Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вехи роста.



Вехи роста.

Диалектика такова, что после наращивания числа кафедр и студентов, материально-технического потенциала, органически встала задача повысить качество во всех направлениях деятельности института. Это стало отличительной чертой 70-х годов. Однако, рост качества редко бывает без роста количества. Отступления от этого правила в эти годы не было. Начало 70-х годов для ППИ ознаменовалось событием, которое наложило отпечаток не только на ближайшее время, но и на все будущее института: по-настоящему началось строительство комплекса за Камой. Развитие ППИ поставило задачу расширения его материально-технической базы. Размещение института в центре города не давало возможности решить эту задачу - свободных площадей вокруг Главного корпуса не было. В середине 60-х годов вопрос о строительстве студгородка ППИ рассматривался всерьез, были предложены варианты. Слухи о том, что институт мог быть расположен в Балатово, не беспочвенны: именно там был построен комплекс студенческих общежитий и напротив них в то время была свободной от застройки большая площадь. К тому же это место было обеспечено городскими коммуникациями. Но было принято другое решение - строить институт в лесной полосе на правом берегу Камы, - "вдали от шума городского". Наверняка споры о том, где строить институт, были, но окончательное решение было за М.Н.Дедюкиным. Есть основание считать, что это мнение М.Н.Дедюкин выносил задолго до решения "сверху" - он ездил на будущую площадку строительства еще до окончания строительства коммунального моста через Каму, переправляясь на правый берег по реке. Мост, возведенный в 1967 году, снял основную проблему - сообщение между центром города и правым берегом. И вот Постановлением Совета Министров РСФСР N 423 от 3 июля 1968 года было решено строить первую очередь комплекса за Камой на просторах 180 га. Быстро проектным институтом "Гипровуз" был разработан генеральный план застройки отведенной площади, которая была разбита на зоны: учебная, студенческие общежития, спортивная, хозяйственная, жилая, природно-ландшафтная зона отдыха...То есть, практически все, что было необходимо для независимого от города жизнеобеспечения институтского городка. Конечно, были и трудности ( их даже можно возвести в ранг недостатков проекта) - необходимо было иметь свои коммуникации снабжения водой, теплом, электроэнергией, что сейчас, когда комплекс действует, приводит к удорожанию и осложнениям его эксплуатации. По проекту площади учебных корпусов должны были разместить 6865 студентов.

Фактическое строительство комплекса началось в 1969 году постройкой котельной и первого пятиэтажного общежития из расчета его использования строителями и обслуживающим персоналом. Официальной датой начала строительства считается май 1970 года, когда у въезда на комплекс был открыт памятный камень, возвестивший о начале нового похода института в свое будущее...

Когда на комплексе еще ничего не было, летом 1969 года бойцы отряда "Политехник-1" разбили свои палатки на месте будущего стадиона и началась работа. Сохранилась фотография, на которой видны раскладушки, установленные прямо на свежем воздухе. Вот таким было первое "студенческое общежитие" за Камой-рекой. А затем в течении всех лет стройки студенты принимали активное участие в сооружении объектов комплекса. И этих объектов уже немало: учебные здания, в которых разместились факультеты аэрокосмический, автодорожный, химико-технологический, электротехнический, физико-математической подготовки, лицей... Введены в строй корпуса Республиканского инженерно-технического центра порошковой металлургии (РИТЦ ПМ), ОКБ "Темп", лабораторный корпус кафедры охраны окружающей среды. Построены четыре студенческих общежития на 2180 мест, магазин, детский комбинат, столовая, котельная, насосная станция, водозаборные скважины, трансформаторные подстанции, сети водо-, электро- и теплоснабжения, телефонная станция, дороги, тротуары - это, пожалуй, неполный список того, что введено в строй за 20 лет, но без чего не может существовать комплекс... Между вековых сосен расположились жилые дома - их уже 5 на 606 квартир. Естественно, эти дома в значительной мере помогли решению жилищной проблемы для коллектива института.

