|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По статистике, до 70% больных обращаются за помощью на стадии уже сформировавшейся зависимости.
ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА ПРИМОРСКОГО РАЙОНА
Информационно-библиографический отдел
Библиографический указатель
Санкт-Петербург
Проблема наркомании уже давно перестала быть проблемой отдельных людей или групп, она стала одной из самых острых проблем всей цивилизации. Большинство государств, которые принято называть цивилизованными, постоянно борются с этим смертоносным злом. Однако наркомания, приобретая новые формы, словно злой джин, продолжает терзать человечество. Последствия наркомании гораздо тяжелее последствий войны: после войны человечество медленно, постепенно, но все же возрождается к жизни, а после наркотиков остается лишь разрушение и пустота. В современной России проблема наркомании приобрела угрожающие масштабы, число наркоманов в стране достигает двух с половиной миллионов, причем 70 процентов из них – молодые люди в возрасте до 30 лет. Негативные последствия наркотизации общества очевидны: еще больше осложняется криминальная ситуация (приобретение наркотиков происходит, как правило, преступным путем); увеличивается заболеваемость различными инфекциями (ВИЧ, гепатит); растет смертность среди молодежи. Приобщившись к наркотикам в возрасте 16-20 лет, молодые люди умирают, не дожив до 30. Эта беда может коснуться каждого. Наркоманы делают несчастными не только себя, но и всех, кто их окружает. Опасность состоит в том, что вокруг наркомана формируется группа, вовлекаемая в сферу потребления наркотиков. В результате количество лиц, страдающих от наркозависимости, растет в геометрической прогрессии. Подростковый возраст является кризисным. В этот период происходит перестройка систем организма и личности в целом. Проблемы общения, физиологическая и психологическая неоформленность, склонность к различным экспериментам, стремление быть принятым какой-либо социальной группой, - все это может стать решающим фактором в формировании и развитии у подростков склонности к употреблению наркотиков. Как правило, наркоманы обращаются за помощью в специализированные лечебные учреждения уже на стадии сформировавшейся зависимости. И в настоящее время в России действует немало государственных, коммерческих и общественных организаций, чья деятельность связана с проблемой зависимости от наркотиков. Их работа в основном нацелена на физическую реабилитацию наркозависимых пациентов, и в меньшей степени - на психологическую и социальную реабилитацию. Однако нельзя рассматривать лечение на стадии уже сформировавшейся зависимости, как единственное средство борьбы с распространением наркомании. Неотложной задачей сегодняшнего дня является создание отлаженной системы профилактических мероприятий (начиная с младшего подросткового возраста), способной остановить рост наркомании.
Библиографический указатель по проблеме наркотизации общества и вопросам профилактики наркомании составлен на основе книг фонда ЦБС Приморского района. Указатель включает следующие разделы:
История употребления наркотиков ……………………………………………………3 Наркомания в России: цифры и факты………………….....................................................5 Что такое наркотики и как становятся наркоманами……………………….....................6 Наркомания и токсикомания в подростковой и молодежной среде…….8 Наркомания как угроза российскому обществу: проблемы осознания и противодействия………………………………………………………………………....9 Преодоление наркотической зависимости: медицинские и психологические аспекты…………………………………………………………………………………..10 Сценарии и материалы в помощь проведению массовых мероприятий по антинаркотическому воспитанию……………………………………………………...13 Проблема наркомании в произведениях художественной литературы……………………………......................................................................................15 Интернет-сайты по антинаркотической тематике……………………………………..16
Внутри каждого раздела записи располагаются по алфавиту.
