|
|||
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ В ВОЛЕЙБОЛЕСтр 1 из 3Следующая ⇒ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ В ВОЛЕЙБОЛЕ
Необходимо учесть, что в практике подготовки волейболистов и в методической литературе пока не достигнуто единство трактовки основных понятий и терминов. Игровая деятельность волейболистов – управляемая сознанием психической и физической активности, направленная посредством технико- тактических действий на достижение победы над соперником в условиях специфического противоборства и при соблюдении установленных правил. Соревновательная деятельность волейболистов – игровая деятельность в условиях официальных соревнований. Прием игры – обусловленное правилами двигательное действие, специфичное для волейбола. Выделяют приемы нападения и приемы защиты. Техника игры – совокупность приемов игры для осуществления игровой и соревновательной деятельности в волейболе. Выделяют технику нападения и технику защиты. Техническая подготовка волейболистов – педагогический процесс, направленный на совершенное овладение приемами игры и обеспечивающий надежность навыков в игровой и соревновательной деятельности. Тактическое действие – рациональное использование приемов игры, форма организации соревновательной деятельности за победу над соперником. Выделяют индивидуальные, групповые и командные тактические действия – в нападении и защите. Тактика игры – совокупность тактических действий – индивидуальных и коллективных. Тактическая подготовка волейболистов – педагогический процесс, направленный на совершенное овладение тактическими действиями и обеспечивающий высокую их эффективность в игровой и соревновательной деятельности. Физические способности волейболистов – индивидуальные особенности личности, создающие условия для успешного овладения и осуществления игровой и соревновательной деятельности. В значительной мере предопределены генетически. Физические качества – отдельные качественные проявления физических способностей: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость. Физическая подготовка волейболистов – педагогический процесс, направленный на развитие физических способностей и повышение функциональных возможностей, укрепление опорно-двигательного аппарата, обеспечивающих эффективное овладение навыками игры и способствующих высокой надежности игровых действий. Интегральная подготовка волейболистов – педагогический процесс, направленный на интеграцию тренировочных воздействий технической, тактической, интеллектуальной и физической подготовки в целостный эффект соревновательной деятельности. Психологическая подготовка волейболистов – воспитание нравственных, волевых и тех психических качеств, которые адекватны специфике волейбола и содействуют высокой надежности соревновательной деятельности. Теоретическая (интеллектуальная) подготовка волейболистов - вооружение волейболистов специальными знаниями, повышающими эффективность тренировочной и соревновательной деятельности. Система подготовки волейболистов – совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостное единство и ориентированных на достижение цели, то есть это комплекс мероприятий, направленных на подготовку спортсменов, отвечающих модельным характеристикам сильнейших волейболистов мира и способных показывать наивысшие спортивные достижения. Тренировка волейболистов – составная часть системы подготовки, педагогический процесс, направленный на обучение приемам игры и тактическим действиям, совершенствование технико- тактического мастерства, развитие физических способностей, воспитание психических, моральных и волевых качеств, создание условий для высоких спортивных достижений волейболистами. Тренировочная деятельность – совместная деятельность тренера и волейболистов по успешному достижению целей тренировки. Структура тренировки – исходным структурным образованием является тренировочное занятие; два и более тренировочных занятий образуют микроцикл, несколько микроциклов образуют средний цикл, средние циклы образуют годичный цикл, несколько годичных образуют многолетний опыт. Тренировочная нагрузка – составная часть (компонент) тренировки, отражает количественную меру тренировочных воздействий на волейболистов в процессе занятий. Величина нагрузки определяется ее интенсивностью и объемом. Важное значение имеет характер тренировочных средств (специализированность, направленность, сложность). Спортивные соревнования – составная часть системы подготовки волейболистов, с одной стороны, они служат целью тренировки и критерием ее эффективности, с другой – являются эффективным средством специальной, соревновательной подготовки. Соревновательная нагрузка – объем соревновательной деятельности в определенный промежуток времени. Выражается в количестве игр (календарных и контрольных). Структура соревнований по волейболу – разнообразные виды соревнований, ранжированные по определенным признакам: масштабу (чемпионаты СССР, союзных республик и т. д. ), уровню мастерства и возрастному цензу. Управление – процесс по обеспечению достижения цели системы подготовки волейболистов на основе получения, передачи и переработки информации с выработкой и принятием решения. Выделяют управление подготовкой волейболистов, управление тренировкой волейболистов и управление соревновательной деятельностью команды и отдельных волейболистов. Планирование и контроль – основные функции управления. Планирование – есть процесс выбора направления движения (траектории) системы подготовки волейболистов и определения средств и методов достижения конечной цели. Это определение содержания будущей деятельности. Контроль есть процесс, направленный на обеспечение совпадения хода подготовки волейболистов с плановыми заданиями, то есть координацию действий составных частей системы подготовки по достижении цели на основе получаемой информации. Отбор спортсменов – составная часть системы подготовки волейболистов, комплекс мероприятий по выявлению спортсменов, обладающих высоким уровнем способностей к волейболу и свойствами организма, обеспечивающих эффективность тренировочной и соревновательной деятельности в волейболе.
|
|||
|