Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Урок-моделирование «Санитары в бою»



Урок-моделирование «Санитары в бою»

Описание методики.

В основе данного урока заложена ситуация боя, при котором необходимо быстро оказать помощь товарищу в ходе сражения. Погружение в историю происходит через изучение мемуарной и документальной истории. Данная методика предполагает наличие качественной материальной базы и подойдёт для клубов исторической реконструкции или музеев, работающих с детьми. В первую очередь, необходимо сделать упор на физическую и моральную подготовленность участников.

Тип урока: внеклассное мероприятие.

Возраст: В первую очередь, желательно проведение данного урока для детей одного возраста. Практика показывает, что и при разновозрастном составе урок возможен.

Форма: интерактивный урок-моделирование.

Цели

Образовательная: изучение отечественной, а также основ первой медицинской помощи в экстремальных случаях.

Воспитательная: стимулирование интереса к отечественной истории.

Развивающая: развитие интереса к истории и физической подготовке учащихся.

Материальная база:

1. Полоса препятствий или, при её отсутствии, относительно ровный участок земли с минимальными заграждениями и препятствиями (натянутая веревка, ветки, шишки, жерди, автомобильные шины, ямки, овражки и т.д.)

2. Рабочая одежда, которую не жалко («березка», горка, для полной аутентичности можно использовать красноармейскую форму), обвес ремня (ремень, малые пехотные лопатки, фляжки с водой, подсумки и т.д.), макеты винтовки Мосина, в том числе выточенные из дерева, медицинские сумки с принадлежностями.

3. Звуковое оборудование (фоном можно включить приглушенные звуки обстрела). Мотивированный инструктор для голосового инструктажа учащихся.

Урок может быть проведен в форме одного из мероприятий курса молодого бойца перед отправкой на «передовую».

Легенда урока: Школьники являются бойцами Рабоче-крестьянской Красной Армии, которые вскоре должны отправиться на фронт. Им необходимо отработать спасение боевого товарища.

Инструктор является их командиром, который должен рассказать о том, что такое война, и руководить обучением красноармейцев.

Персонажи игры: Инструктор-командир, красноармейцы, санитары.

Этап 1. Экскурс в историю.

Обмундирование и построение красноармейцев в шеренгу, разделение на группы и назначение командиров групп, назначение санитаров.

Инструктор: Война — это тяжелая и кровопролитная работа. В ходе нее армия несет тяжелые потери, в первую очередь на передовой. Одной из главных задач в такой ситуации для командования Красной Армии становится спасение раненных. А непосредственно на поле боя вся ответственность лежит на санитаре — Отолько от его умений зависит, будет ли дальше жить человек.

Во время Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов погибли или пропали без вести более ста тысяч медицинских работников, среди которых более пяти тысяч врачей, свыше десяти тысяч средних медицинских работников и почти восемьдесят тысяч санитарных инструкторов и санитаров.

В период Великой Отечественной войны смертность медицинских работников была на втором месте (!) после гибели на полях сражений бойцов стрелковых подразделений. Средняя продолжительность жизни санинструктора на передовой в 1941 г. составляла всего 41 секунду!

В годы Великой Отечественной Войны наши советские медики вернули в строй 72,3% раненых и 90,6% больных воинов. Если эти проценты представить в абсолютных цифрах, то число раненых и больных, возвращенных в строй медицинской службой РККА за все годы Великой Отечественной войны составит около 18 миллионов человек, что является абсолютным рекордом за всю историю человеческих войн.

При этом надо помнить, что очень часто санитарами назначались девушки-добровольцы. Им приходилось спасать бойцов, которые были иногда гораздо тяжелее их самих. Это очень тяжелая работа, требующая неимоверных усилий, как физических, так и психологических.

Значение медработников передовой трудно переоценить. Под огнем противника им приходилось бегать и переползать сотни километров за подразделением, находить раненных, оказывать первую помощь, а в дальнейшем оттаскивать бойцов в тыл.

Этап 2. Инструктаж.

Инструктор показывает на личном примере, что такое перебежки, переползание с винтовкой. Определяются отрезки перебежек и переползания. Показываются виды наложения повязок.

