|
|||
Возраст и спортВозраст и спорт Морфофункциональное и метаболическое обоснование занятий физическими упражнениями лиц разного возраста. Онтогенез — это весь период индивидуального развития организма от момента оплодотворения яйцеклетки до естественного окончания жизни. В онтогенезе выделяют два относительно самостоятельных этапы развития: пренатальный (от момента оплодотворения и до рождения ребенка) и постнатальный (от рождения до естественного завершения индивидуальной жизни). С рождением человека развитие его продолжается в течение всего постнатального периода, в котором, в свою очередь, можно выделить ранний, зрелый и конечный (период старения) этапы развития. В процессе онтогенеза происходят рост и развитие организма, завершающиеся в основном в 18—22 года (Ананьев и др., 2001; Апанасенко, 1985; Возрастная физиология, 1978; Дубровский, 2005). Под термином рост подразумевают увеличение длины, объема, массы тела детей и подростков, обусловленные увеличением количества клеток и составляющих их органических молекул, то есть количественными изменениями. Под развитием подразумевают качественные изменения в организме, состоящие в усложнении строения и функций всех тканей и органов, совершенствовании их взаимодействия и процессов регуляции. Рост и развитие человека запрограммированы генетически и определяют лишь общий план развития. Конечная реализация генетической программы зависит от влияния внешней среды, в том числе и физических нагрузок. Многие морфологические признаки тела находятся под генетическим контролем: ЖЕЛ, общая емкость легких, остаточный и резервный объем дыхания, продолжительность задержки дыхания. Генетически обусловлены максимальная ЧСС, общий объем сердца, масса левого желудочка, капилляризация сердца, толщина коронарных артерий и др. На 90—94 % генетическими факторами обусловлен уровень VO,max. Ярким доказательством влияния комплекса генетических факторов и факторов окружающей среды на физическое развитие современного человека являются акселерация и эпохальные сдвиги (Дубровский, 2005; Ермолаев, 2001; Солодков, Сологуб. 2001). Акселерация — это ускорение темпов роста и развития размеров тела, более ранние сроки полового созревания современного человека относительно предыдущих поколений. Эпохальные сдвиги — комплекс морфофункциональных изменений организма современного человека: увеличение размеров тела, снижение возраста полового созревания, ускорение темпов развития, уменьшение периода роста, увеличение продолжительности жизни и периода работоспособности. Это — положительные изменения, отражающие влияние благоприятных социальных и медико-биологических факторов, поскольку вместе с улучшением показателей физического развития отмечается повышение уровня проявления двигательных способностей и показателей физической работоспособности, рост спортивных результатов. Биологические механизмы акселерации окончательно не выяснены, но наиболее существенными являются такие: эффект гетерозиса (вследствие широкой миграции современного населения и увеличения количества смешанных браков), урбанизация (увеличение количества населения городов) и стимулирующее влияние уровня городской жизни на темпы развития; увеличение уровня радиации на Земле; улучшение социальных и социально-гигиенических условий жизни населения промышленно развитых стран и др. Самой распространенной является такая схема возрастной периодизации. Грудной возраст 10 дней — 1 год Раннее детство 1—3 года Первое детство 4 – 7 лет Второе детство 8—12 лет (мальчики) 8—11 лет (девочки) Подростки 12—15 лет (девочки) Юношеский возраст 17—21 год (юноши) 16—20 лет (девушки) Зрелый возраст I период 22—35 лет (мужчины) 21—35 лет (женщины) II период 36—60 лет (мужчины) 36—55 лет (женщины) Пожилой возраст 61—74 года (мужчины) 56—74 года (женщины) Старческий возраст 75—89 лет (мужчины и женщины) Долгожители свыше 90 лет В развитии организма в онтогенезе обнаружены две основных закономерности: неравномерность (цикличность) и неодновременность (гетерохронность). Цикличность состоит в том, что периоды усиленного роста и интенсификации обменных процессов сменяются их замедлением. Суть гетерохронности: формирование разных органов и систем происходит в разное время. В связи с неравномерностью роста и развития человека выделяют несколько периодов: - первый период вытягивания (первый год жизни) — рост ребенка увеличивается примерно на 25 см, масса тела — почти втрое; - второй период вытягивания (5—7 лет): годовой прирост длины тела — 7—10 см, массы тела — на 3—6 кг; - третий период вытягивания (с 11—12 лет до 15—16 лет): ежегодный прирост длины тела составляет 8—10 см, массы тела — 3—6 кг. Между этими периодами темпы развития несколько снижаются и наступают периоды «округления» (Виксне, 1989; Фомин, Вавилов, 1991). Учитывая их и особенности физической работоспособности людей разного возраста, следует правильно использовать и средства физического воспитания. Так, физическую подготовку детей рекомендуют начинать с 1,5—2-месячного возраста, применяя массаж, пассивные, пассивно-активные и активные движения. В течение первого года жизни при помощи физических упражнений следует подготовить двигательный аппарат ребенка к ходьбе, а затем стимулировать ходьбу, формировать правильную осанку. До трех лет происходит усвоение локомоторных актов (ходьба, бег без фазы полета). С шести лет ребенка готовят к интенсивным занятиям физическими упражнениями в школе. Главная направленность физической подготовки детей периода второго детства (девочки 8—11 лет, мальчики 8—12 лет) — это развитие двигательных координаций и скорости движений. Очень велика способность детей к усвоению техники движений. При этом они лучше усваивают целостные движения, нежели движения по элементам, что обусловлено преобладанием первой сигнальной системы. У подростков наблюдается повышение темпа движений, улучшение статической и динамической выносливости, статического равновесия, двигательной координации. Есть предпосылки для развития скорости и скоростносиловых качеств. Этот период благоприятен для развития силовых возможностей — в 14—17 лет происходят их скачкообразное наращивание. В юношеском возрасте завершается половое созревание, прекращается рост тела в длину, мышцы по объему и функциям достигают показателей взрослого человека. Происходит дальнейшее совершенствование центральной нервной системы и высшей нервной деятельности, умственной деятельности, способности к обобщению, развитие координационных способностей, овладение и совершенствование новой техникой движений. Завершается формирование высших эмоций (эстетических, интеллектуальных), а также самосознания. Есть возможности для совершенствования всех двигательных качеств, а для развития специальной силы и выносливости этот период наиболее благоприятен. Инволютивный период (женщины с 56 лет, мужчины с 61 года) характеризуется асинхронными изменениями в структурах и функциях различных органов и систем. Изменения высшей нервной деятельности проявляются в ослаблении нервных процессов и особенно торможения, что влияет на умственную работоспособность. Уменьшаются слуховая и тактильная чувствительность, ухудшается зрение. Даже при отсутствии тренировки сохраняются двигательные навыки. Ухудшаются скорость, координация, гибкость. В большей степени сохраняются сила и выносливость к умеренной работе.
|
|||
|