Начиная со времен зарождения религии, человечество начало употреблять компоненты психоактивных растений, как часть ритуалов. В руинах шумерских и месопотамских городов археологи находят таблички с рецептами изготовления опия из маковых головок. А Геродот свидетельствует о том, что скифы, наши предки, вдыхали некий наркотик, бросая в костер некие плоды. В мифах Древней Греции головка мака - атрибут Бога сна Гипноса, выросшая из слез Венеры, выступает символом забвения, боли, страданий. Ветхий Завет, Талмуд и другие священные книги также не обходят стороной мак, упоминания о маковых головках и соке, выжатом из маковых зерен, встречаются в них несколько раз. Особенно опийная культура утвердилась в исламском мире, где наркотические вещества заняли место спиртных напитков, запрещенных Кораном. Во времена средневековых завоеваний арабов, традиция опия переместилась дальше на Восток и Запад. В Европе в то время мак также был в почете. Король Карл Великий требовал, чтобы мак выращивали в каждом крестьянском дворе. А история медицинского применения мака берет свое начало со времен древнегреческого лекаря Гиппократа. Однако, невзирая на такую распространенность мака, ни в одном из медицинских трактатов или других источниках, не упоминается об его токсических свойствах. Скорее всего, это обусловлено недостаточностью знаний или иным отношением общества к дурманящим веществам. Черты социальной проблемы наркомания начала принимать в XVIII веке, когда наркотики распространились за пределы Европы. Первым борьбу с гашишем начал Наполеон, чьи солдаты чрезвычайно увлекались его употреблением. В 1840 году произошла первая массовая эпидемия наркомании в Европе. В Англии были приняты меры в «пользу трезвости». В связи с недостатком алкоголя спрос на опий вырос чрезвычайно. В Ирландии в тоже время началась эпидемия эфиромании, в результате чего был открыт общий наркоз. Во время Парижского восстания в 1848 году повстанцы требовали свободной продажи конопли. В дальнейшем массовой наркомании способствовали Крымская и Франко-Прусская войны. Боль ранений ликвидировалась морфием, к которому как считалось невозможно привыкнуть через инъекции. По такой же схеме развивался морфинизм и в США. В начале девятнадцатого века стали появляться синтетические наркотики, созданные учеными искусственно. Спустя полвека в Европе стал популярен напиток – абсент, содержаний туанин, растительный наркотик из компонентов полыни. «Зеленая фея», так называли абсент, приобрела неслыханную популярность среди буржуазии и богемы. Напиток «кока-кола» также изначально содержал наркотические вещества из листов американского растения – коки. Именно оно дало миру кокаин. Очередной всплеск употребления наркотиков в США и Европе относится к шестидесятым годам прошлого века. Она была в первую очередь связана с социальной «революцией» молодежи, увлекшейся беспорядочными связями, наркотиками и рок-музыкой. В России наркотики также появились давно. Еще до Первой Мировой Войны и революции российская богема употребляла кокаин и морфин. Гражданская Война только усилила популярность этих веществ. После Второй Мировой Война также возник всплеск наркомании, но он был быстро подавлен. Постепенный рост употребления наркотиков в Советском Союзе начался в 70-х годах прошлого века, а в начале девяностых, после распада Союза, он стал угрожающим. Причин этого роста было несколько: психологический шок, политический шок, экономический шок, — наступившие после фундаментального слома государственного устройства. ÞНаркотические вещества были известны человечеству еще в глубокой древности. Печальные цифры статистической информации говорят о том, что число наркоманов в России с каждым годом увеличивается, несмотря на усилия государства, общественных объединений, церкви и различных движений. Þ По данным Управления по наркотикам и преступности ООН, процент российского населения, вовлечённого в злоупотребление опиатами, в 5–8 раз превышает соответствующие показатели в странах Европы, а в отдельных странах – в 20 раз.* Þ Статистика наркомании в России по отчетам ФСКН: наркотики пробовали или употребляют время от времени около 18 млн. россиян; 8 млн. человек употребляют их постоянно; 90% наркоманов принимают дозу инъекциями; на долю России приходится пятая часть мирового оборота тяжелейшего наркотика – героина.