Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Исполняя роли сильных героев, ребенок приобретает чувство уверенности в том, что и он (как и его герой) способен справляться с трудностями.



 

Практическое занятие№2: Особенности  взаимодействия с тревожными детьми

1. Сопоставительный анализ понятий «тревога» и тревожность».

2. Социально-пси­хологические факторы, влияющие на формирование детской тревожности.

3. Особенности проявления возрастных страхов у детей.

4. Основные направления психокоррекционной работы с тревожными детьми.

Слово «тревога» было известно в русском языке с первой половины XVIII века и обозначало «знак к битве». Позже появилось и понятие «тревожность». Психологический словарь дает следующее объяснение этого термина: «Тревожность– (готовность к страху) это субъективное проявление неблагополучия личности.  Формируется прижизненно, прежде всего в силу нарушения форм внутриличностного и межличностного общения, - например, между родителями и детьми». (Словарь психолога-практика, составитель Головин С.Ю., 2003, с. 863). Тревожность часто рассматривается как личностное об­разование и/или как свойство темперамента, обуслов­ленное слабостью нервных процессов.  

В современной научно-популярной литературе час­то смешиваются понятия «тревога» и «тревожность». Однако это совсем неидентичные термины. Тревогаэто эпизодические проявления беспокойства и волне­ния. Физиологическими признаками тревоги являются учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, су­хость во рту, ком в горле, слабость в ногах (Кочубей Б. И., Новикова Е. В., 1998). Однако помимо физиоло­гических существуют еще и поведенческие признаки проявления тревоги: ребенок начинает грызть ногти, качаться на стуле, барабанить пальцами по столу, те­ребить волосы, крутить в руках разные предметы и др.

Состояние тревоги не всегда можно расценить как негативное состояние. Иногда именно тревога стано­вится причиной мобилизации потенциальных возмож­ностей. Так, убегая от преследователя, человек разви­вает скорость бега значительно выше, чем в обычном, спокойном состоянии.

В связи с этим различают мобилизующую тревогу, дающую человеку дополнительный импульс и расслабляющую, которая часто парализует его поведение.

Какой вид тревоги будет испытывать человек чаще - во многом зависит от стиля воспитания в дет­ском возрасте. Если родители постоянно пытаются убедить ребенка в его беспомощности, то в дальней­шем в определенные моменты он будет переживать расслабляющую тревогу, если же, напротив, родите­ли настраивают сына или дочь на достижение успеха через преодоление препятствия, то в ответственные моменты он будет испытывать мобилизующую трево­гу (Раншбург И., Поппер П., 1983).

Единичные, т. е. не часто возникающие, проявле­ния тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое и получило название «тревожность». При этом следует четко разграничивать термины «тревожность» и «страх».

Э. Изард (1999) трактует понятие «страх» как спе­цифическую эмоцию, выделяемую в отдельную кате­горию. Он отмечает, что тревога состоит из множеств эмоций, одной из составляющих которых и является страх.

Таким образом, среди эмоций, включенных в со­стояние тревоги, ключевой является страх, хотя в «тре­вожном» переживании могут присутствовать и печаль, и стыд, и вина и пр.

Эмоцию страха переживают люди в любом возрас­те, однако каждому возрасту присущи и так называе­мые «возрастные страхи», которые были изучены и подробно описаны многими специалистами (Раншбург Й., Поппер П., 1983, Захаров А. И., 1997 и др.). Иссле­дования показывают, что первые проявления страха наблюдаются у детей уже в младенческом возрасте. В период с двух до трех лет отмечается расширение ре­пертуара детских страхов, причем, они носят, как пра­вило, конкретный характер. В два года дети чаще всего боятся, например, посе­щения врача, а начиная примерно с трехлетнего возра­ста число конкретных страхов значительно снижается, и на смену им приходят страхи символические, такие, как страх темноты и одиночества. В 6-7 лет ведущим становится страх своей смерти, а в 7-8 -  страх смер­ти родителей. С 7 до 11 лет ребенок больше всего бо­ится «быть не тем», сделать что-то не так, не соответ­ствовать общепринятым требованиям и нормам.

