Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей Т.В. Кротова
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей Т.В. Кротова
Наименование
| С какой целью используется эта форма
| Формы проведения общения
| Информационно-аналитические
| Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности
| Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»
| Досуговые
| Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми
| Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках
| Познавательные
| Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей
| Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей
| Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские
| Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей
| Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек
| В работе со всеми родительскими группами мы активно используем разнообразные формы работы, как традиционные так и нетрадиционные: Родительские собрания, консультации, семейные клубы, беседы, анкетирование по разным вопросам, семинары, посещение семьи ребенка, совместные вечера и праздники, оформление информационных стендов, буклетов, защита семейных проектов, участие родителей в творческих конкурсах, массовых мероприятиях детского сада, выставках детско-родительских работ по изодеятельности и др. Уже не первый год работает клуб для родителей “Росток” с целью психолого-педагогического консультирования родителей вновь сформированных групп. Занятия в клубе проводит педагог-психолог, заведующая, воспитатели и специалисты, в том числе приглашенные. Тематика занятий разнообразна:
- Адаптация без угроз и обещаний
- Как правильно подготовить ребенка к поступлению в детский сад
- Возрастные особенности психического развития детей от двух до трех лет
По запросу родителей воспитанников педагогом-психологом был разработан цикл практических занятий для недельного психологического тренинга для родителей. Цель его: активизировать родителей, сблизить их, познать себя и своего ребенка, дать необходимые психолого-педагогические рекомендации по адаптации ребенка к детскому саду. Данная форма работы оказалась востребованной и теперь проводится с родителями воспитанников каждой вновь сформированной группы. Важные моменты:
- все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;
- содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;
- оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);
- содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.
Работа с родителями — это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, в любом детском саду могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей:
- конфликты между родителями из-за детей;
- родительские претензии к воспитателям по тем или иным вопросам воспитания;
- жалобы воспитателей на пассивность родителей;
- невнимание родителей к рекомендациям воспитателя в связи с недостатком авторитета педагога из-за молодого возраста или небольшого опыта работы.
Сегодняшние родители внимательно отнесутся к консультации специалиста: психолога, логопеда, врача. Но, когда дело доходит до воспитания, многие из них считают себя грамотными в этих вопросах, имеют свое видение проблемы и способы ее разрешения, не принимая во внимание опыт и образование воспитателя. Для предупреждения таких ситуаций администрация дошкольного учреждения с первых дней пребывания ребенка в детском саду должна поддерживать авторитет педагога, демонстрировать, что она высоко ценит его знания, умения, педагогические достижения. Способы повышения авторитета воспитателя:
- торжественно вручить на родительском собрании почетную грамоту за заслуги ко Дню дошкольного работника или за высокие показатели в работе по итогам года;
- оформить красивое поздравление в холле ко дню рождения педагога;
- организовать благодарственное письмо от родителей выпускников;
- оформить холл фотографиями лучших педагогов детского сада с кратким описанием их личных достижений.
Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг. Отсутствие информации порождает у родителя желание получить ее из других источников, например от других родителей, детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к развитию конфликтной ситуации. Часто молодых педагогов пугает обращение к ним родителей с жалобой или претензией. Многие неопытные педагоги вместо того, чтобы разобраться в ситуации, автоматически переводят для себя таких родителей в категорию сложных, конфликтных, пытаются переубедить их, доказать, что они не правы, убеждают, что на самом деле все обстоит благополучно. Такая позиция воспитателя, конечно, насторожит родителя, и впоследствии он вряд ли будет обращаться со своими проблемами к этому педагогу, накапливая негативные эмоции по отношению к детскому саду. Реакция на жалобу должна быть конструктивной и направлена на готовность исправить ситуацию, принять быстрые меры к урегулированию спорных вопросов, наладить контакт с родителями ребенка, улучшить работу детского сада по тому или иному вопросу. Необходимо при первой встрече выслушать родителя, дать ему почувствовать готовность воспитателя профессионально разобраться в ситуации, назначить дополнительную встречу, на которой рассказать о результатах предпринятых мер. Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма. Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников нашего детского сада дало положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
|