Каждый год наркотики начинают употреблять 90 тысяч граждан России, то есть почти 250 человек в день. В связи с этим постоянно растет количество лечебных центров для желающих излечиться наркозависимых. Сейчас медицинские учреждения страны могут принять на лечение в стационар не более 50 тыс. наркозависимых в год. Þ 80 процентов наркопотребителей – молодежь в возрасте от 20 до 28 лет. До этого возраста процент значительно меньше. После – идет понижение, потому что эти люди уже умирают. Средний возраст страдающих наркозависимостью находится в диапазоне 16-18 лет. Нередки случаи приобщения к наркотикам 6-7-летних детей. Наркоманов в возрасте 30 лет и старше менее 20%. Цифра не велика, поскольку большая часть зависимых просто не доживает до этого возраста. Þ В России употребляются практически все известные виды наркотиков. Наибольшую социальную опасность представляет распространение наркотиков опийной группы – это тяжёлые наркотики, и они потребляются в 90 процентах официально зарегистрированных случаев. Þ После начала систематического приема наркотиков, даже самых легких, человек живет не больше шести лет. Те, кто пробует экстази или ЛСД, живут 3-4 года, а героин и крэк оставляют только один год, наполненный кайфом в сочетании с жесточайшей ломкой. Тяжелые препараты чаще приводят к смерти от передозировки. Þ Знакомство с наркосредой начинается уже со школьного возраста. Þ В последние годы нижняя планка возраста, с которого начинают пробовать наркотики, опустилась до просто катастрофического уровня: 11–12 лет, - это совсем дети, учащиеся 5–6 классов. ÞЕжегодно по подсчётам, которые ведутся правоохранительными органами, более 200 тысяч преступлений связаны с незаконным оборотом наркотических средств. Наркозависимость приводит к смертельному исходу, причем убивают и наркотики, и последствия их применения. Данные ФСКН подтверждают, что каждый год население России уменьшается на 70 000 человек, умирающих от наркотиков. Если цифру поделить на количество дней в году, получатся жуткие данные – от наркотиков ежедневно погибает почти 200 человек. Þ По экспертным оценкам, наркоман, помимо совершения многочисленных правонарушений, приобщает за свою жизнь к наркопотреблению от 10 до 20 человек. Þ Количество интернет-сайтов, которые открыто рекламируют наркотики (по существующим подсчётам), превышает 10 тысяч.
Специфика современной ситуации в России и в мире в целом характеризуется интенсивным возникновением новых видов наркотиков. На основе органического синтеза обеспечивается ежегодное создание от 20 до 50 новых препаратов – неизвестных до этого каннабиноидов и амфетаминов, обладающих высоким наркотическим действием.
160 тысяч наших детей имеют наркологические проблемы. Это колоссальная цифра. Это официальная статистика, и об этом надо говорить вслух, не стесняться. Об этом надо бить в набат ([Из интервью Д. Медведева российским телеканалам] [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2010/12/24/deti-anons.html
Специалисты считают, что масштаб распространения наркотиков по территории России за последние 5 лет свидетельствует: наркомания проникла во все сферы общества, включая образовательные учреждения и, что самое тревожное, в техногенноопасные производства. Ни для кого не секрет, что наркотизация населения приводит к росту преступности. По данным правоохранительных органов, почти половина лиц, совершивших преступления, связанные с наркотиками, являются молодыми людьми в возрасте от 14 до 30 лет. По данным МВД, каждое десятое преступление совершается в состоянии наркотического опьянения.
По статистике, до 70% больных обращаются за помощью на стадии уже сформировавшейся зависимости. Лечение, реабилитация и последующая социализация потребителей наркотиков. Спрос на такие услуги уже сейчас значительно превышает возможности государственных структур. В России 160 государственных медицинских наркологических учреждений, но в реабилитации участвуют около 400 негосударственных структур, часть из них при церковных приходах (Материалы заседания президиума Гос. совета «О мерах по усилению противодействия потреблению наркотиков среди молодёжи»).
