Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Эссе по произведению Бориса Викторовича Савинкова



Эссе по произведению Бориса Викторовича Савинкова

«Воспоминания террориста».

Исупова Мария Владимировна ХМб-1501-53-00

Борис Викторович Савинков – это имя навсегда вошло в историю русского революционного движения двадцатого века. Савинков - русский революционер, террорист, был одним из лидеров партии эсеров, руководителем Боевой организации, участником Белого движения, а также писателем, посвятившим большую часть своей жизни террору. Террор в то время был средством борьбы народа с властью, одним из способов «достучаться» до власти о проблемах в стране, дезорганизовать правительство и побудить его к реформам с помощью терактов в отношении важных политических личностей начала ХХ века. Устав Боевой организации гласил: «Борьба с существующим строем посредством устранения тех представителей его, которые будут признаны наиболее преступными и опасными врагами свободы. Устраняя их, Боевая организация не только совершает акт самозащиты, но и действует наступательно, внося страх и дезорганизацию в правящие сферы, и стремится довести правительство до сознания невозможности сохранить самодержавный строй». Именно об этом рассказывает Савинков в своём автобиографическом произведении «Воспоминания террориста».

Повествование начинается с того, что главный герой в 1902 году был сослан в Вологду по делу социал-демократических групп, но социал-демократическая программа его не удовлетворяла, Савинков примкнул к партии социалистов-революционеров и решил принять участие в терроре. В 1903 году он бежал в Женеву, откуда через несколько месяцев был направлен Азефом, который на тот момент был руководителем Боевой организации, в Россию для первого дела – убийства многими ненавистного министра внутренних дел В.К. Плеве.

План операции «Поход на Плеве» был следующим: необходимо было выяснить еженедельные маршруты министра к царю Николаю II, а также их время и дни недели, а затем в заранее определённом месте, бросив бомбу в карету, убить Плеве. Первые покушения были неудачными из-за неопытности организации. 18 марта - Боришанский, заподозрив за собой слежку, покинул пост, 25 марта – Плеве не был замечен, 8 июля – Боришанский и Сикорский, не дождавшись передачи им бомбы, ушли с места. Казалось бы, столько неудач, смогут ли члены Боевой организации убить В.К. Плеве? Но они несомненно были уверены в своем успехе. И, наконец, 15 июля убийство министра всё же состоялось – бомбу забросил в карету Егор Сазонов. Последний, будучи серьезно ранен в правый бок, был арестован и определён на бессрочную каторгу. Между членами Боевой организации сложились очень хорошие и весьма дружественные взаимоотношения, это видно из письма Сазонова своим товарищам: «Дорогие братья-товарищи! Крепко обнимаю вас всех и крепко целую. Эта писулька только для вас, моих ближайших товарищей, поэтому прошу ее не публиковать. Моим прощальным приветом, с которым я обращаюсь к вам, да будут слова, которые я крикнул сейчас же, как увидел нашего поверженного врага, и когда думал - сам умираю: "Да здравствует Б.О., долой самодержавие! Прощайте. Живите. Работайте. Любящий вас, братья-товарищи, ваш Егор». Действительно, в организации все объединились, сплочённость и командный дух играли важную роль при проведении операций, все участники «болели» одним делом – террором. Убийство министра внутренних дел В.К. Плеве заставило правительство «колебнуться», а в членов Боевой организации вселило ещё большую уверенность в успехе их покушений.

В начале ХХ века леденящие душу, хладнокровные политические акты возмездия в России совершались с одной стороны при одобрении измученных насилием, тюрьмами, каторгами людей, уставших от такой жизни, а с другой при лишённой возможности что-либо предпринять интеллигентной части общества. Террористы, сомневаясь в правильности своих действий, скорее не искали, а ждали поддержки. Люди содрогались от террористических актов, от разрывов бомб, но тем не менее большее сострадание проявляли не к убитым политическим деятелям, а к погибшим или арестованным террористам. После убийства министра внутренних дел Плеве в Боевую организацию стали поступать многочисленные пожертвования, которые исчислялись многими десятками тысяч рублей. Люди всё больше начинали поддерживать террористов.

