в цикле), и с точки зрения развертывания симфонии как жанра. Симфония №8 (си-минор) часто называется «Неоконченной». Внешне причина вроде бы проста – в этой симфонии Шуберта всего 2 части. После смерти композитора были найдены наброски третьей части. Но сейчас музыковеды сходятся во мнении, что Шуберт не написал третью часть цикла не потому, что не успел, а потому, что ему как автору была ясна завершенность симфонии из двух частей. У романтической симфонии, одним из основоположников которой является Шуберт, есть свои отличительные свойства. Перечислю наиболее важные из них. 1. Количество частей в цикле определяется авторским замыслом, оно может быть как меньше 4, так и больше. 2. Между темами может отсутствовать резкий контраст, обе они могут носить сходный характер (в случае Шуберта, например, в первой части Восьмой симфонии обе темы имеют ярко выраженную кантиленную природу). 3. Тональные соотношения между темами могут быть более далекими. У венских классиков существовало своего рода неписаное правило: в сонатной форме побочная тема в экспозиции излагается либо в параллельной тональности, либо в тональности доминанты (главная тема ВСЕГДА показывается в основной тональности). У романтиков это могут быть терцовые (то есть более далекие) соотношения. Пример: у Шуберта 1 часть Восьмой симфонии написана в сонатной форме. Главная тема изложена в си-миноре. Побочная тема в экспозиции показана в соль-мажоре (тональность VI ступени). 4. В романтической симфонической музыке (в том числе и в симфонии №8 Шуберта) используется прием ВТОРЖЕНИЯ. Вторжение – это резкая смена музыкального материала, которая происходит непредвиденно, без предупреждения, и очень хорошо ощущается на слух. Прием вторжения Шуберт использует в конце экспозиции первой части симфонии в показе побочной темы.
Восьмая симфония представляет собой циклическое сочинение из двух частей. 1 часть написана в сонатной форме, основная тональность - си-минор. 2 часть написана в сонатной форме БЕЗ РАЗРАБОТКИ, основная тональность – ми-мажор.
Музыкальный материал (обе части «Неоконченной» симфонии) размещены в беседе нашего класса. Прошу вас их послушать. Для закрепления изученного материала по биографии и творчеству Шуберта предлагаю вам самостоятельно составить кроссворд. Тема вашего кроссворда – «Творческий путь и произведения Франца Шуберта». Для удобства оформления кроссворда и удобочитаемости текста рекомендую при его составлении воспользоваться интернет-сервисами для генерации кроссвордов – любыми по вашему выбору, например, сервисом «Кроссген». Объем кроссворда – 10-12 понятий. Ответы обязательны (можно как в самой сетке кроссворда, так и на отдельном бланке – по желанию). Ссылка для работы на сервисе для генерации своего кроссворда: http://cross.highcat.org/ru_RU/#
|
|||
|