1. Николаева Л. П. Уроки профилактики наркомании в школе : пособие для учителя / Л. П. Николаева, Д. В. Колесов ; Рос. акад. образования, Моск. псих.-соц. ин-т. – 2-е изд., стер. – М. : МПСИ ; Воронеж : Модэк, 2009. – 62 с. 2. Алферов А. А. Мифы и правда о наркотиках : [материалы к проведению антинаркотической пресс-конференции для подростков и взрослых] / А. А. Алферов // Читаем, учимся, играем. – 2001. - № 4. – С. 109-118. 3. Вираховская Т. И. Наркотик – знак беды : викторина для учащихся 8 – 11 кл. / Т. И. Вираховская // Читаем, учимся, играем. – 2010. - № 7. – С. 108-110. 4. Волжская Н. О наркотиках с разных сторон : [сценарий конференции] / Н. Волжская // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2002. - № 3, 4. 5. Гайворонская Т. А. Горькие плоды «сладкой жизни» : [театрализованная беседа о вреде наркотиков] / Т. А. Гайворонская // Читаем, учимся, играем. – 2001. - № 4. – С. 103-108. 6. Григорьева М. Ю. "Семья - сочетание параметров двух: здоровое тело, здоровый дух" : [программа организации профилактической работы с семьями подростков на базе государственных общеобразовательных учреждений, направленная на укрепление детско-родительских отношений и снижение риска вовлечения подростков в употребление психоактивных веществ] / М. Ю. Григорьева, Е. В. Топоркова // Не будь зависим - скажи "нет!" наркотикам, алкоголю, курению, игромании : для работников сферы образования и родителей. - 2012. - № 1. - С. 50-58. – Продолжение следует. 7. Григорьева М. Ю. "Семья - сочетание параметров двух: здоровое тело, здоровый дух" : [сценарий детско-родительского собрания по программе профилактики употребления подростками психоактивных веществ] / М. Ю. Григорьева, Е. В. Топоркова // Не будь зависим - скажи "нет!" наркотикам, алкоголю, курению, игромании : для работников сферы образования и родителей. - 2012. - № 2. - С. 56-64. 8. Гурьева Г. С. Нет – табаку, алкоголю, наркотикам! : [мероприятие для учащихся 5 - 7 кл.] / Г. С. Гурьева // Читаем, учимся, играем. – 2009. - № 1. – С. 105-108. 9. Давыдова М. А. Южный город. Здесь степи и речка… А что еще? : Библиотечное занятие по драме И. А. Агаповой «Серебряный котел дури» (проблема юношеской наркомании) : для читателей сред. и ст. кл. / М. А. Давыдова // Шк. б-ка. – 2011. - № 8. – С. 28-34. 10. Диканенко Л. Что мы можем сделать для профилактики наркомании / Л. Диканенко, А. Пасевич // Библиотека. - 2009. - № 2. - С. 45-51. 11. Евдокимова К. В. Остановись и подумай! : кл. час, посвященный проблеме наркомании : [для учащихся 5 – 11 кл.] / К. В. Евдокимова // Читаем, учимся, играем. – 2008. - № 3. – С. 108-110. 12. Исакова Г. Б. Умей сказать: нет! : [кл. час для старшеклассников по профилактике алкоголизма, курения и наркомании] / Г. Б. Исакова // Читаем, учимся, играем. – 2008. - № 9. – С. 108-110. 13. Куква О. В. Наркотики? Откажись от них навсегда! : [опыт работы Гуковской муниципальной городской ЦБС по антинаркотической пропаганде] / О. В. Куква, Т. Ф. Прожорина // Мир библиогр. – 2006. - № 4. – С. 24-30. 14. "Лето - пора находок, а не потерь!" : [метод. рек. по профилактике аддиктивного поведения детей и подростков в летний период] / О. С. Андреева [и др.] // Не будь зависим - скажи "нет!" наркотикам, алкоголю, курению, игромании : для работников сферы образования и родителей. - 2012. - № 2. - С. 42-51. 15. Лыткина Т. М. Бег по кругу : кл. час, посвященный проблеме наркотической зависимости, для учащихся 9 – 11 кл. / Т. М. Лыткина // Читаем, учимся, играем. – 2008. - № 5. – С. 109-11. 16. Полякова Л. Все в твоих руках : урок (внеклассное мероприятие) по теме "Наркомания" / Л. Полякова // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2009. - № 2. - С. 25-30. 17. Сидорова Н. П. На краю пропасти : [материалы для подготовки урока по профилактике наркомании] / Н. П. Сидорова // Читаем, учимся, играем. – 2007. - № 6. – С. 107-109. 18. Симонова Ю. А. «Я выбираю жизнь» : Массовая работа библиотек : [опыт работы Вологодской обл. б-ки по пропаганде здорового образа жизни детей и подростков] / Ю. А. Симонова // Новая б-ка. – 2007. - № 11. – С. 6-7. 19. Федорова Т. Добровольное сумасшествие : Разговор с подростками о том, как уберечь себя от вредных привычек : сценарий / Т. Федорова // Библиотека. – 2001. - № 8. – С. 55-58. 20. Черкашина Л. "Сигнал опасности" : [сценарий мероприятия по антинаркотическому воспитанию] / Л. Черкашина // Библиотека. - 2009. - № 8. - С. 67-70. 21. Шахамирова А. Добрая жизнь – чистый ручей : Урок на тему «Наркомания: причины, последствия, профилактика» / А. Шахамирова // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2002. - № 4. – С. 46-50. 22. Яковлева И. Приглашаем к "свободному разговору" : [опыт работы детской библиотеки г. Чебоксары по профилактике наркомании и воспитанию здорового образа жизни] / И. Яковлева // Библиотека. - 2009. – № 6. - С. 84-87.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|