Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ



 

В современном мире терроризм является одним из наиболее опасных явлений. Он стал главным вызовом всему человечеству, с ним приходится считаться в той или иной мере, как развитым государствам, так и странам, преодолевающим этап своего реформирования и развития. Реальностью настоящего времени является тот факт, что терроризм и экстремизм угрожают безопасности большинства стран, влекут за собой огромные политические, экономические и даже человеческие потери. Масштабы, бесчеловечность и жестокость превращают терроризм в одну из самых острых и злободневных проблем.

К одним из наиболее опасных видов террористической деятельности нового вида, а именно высокотехнологичных террористических актов, относят ядерный терроризм. Его суть отражается в проведении различного рода диверсий на опасных, с точки зрения экологии, объектах, к которым относят все типы электростанций, производства ядерного топливного цикла и ядерных боеприпасов, химические, нефтехимические и нефтеперегонные, металлургические, биотехнические предприятия, хранилища их сырья и продукции; нефте-, газо- и аммиакопроводы, а также военные объекты, содержащие радиоактивные и ядовитые вещества, их хранилища. Основная часть таких объектов расположена в портово-промышленных зонах городов-портов, в крупных городах и густонаселенных местах, создавая постоянную угрозу экологических катастроф.

Угроза ядерного терроризма была осознана мировой общественностью еще в 1960–1970-е гг. Именно тогда в ООН прозвучали первые предложения о принятии международно-правовых актов, которые способствовали бы минимизации этой угрозы. Разработка соответствующих документов была поручена Международному агентству по атомной энергии (МАГАТЭ). В итоге в марте 1980 г. 68 стран подписали конвенцию о физической защите ядерных материалов. Подписание подталкивалось произошедшими за этот период более чем 150 инцидентами, которые в той или иной мере свидетельствовали о повышении уровня опасности. В это число вошли взрывы в районе расположения ядерных объектов, попытки проникновения на них, похищения и убийства ученых-ядерщиков, кража и контрабанда различных расщепляющихся материалов и т.п.

События 11 сентября 2001 г. в США заставили по-новому взглянуть на проблему терроризма. Именно этот террористический акт предупредил мир о возможности ядерного терроризма, сделав гораздо более вероятным осуществление диверсионно-террористических актов в отношении ядерных объектов, ядерных материалов и радиоактивных источников по всему миру. "Готовность террористов пожертвовать своими жизнями для достижения своих целей создает новое измерение в борьбе против терроризма, – заявил генеральный директор МАГАТЭ Мохамед Эль-Барадеи, чье агентство устанавливает мировые стандарты ядерной безопасности и защиты. – Мы не просто имеем дело с возможностью отвлечения правительствами ядерных материалов для секретных программ вооружений. Теперь мы предупреждены о возможности нацеливания ударов террористов по ядерным объектам или использования радиоактивных источников, чтобы сеять панику, заражать различные объекты и вызывать травмы или смерть среди гражданского населения".

Ежегодно на защиту и охрану ядерных объектов затрачиваются миллиарды долларов. Ни в одной отрасли мира нет такой сложной системы защиты. Ядерные объекты охраняют хорошо подготовленные силы безопасности, и сами объекты являются исключительно прочными, рассчитанными, к примеру, на выдерживание землетрясений, ураганной силы ветра и случайных падений небольших воздушных судов. Хотя не каждая диверсия обязательно должна привести к выбросу радиоактивности, такие объекты все же являются промышленными предприятиями и поэтому не обладают прочностью, достаточной, чтобы выдержать боевые нападения. .

Практически все действующие ныне реакторы атомных электростанций во всем мире, работающих по принципу выгорания на урановом топливе, нельзя отнести к безусловно безопасным, потому что если вдруг по случайным причинам регулирующие стержни покинут активную зону, возникнет значительная надкритичность. Цепная реакция в таких условиях будет развиваться настолько быстро, что никакая аварийная защита не поможет. И в случае повреждения систем управления урановыми стержнями и поглотителями, реактор становится атомной бомбой, но только особой бомбой, превосходящей количественным составом урана-235 атомную бомбу современного образца в 67 раз.

Возможный ущерб диверсионно-террористических актов на АЭС будет складываться:

- из нанесения прямого ущерба здоровью населения;

- загрязнения среды обитания;

- прямых экономических ущербов, связанных с остановкой, перерывом в работе, вплоть до полного прекращения деятельности предприятий;

- нанесения косвенного ущерба (психологического, социального и экономического вследствие сложившегося восприятия радиационных рисков);

- нанесения ущерба экономике и в целом национальной безопасности за счет дискредитации атомной энергетики в глазах общества.

Очевиден тот факт, что в случае взрыва на атомной станции никакое государство самостоятельно не способно выдержать такую катастрофу.

В России накопленный опыт был учтен при построении принципиально новой общегосударственной системы противодействия терроризму. Она начала складываться в 1996 г., когда по инициативе ФСБ России был издан Указ Президента Российской Федерации "О мерах по усилению борьбы с терроризмом". В данном документе была впервые нормативно закреплена идея межведомственного подхода к борьбе с терроризмом. В полной мере реализовать этот подход удалось в Указе Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 "О мерах по противодействию терроризму" и Федеральном законе от 6 марта 2006 г. №35-ФЗ "О противодействии терроризму". В соответствии с этими нормативными правовыми актами в феврале 2006 г. был образован Национальный антитеррористический комитет (НАК), который обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и антитеррористических комиссий в субъектах РФ по противодействию терроризму, а также осуществляет подготовку соответствующих предложений Президенту РФ.

В субъектах Российской Федерации созданы собственные оперативные штабы(их возглавляют руководители территориальных органов безопасности),а в регионах – антитеррористические комиссии(руководство поручено главам региональных органов исполнительной власти). Объединив представителей 17 государственных структур, министерств и ведомств (в их числе ФСО, ФСБ, МВД, МЧС, Минздравсоцразвития, Минтранс России), Национальный антитеррористический комитет стал действительно коллективным инструментом противодействия терроризму.

 

 

ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.