Таким образом, наличие страхов у ребенка является нормой, но если страхов очень много, то следует уже говорить о наличии тревожности в характере ребенка.

И. Раншбург и П. Поппер выявили интересную за­кономерность: чем выше интеллект ребенка, тем больше он испытывает страхов. (Раншбург И., Поппер П., 1983)

Вопрос о причинах возникновения тревожности в настоящее время остается открытым. Однако многие авторы в качестве одной из причин повышенного уров­ня тревожности дошкольников и младших школьников считают нарушение детско-родительских отношений.

Е. Ю. Брель (1996) проводила специальное иссле­дование, направленное на выявление социально-пси­хологических факторов, влияющих на формирование детской тревожности. Данное исследование позволило ей сделать вывод о том, что такие социально-психоло­гические факторы, как неудовлетворенность родите­лей своей работой, материальным положением и жи­лищными условиями, оказывают существенное влия­ние на появление тревожности у детей.

А. И. Захаров (1997) считает, что у старших до­школьников и младших школьников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и при прове­дении соответствующей психолого-педагогической кор­рекции относительно обратима.

Однако именно в дошкольном возрасте начинает формироваться так называемая школьная тревожность. Принято считать, что она возникает вследствие столк­новения ребенка с требованиями обучения и кажущей­ся невозможностью им соответствовать. Причем боль­шинство первоклассников переживает не из-за плохих отметок, а из-за угрозы испортить отношения с учите­лями, родителями, сверстниками.

Тревожности могут быть подвержены как мальчики, так и девочки, но специалисты считают, что в дошколь­ном возрасте более тревожными являются мальчики, к 9-11 годам - соотношение становится равномерным, после 12 лет происходит резкое повышение уровня тре­вожности у девочек. При этом, тревога девочек по свое­му содержанию отличается от тревоги мальчиков: дево­чек больше волнуют взаимоотношения с другими людь­ми (ссоры, разлуки и т. д.), мальчиков - насилие во всех его аспектах (Кочубей Б. И., Новикова Е. В., 1988).

Кроме того, доказано, что школьная тревожность тесно связана с мотивацией учения (Дусавицкий А. К., 1996 и др.), социометрическим статусом (Кисловская В. Р., 1972, Панасюк Е. В., 1999 и др.), с успешностью обу­чения (Дусавицкий А. К., 1996, Дружинин В. Н., 1999, Монина Г. Б., 1998). Как считает Прихожан А. М. (1995), за последние 10 лет количество тревожных детей млад­шего школьного возраста увеличилось. Тревожность стала более глубинной и личностной, изменились фор­мы ее проявления. Если раньше рост тревожности по поводу взаимоотношений со сверстниками наблюдался в подростковом возрасте, то в настоящее время многих учащихся младших классов начинает волновать их ха­рактер взаимодействия с другими детьми.

Исследования Мониной и Лютовой показали, что школьная тре­вожность имеет взаимосвязи со структурными харак­теристиками интеллекта. Так, в первом классе наиме­нее тревожными являются школьники, у которых до­минирует вербальный интеллект, наиболее тревожны школьники с равным соотношением вербального и не­вербального коэффициентов. К третьему классу, как правило, уровень школьной тревожности значительно падает, но при этом школьники-вербалы начинают ис­пытывать значительный страх в ситуации проверки знаний. У остальных категорий учащихся данный эф­фект не наблюдается (Лютова Е. К., 2000)

Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии (ситуации) внутренне­го конфликта. Он может быть вызван:1) негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение;

2) неадекватными, чаще всего завышенными тре­бованиями;

3) противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку родители и/или школа (Ко­чубей Б. И., Новикова Е. В., 1998).

Коррекционную работу с тревож­ными детьми целесообразно проводить в трех основ­ных направлениях:

 во-первых, по повышению самооцен­ки ребенка;

 во-вторых, по обучению ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;

в-третьих, по отработке навыков владения собой в ситу­ациях, травмирующих ребенка.