После убийства В.К. Плеве Боевая организация обособилась от центрального комитета партии социалистов-революционеров, создала свой устав, приняла в свои ряды немало новых участников. Для следующих покушений было выбрано сразу 3 цели: в Петербурге - генерал-губернатор Трепов, в Москве - Великий князь Сергей Александрович, в Киеве - генерал-губернатор Клейгельс. Савинкову было поручено покушение на князя Сергея Александровича, вместе с ним участие принимали Дора Бриллиант, Каляев, Моисеенко, и Куликовский. План действий был такой же, как при убийстве Плеве – наблюдение под видом извозчиков, а затем убийство бомбой, брошенной в карету. Слежка длилась довольно долго. Покушение было назначено на 2 февраля – князь должен был отправиться в театр, метальщиками были Каляев и Куликовский. Но Каляев, увидев, что в карете вместе с князем находились Великая княгиня Елизавета и дети Великого князя Павла - Мария и Дмитрий, не решился бросить бомбу в карету. Мне кажется, Каляев поступил правильно, проявив человечность не убив ни в чём не повинных людей, а тем более детей, не смотря на то, что фактически своим решением он сорвал операцию. Вторая попытка состоялась через 2 дня – 4 февраля. Каляев был уверен в том, что справится один и не ошибся в этом – Великий князь Сергей Александрович был убит. Каляев был оглушён взрывом, а после арестован и приговорён к смертной казни. Это была последняя успешная операция Боевой организации партии социалистов-революционеров, после чего началась череда неудач, причиной которых можно считать предательство.

Партия социалистов-революционеров пыталась начать работу по вооружению рабочих масс. Рутенбергу было поручено снять квартиры для хранения оружия в Петербурге и найти пути получения самого оружия. Ведь после того, как организация расширится и окрепнет, её деятельность нужно распространять по всей России.

В Петербурге были арестованы члены Боевой организации, в списках среди арестованных был и Савинков, но за него приняли Моисеенко. К марту 1905 года на основании сведений тайного агента Татарова полиция арестовала уже 17 членов Боевой организации. После арестов организация стала терять свою мощь и уже никогда не могла достичь былой силы. Покушения становились всё более провальными.

После были задуманы покушения на Трепова, Клейгельса и губернатора Нижнего Новгорода барона Унтерберга. Но ни одно из них так и не состоялось. После предательства Боевая организация ослабла, и Азеф принял решение о её роспуске. Но впоследствии после подавления декабрьского восстания был учреждён особый боевой комитет, в который вошли Азеф и Савинков. Финляндия была выбрана базой для террористической деятельности. Было решено организовать покушения на Дубасова – московского генерал-губернатора и Дурного – министра внутренних дел, план действий точно также начинался со слежки, а в Финляндии изготовлялись бомбы. Покушения на них не увенчались успехом. 23 апреля состоялось неудачное покушение на Дубасова, оно и стало последним для Боевой организации. Казалось бы, а почему так происходило? А всё потому, что Азеф оказался предателем. Он работал на правительство, докладывая о датах планировавшихся покушений. После его докладов начиналась слежка за террористами, а после и их аресты. Вскоре Боевая организация распалась.

«Воспоминания террориста» - автобиографическое произведение с элементами художественного вымысла, написанное достаточно простым и понятным языком, не смотря на такую непростую тему, как терроризм. Книга получилась достаточно интересной и её можно считать «историческим памятником». Автор поднимает немало важные проблемы – борьба с властью с помощью террора, предательство и другие, которые актуальны и в настоящее время. Савинков сумел показать террористическую организацию изнутри. Во-первых, это взаимоотношения её членов, которые настолько сплотились общим делом, что стали друг для друга не просто товарищами, а настоящей семьёй. Во-вторых, каждый из них был самоотверженным, смелым и верным своему делу, они не боялись ценой своей жизни совершить теракт. В-третьих, Савинков очень хорошо описал все действия организации, как готовились покушения, все чувства и эмоции членов организации, испытываемые во время покушений и после них. Ну и конечно, нельзя оставить без внимания предательство, ведь порой даже самые близкие люди, которым мы доверяем многое, могут пойти против тебя. Безусловно, бывают разные причины, но оправдать такой поступок, мне кажется, невозможно…



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.