Строительство первой очереди комплекса завершено в 1989 году, и в Перми появился, по-существу, новый микрорайон. На архитектуру объектов комплекса наложило отпечаток время - она не блещет "музыкой в камне" и сугубо рациональна. Но строительство первой очереди - это рывок вперед, к целям и помыслам, которые были определены авторами мудрого решения - дать простор для развития вуза. Ну, а живущие, работающие, учащиеся там постоянно ощущают свежесть и тишину соснового бора...

Впереди же вторая очередь. Уже сейчас строится шестой по счету жилой дом на 147 квартир с клубом для внешкольной работы с детьми по улице Дедюкина, седьмой 150-квартирный по улице Королева. До 2000 года проектируется построить школу на 1296 учащихся с бассейном, аптеку, студенческое общежитие, спортивный комплекс.

Трудностей много и они преодолеваются сложно. Их было немало при сооружении первой очереди. Их стало , пожалуй, больше при реализации проектов второй очереди - время настало такое! Но надо отдать должное тем, кто первым вступил на землю комплекса для ее освоения.

Был 1975 год. Декан машиностроительного в ту пору - П.К.Антропов. Вот на его плечи и на плечи всех кафедр легли заботы пионеров комплекса. Факультет получил корпус с просторными помещениями, которые позволили оборудовать лаборатории и оснастить их такой техникой, которая попросту не разместилась бы в прежнем корпусе, где до этого размещался факультет. Оснащению факультета новой техникой способствовали предприятия города. Освоение всегда трудно... То не было в новом корпусе тепла, то перебои с питанием в столовой, крайне мешал нормальной жизни и работе неотлаженный на комплекс из города транспорт. Надо было ликвидировать недоделки, как правило, оставляемые строителями... И у П.К.Антропова, и у зав.кафедрами, и у обслуживающего персонала были дни отчаяния... Но жизнь постепенно налаживалась, а преодолевать трудности кому-то было все равно надо... Но это досталось коллективу машиностроительного факультета.

Вместе с институтом росла военная кафедра, увеличивалось количество обучаемых, преподавателей, обслуживающего персонала, усложнялись решаемые кафедрой задачи. Если в 1963 году число обучаемых было более 2000 человек, то в 1974 - более 3000 человек, а в 1979-1984г.г. - более 4000 человек. Это требовало расширения учебно-материальной базы кафедры. По решению руководства института военная кафедра в 1973 г. начала перебазироваться на комплекс, где ее коллективу и студентам пришлось строить и доводить помещения, отданные кафедре, до требований учебного процесса, обеспечивающего подготовку офицеров высокого уровня. Много сил и энергии отдано всем коллективом кафедры оборудованию специальных классов, помещений для техники. Руководили строительством кафедры подполковники В.П.Тяжелков и А.С.Клевцов. Много личного участия в создание и освоение новой базы кафедры вложил полковник И.М.Дегтярев, который был начальником кафедры в 1960-1979г.г. Во второй половине 70-х годов кафедра располагала 31-й аудиторией, оборудованной техническими средствами и наглядными пособиями, 6-ю учебными полями, просторным помещением для специальной техники, строевым плацем, "технологической башней", позволяющей обучать подготовке ракет к боевому запуску. И все это благодаря комплексу за Камой!

Всего за 38 лет существования кафедры ею было подготовлено 92 тыс. офицеров запаса. Более 600 выпускников кафедры прошли армейскую школу, наглядно показав, что офицеров в ППИ готовят не хуже, чем в военных училищах.

В совершенствование учебного процесса военной кафедры и ее материально-технической базы внесли заметный вклад ее начальники: полковник В.В.Климов (1980-1984 г.г.), полковник В.Н.Киб (1984-1990). Коллектив кафедры преумножает свои славные традиции под командованием полковника Ю.М.Горового, ставшего начальником кафедры в 1990 году.