Работа по всем трем направлениям может проводиться либо параллельно, либо, в зависимости от выбранного взрослым приоритета, постепенно и последовательно.

ПОВЫШЕНИЕ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА

Довольно часто тревожные дети имеют за­ниженную самооценку, что выражается в бо­лезненном восприятии критики от окружаю­щих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое сложное задание. Такие дети, как правило, чаще других подвер­гаются манипуляциям со стороны взрослых и сверстников. Кроме того, чтобы вырасти в соб­ственных глазах, тревожные дети иногда лю­бят покритиковать других. Для того чтобы по­мочь детям данной категории повысить само­оценку, Вирджиния Квинн предлагает оказы­вать им поддержку, проявлять искреннюю за­боту о них и как можно чаще давать позитив­ную оценку их действиям и поступкам.

Если в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок не испытывает такой под­держки от взрослых, то в подростковом воз­расте его проблемы увеличиваются, «развива­ется резкое ощущение личностного диском­форта» (Реан А. А., Коломинский Я. Л., 1999, с. 52). Тревожный ребенок, став взрослым, может сохранить привычку выбирать для вы­полнения только простые задачи, так как имен­но в этом случае он может быть уверен, что успешно справится с проблемой.

Для того чтобы помочь ребенку повысить свою самооценку, можно использовать следу­ющие методы работы.

Прежде всего необходимо как можно чаще называть ребенка по имени и хвалить его за определенные достижения в присутствии других детей и взрослых. В дет­ском саду или в классе с этой целью можно отмечать достижения ребенка на специально оформленных стендах («Звезда недели», «Наши успехи», «Это мы можем», «Я сделал это!» и т. д.), награждать ребенка грамотами, жетонами. Кроме того, можно поощрять та­ких детей, поручая им выполнение престиж­ных в данном коллективе поручений (раздать тетради, написать что-либо на доске).

Отрицательное влияние на формирование адекватной самооценки оказывает прием, ко­торый используют в работе некоторые педа­гоги: сравнение результатов выполнения зада­ния одних детей с другими. Если же педагог все-таки хочет провес­ти сравнение, то лучше сравнить результаты данного ребенка с его же результатами, кото­рых он достиг вчера, неделю или месяц назад.

При работе с детьми, страдающими зани­женной самооценкой, желательно избегать таких заданий, которые выполняются за оп­ределенное фиксированное педагогом время. Таких детей желательно спрашивать не в на­чале и не в конце урока, а в середине. Не сле­дует торопить и подгонять их с ответом. Если взрослый уже задал вопрос, он должен дать ребенку необходимо длительный срок для от­вета, стараясь не повторять свой вопрос дваж­ды или даже трижды. В противном случае ре­бенок ответит нескоро, так как каждое повто­рение вопроса он будет воспринимать как но­вый стимул.

Если взрослый обращается к тревожному ребенку, он должен постараться установить визуальный контакт, такое прямое общение «глаза в глаза» вселяет чувство доверия в душу ребенка.

Для того чтобы тревожный ребенок не счи­тал себя хуже других детей, желательно в груп­пе детского сада или в классе проводить бесе­ды с детским коллективом, во время которых все дети рассказывают о своих затруднениях, испытываемых ими в тех или в иных ситуаци­ях. Подобные беседы помогают ребенку осо­знать, что и у сверстников существуют про­блемы, сходные с их собственными. Кроме того, такие обсуждения способствуют расширению поведенческого репертуара ребенка.

Работа по повышению самооценки — это только одно из направлений в работе с тре­вожным ребенком. Очевидно, что быстрых ре­зультатов такой работы ожидать нельзя, по­этому взрослые должны запастись терпением.

ОБУЧЕНИЕ РЕБЕНКА СПОСОБАМ СНЯТИЯ МЫШЕЧНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЙ

Как показали наши наблюдения, эмоцио­нальное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах в об­ласти лица и шеи. Кроме того, им свойственно зажатие мышц живота. Чтобы помочь детям снизить напряжение — и мышечное, и эмоци­ональное — можно научить их выполнять ре­лаксационные упражнения.

