Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Клюева Н.Н. Метрико-ритмическая организация песенной поэзии Янки Дягилевой // Русская рок-поэзия: текст и контекст, Вып. 10. Екатеринбург; Тверь, C. 145-153.



 

Янка Дягилева, формально принадлежавшая к сибирской ветви русского панка, значительно выделялась своими творческими установками, что многократно отмечалось в критических статьях: «Янка сделала невозможное: приняв беспросветность, стала в ней источником света, перевела панковскую остервенелость в состояние трагизма»[1]. Основной конфликт в творчестве Янки перерастает социальный уровень и переводится на уровень духовности. Трагедия человеческой личности, по Янке, лишь косвенно связана с недостатками общественной системы, корни ее лежат в самой сути человека.

 

Можно сказать, что Янка, в отличие от других рок-поэтов, не просто использует форму фольклорного произведения, но обращается к ценностям народной культуры для решения проблем современного человека

Мутина А.С. «Выше ноги от земли», или ближе к себе (о некоторых особенностях фольклоризма в творчестве Янки Дягилевой) // Русская рок-поэзия: текст и контекст, Вып. 4. Тверь, 2000. 187-191

 

Преобладание песен, написанных силлабо-тоническими метрами, и упорядоченность вторичного ритма многих песен роднит песенную поэзию Янки с книжной традицией и авторской песней, а также выделяет ее творчество из общего массива рок-поэзии

 

Клюева Н.Н. Метрико-ритмическая организация песенной поэзии Янки Дягилевой // Русская рок-поэзия: текст и контекст, Вып. 10. Екатеринбург; Тверь, C. 145-153.

Самобытность и глубина раскрытия темы смерти позволяют говорить о несомненном наследовании Дягилевой литературно-культурологической школе «проклятых поэтов» (от Поля Верлена и Артюра Рембо до Джима Моррисона и Сильвии Плат), трагедийно-мистерийному мироощущению декаданса, в какой-то степени – неоромантизму, а в качестве одной из философских подоснов её творчества назвать религиозный экзистенциализм, основополагающими концептами которого выступают ужас перед непостижимостью тайн бытия и тревога, обусловленная осознанием кризиса взаимоотношений человека с окружающим миром, с Богом, с другими людьми.

По нашему глубокому убеждению, поэтика русского рока вообще в наибольшей степени фундирована философией «бытия-к-смерти» (М. Хайдеггер). Этим можно объяснить столь частое обращение филологов к истолкованию репрезентации «мортального» (ит. mortale – «смертельный») мотива и феномена смерти в рок-поэзии. В данной статье мы хотели бы показать, что поэтика Яны Дягилевой фундирована прежде всего экзистенциальностью, и именно последняя является знаком «вписанности» произведений Янки в общий контекст современного искусства и культуры, свидетельством умелого и яркого отображения сложных процессов самоосмысления, взаимодействия с окружающим миром, осознания человеком «конца эпохи» кардинального изменения ментальной, психически-поведенческой установки на рубеже XX–XXI вв.

Так, по Дягилевой, бич современного человека – это бездуховность.

 

Поэтика произведений Янки Дягилевой сводится к диалектике борьбы индивида, стремящегося «быть», а не «иметь» (Э. Фромм), с засильем техногенной развлекательно-бездумной сферы, засасывающей человека в болото бездуховной посредственности.

 

Ройтберг Н.В. Экзистенциальное начало в поэтике произведений Я. Дягилевой // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 14. Екатеринбург; Тверь, 2013. 167-172.

 


[1] Соколянский А. «Доска моя кончается…» // Литературная газета. 1991. №30.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.