Инструктор: Перебежки – это то, в каком положении обычно бойцы перемещались на поле боя, так как это максимально снижает силуэт бойца на местности не снижая скорости. Переползания использовалось на наиболее трудных участках для максимального слияния с местностью.

У каждого бойца во время Великой Отечественной войны при себе были индивидуальные перевязочные пакеты. Каждый боец имел представление как им, в случае необходимости, надо было воспользоваться. Соответственно у санинструктора ИПП с другими медицинским препаратами первой необходимости было больше. Всё это хранилось в особой медицинской сумке.

Этап 3. Практическая часть.

Группа бойцов выходит на исходную точку для броска по полосе препятствий. По команде школьникам, прикрывая друг друга, всем вместе необходимо добраться до отправной точки. В этой точке инструктором назначается «раненный» и место «ранения» бойца. Санинструктор максимально быстро и качественно должен оказать помощь.

Далее красноармейцы должны при помощи плащ-палатки оттащить «раненного» на исходные позиции. То есть максимально быстро доставить бойца в «медсанчасть» для дальнейшего оказания помощи.

На всем протяжении маршрута инструктор должен корректировать движение бойцов, подбадривать и подгонять. Для большей реалистичности так же он должен постоянно вводить новые водные о «противнике». Все это дополняется звуковым сопровождением.

В конце прохождения этапа инструктор должен указать на ошибки, которые были совершены. Так же можно зачитать некоторые воспоминания ветеранов санинструкторов.

Башарина (Карналь) Евгения Александровна:

«Я была санинструктором роты и ползком передвигалась по полю боя. Перевязывала раненых, и кто мог передвигаться, сам двигался к точке сбора. Это было определенное место, обычно в низинке, чтобы немцы не видели. А тех, что сами передвигаться не могли, мы только перевязывали, а перетаскивали уже мужчины-санитары. Тут уже и ребята помогали, и сами раненые. А уже потом оттуда всех забирала подвода и отвозила в медсанбат. Но я как вспомню… Сама не понимаю как справлялись. Ведь не просто таскали, а все время ползая. Да еще на снегу… Примерно в такой ситуации там под Сталинградом меня ранило.»

Потапова (Ипполитова) Вера Сергеевна:

«Бой был жестоким: ведь в июле-августе 41-го здесь проходил Лужский рубеж. Потери были большие, ранения тяжелые. Мы на поле боя оказывали только первую медицинскую помощь, дальше раненых отравляли на машинах в санчасть. Не помню, сколько человек я перевязала в том первом бою: было не до подсчетов.

Счета вынесенным с поля боя раненым никто не вел. Некому было этим заниматься. Разве что примерно считали. Например, в разведку ушло 18 человек, а вышло 8, и 2 убито, - значит, восемь вынесла. А так, чтобы кто-то записывал - не было такого. А потом, когда мы уже в гвардии были – какой тут учет? Что вы? Может, кто-то где-нибудь писал, но я никогда не записывала, и в голове не держала.»

Шилова (Новикова) Лидия Григорьевна:

«Направили меня в Центральную Россию. Определили в 222-й стрелковый полк 49-й Рославльской Краснознаменной стрелковой дивизии. Стала санинструктором стрелковой роты. Только прибыла, и через неделю в бой пошли. Полк стоял в обороне, и в бой пошли. Много было раненых. И потом же немцы отступали, они же на машинах, а наша пехота топала пешком. Они быстро удирали. И при этом еще и отстреливать. Из-за больших маршей у солдат постоянно были мозоли на ногах. Это же не дома, где-то ноги вымыл и перевязал их. Иногда шагали по 50-60 километров в сутки. Во время боя вытаскивали раненых мужчины-санитары, в ямку утаскивали, а мы перевязывали. Всего на полк было четыре девушки-санинструктора, остальные мужчины. Работали на перевязке, пока есть раненые. Иногда валились с ног от усталости.»

Этап 4. Заключительный.

Можно провести опрос-беседу на тему, что нового узнали-смогли прочувствовать школьники в ходе проведенного урока.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.