Кроме релаксационных игр в работе с тре­вожными детьми необходимо также исполь­зовать и игры, в основе которых лежит теле­сный контакт с ребенком. Очень полезными являются и игры с песком, глиной, с водой, различные техники рисования красками (паль­цами, ладошками и др.)

Использование элементов массажа и даже простое растирание тела также способствуют снятию мышечного напряжения. В этом слу­чае совсем не обязательно прибегать к помо­щи медицинских специалистов. Мама может сама применить простейшие элементы масса­жа или просто обнять ребенка. Вайолет Оклендер (1997) рекомендует при работе с тревожными детьми устраивать им­провизированные маскарады, шоу, просто рас­крашивать лица старыми мамиными губными помадами. Участие в таких представлениях, по ее мнению, помогает детям расслабиться.

ОТРАБОТКА НАВЫКОВ ВЛАДЕНИЯ СОБОЙ В СИТУАЦИЯХ, ТРАВМИРУЮЩИХ РЕБЕНКА

Следующим этапом в работе с тревожным ре­бенком является отработка владения собой в трав­мирующих и незнакомых для ребенка ситуациях. Даже если работа по повышению самооценки ребенка и по обучению его способам снижения мышечного и эмоционального напряжений уже проведена, нет гарантии, что оказавшись в реаль­ной жизненной или в непредвиденной ситуации ребенок будет вести себя адекватно. В любой момент такой ребенок может растеряться и за­быть все, чему его научили. Именно поэтому отработка навыков поведения в конкретных ситуа­циях считается необходимой частью работы с тревожными детьми. Эта работа заключается в  обыгрывании как уже происходивших ситуаций, так и возможных в будущем.

Наиболее широкие возможности для рабо­ты в этом направлении предоставляет взрос­лым ролевая игра.

Играя роль слабых, трусливых персонажей, ребенок лучше осознает и конкретизирует свой страх. А используя прием доведения данной роли до абсурда, взрослый помогает ребенку увидеть свой страх с другой стороны (иногда комичес­кой), относиться к нему как к менее значимому.

Исполняя роли сильных героев, ребенок приобретает чувство уверенности в том, что и он (как и его герой) способен справляться с трудностями.

При этом очень важно не только развивать игровую ситуацию, но и обсудить с ребенком то, как он может использовать полученный в игре опыт разрешения жизненных ситуаций. В нейро-лингвистическом программировании этот этап работы называется «подстройка к будущему».

Сюжетами для ролевых игр целесообразно выбирать «трудные» случаи из жизни каждо­го ребенка. Так, если ребенок боится отвечать у доски, то следует проиграть с ним именно эту ситуацию, обратив внимание ребенка на то, что происходит с ним в каждый опреде­ленный момент, и как можно избежать непри­ятных переживаний и ощущений (используя дыхательные упражнения, методы самовнуше­ния: «Я - лучший в мире математик», при­емы саморегуляции (поочередное сжимание кистей рук в кулаки и расслабление и т. д.). А если ребенок, посещающий детский сад, испы­тывает тревогу, входя в медицинский кабинет, желательно поиграть с ним в «доктора».

В работе с маленькими детьми - младше­го и среднего дошкольного возраста - наи­более эффективно использование игр с кук­лами. Выбор кукол осуществляется исходя из индивидуального пристрастия каждого ребен­ка. Он сам должен выбрать «смелую» и «трус­ливую» куклы. Роли следует распределять сле­дующим образом: за «трусливую» куклу го­ворит ребенок, а за «смелую» - взрослый. Затем надо поменяться ролями. Это позво­лит ребенку посмотреть на ситуацию с раз­ных точек зрения, а пережив вновь «непри­ятный» сюжет, избавиться от преследующих его негативных переживаний. Причем, если ребенок испытывает беспокойство при обще­нии с взрослым, можно сочинить диалог, в котором кукла взрослого будет исполнять роль ребенка, а кукла ребенка будет отвечать за взрослого.

РАБОТАС РОДИТЕЛЯМИ ТРЕВОЖНОГО РЕБЕНКА

Как показывает практика, формирование детской тревожности является следствием не­правильного воспитания ребенка. Так, напри­мер, родители тревожных детей зачастую предъ­являют к ним завышенные требования, совер­шенно невыполнимые для ребенка. Иногда эта связано с неудовлетворенностью собственным положением, с желанием воплотить собствен­ные нереализованные мечты в своем ребенке. Завышенные требования родителей могут быть связаны и с другими причинами. Так, добив­шись высокого положения в обществе или ма­териального благополучия, родители, не желая видеть в своем чаде «неудачника», заставляют того работать сверх меры. Также нередки случаи, когда родители сами являются высокотре­вожными, вследствие чего они воспринимают малейшую неудачу как катастрофу, отчего и не позволяют ему сделать ни малейшего промаха. Ребенок таких родителей лишен возможности учиться на собственных ошибках.

Требования взрослых, которые ребенок не в состоянии выполнить, нередко приводят к тому, что он начинает испытывать страх не соответствовать ожиданиям окружающих, чув­ствовать себя неудачником. Со временем он привыкает «опускать руки», сдаваться без борьбы даже в обычных ситуациях. Таким об­разом формируется личность человека, кото­рый старается действовать так, чтобы ему не приходилось сталкиваться с какими бы то ни было проблемами.

Некоторые родители, стремясь уберечь сво­его ребенка от любых реальных и мнимых угроз его жизни и безопасности, формируют тем самым у него ощущение собственной безза­щитности перед опасностями мира. Как мы отмечали ранее, все это отнюдь не способст­вует нормальному развитию ребенка, реализа­ции его творческих способностей и мешает его общению с взрослыми и сверстниками.

Исследования специалистов показали, что большинство родителей тревожных детей не осознают как их собственное поведение влияет на характер ребенка. Это говорит о том, что с родителями необходимо проводить разъясни­тельные беседы, рекомендовать для чтения спе­циальную литературу и привлекать их к взаи­модействиям с педагогом или психологом.

Так, иногда «неподготовленные» родители, узнав о возникновении у ребенка каких-либо страхов, принимают неправильную позицию. Они начинают либо уговаривать ребенка, чтобы он не боялся, либо высмеивать его. И то, и другое может только способствовать усилению страха.

Большое количество замечаний, окриков, одергиваний может вызвать в ребенке не только агрессию, но и тревогу, а иногда и то, и другое. Таким родителям можно посоветовать хотя бы в течение одного дня записывать все замечания, которые они сделали или хотели бы сделать ре­бенку. В конце дня можно отметить те из них, которые способствовали не улучшению, а даже ухудшению взаимоотношений с сыном или до­черью. Если среди этих замечаний были угрозы невыполнимых наказаний, то таким родителям необходимо научиться сдерживать себя и обду­мывать то, что они говорят ребенку. Импуль­сивным взрослым можно порекомендовать техники избавления от гнева.

Как правило, родители тревожных детей сами бывают высокотревожными, в связи с чем имеют низкую самооценку, страдают от мы­шечных зажимов, не удовлетворены собой и своими действиями и т. д. Таким родителям необходимо прежде всего заняться самовос­питанием.


Благоприятный психологический климат в семье способствует гармоничному развитию лич­ности ребенка и снижению уровня тревожности.

Родителям следует как можно больше об­щаться со своими детьми, устраивать совмест­ные праздники, походы в зоопарк, в театр, на выставки. А жителям больших городов жела­тельно почаще выходить на природу.

Поскольку у тревожных детей часто появ­ляется потребность кого-то любить и ласкать, то хорошо бы иметь дома собственных живот­ных: кошку, собаку, хомячка или попугайчика.

Совместный уход за любимым питомцем поможет выстроить партнерские отношения в форме сотрудничества между родителями и ребенком.

Родителям тревожных детей будут полез­ны релаксационные упражнения, подбор которых осуществляется с учетом индивидульных особенностей. Выполнение релаксационных упраж­нений совместно с детьми всегда способствует не только физическому расслаблению организма, но и укреплению доверительных отношений между взрослым и ребенком.


 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.