За машиностроительным факультетом на комплекс последовал факультет авиадвигателей. Под руководством декана В.А.Лалетина и зав.кафедрами коллектив АД- факультета быстро освоил отведенный ему корпус, который по своему благоустройству и порядку стал в ряд лучших учебных корпусов института. На факультете была создана хорошая лабораторная база. Широко стала использоваться компьютерная техника.

Одной из отличительных черт факультета является его "спортивность". В.А.Лалетин - сам мастер спорта, - прекрасно пропагандировал спорт среди студентов своего факультета. В течение многих лет АД-факультет занимал первые места в Спартакиаде студентов института. По инициативе В.А.Лалетина, благодаря его организаторским способностям, на комплексе был сооружен ряд спортивных площадок. При его активном участии построена лыже-роллерная трасса, оборудована лыжня с освещением, что позволило продлить "лыжные" дни в зимнем сосновом бору.

В 70-х годах в преподавании шел поиск форм учебного процесса, эффективно влияющих на качество подготовки инженеров. Особенное внимание уделялось видам обучения, которые требуют самостоятельности студентов в выполнении заданий преподавателей. В частности это относилось к выполнению курсовых и дипломных проектов и работ.

На кафедре машиностроения (зав.кафедрой профессор Я.С.Садиков) решили смоделировать работу будущего инженера и создали "учебные студенческие конструкторские бюро" (УСКБ) на базе студенческих академических групп. В УСКБ все было как в реальном КБ - главный конструктор, руководители конструкторских групп, "рядовые" конструкторы... Задача ставилась так: создать проект нового изделия с выпуском комплекта конструкторской документации. Была разработана неординарная система оценки вклада в проект и качества работы каждого студента, которая вызывала их заинтересованность не только в результатах своего личного труда, но и в результатах труда всей конструкторской бригады. Этот опыт работы со студентами был предметом интереса других вузов, получил развитие на ряде кафедр института.

Так, на кафедре автоматики и телемеханики (зав.каф.доцент Н.М.Лицын) создали учебное конструкторско-производственное бюро (УСКПБ), основной задачей которого являлось совмещение учебного процесса с научно-исследовательской и производственной деятельностью студентов. УСКПБ занималось по заказам предприятий разработкой электронных устройств и систем автоматического управления, изготовлением и налаживанием этой продукции самими студентами.

Студенческое конструкторское бюро (СКБ) действовало на кафедре станков и инструментов (зав.каф. доцент М.С.Дьячков), в котором студенты выполняли разработки и вели научные исследования по договорам с предприятиями. Интересные направления работы и ее организация были в УСКПБ "Поиск" на кафедре архитектуры (зав.каф. доцент Н.И.Бойченко). Это УСКПБ работало под девизом: "Зимой проектируем - летом строим" и органическим продолжением УСКПБ был ССО в летний период. В учебных аудиториях студенты проектировали сельские поселения, а летом реализовывали свои проекты. Они оставили после себя добрую память в виде обустроенных деревень.

Прекрасным делом занимался строительный отряд "Кудесник" со строительного факультета. Отряд возник в 1982 году. Строил отряд "сказочные городки" для детей. Пермяки видят такой городок в саду им.Горького. Он построен летом 1986 г. В это же лето появились резные навесы, киоски, ларьки в парке им.Чехова. За четыре года отрядом были построены деревянные городки в Балатово, в сквере на проспекте Декабристов, в микрорайонах Камкабеля и Молодежный, во дворе детской больницы по ул.Горького. Благодаря студентам Пермь обогатилась оригинальными сооружениями, радующими не только детвору. Все эти постройки выполнены по студенческим проектам. Все они неповторимы. Для них придуманы и вырезаны из дерева сказочные персонажи. В этом заслуга художников и архитекторов отряда студентов И.Кокшарова и Ю.Чечеткина.

Первая студенческая лаборатория на предприятии была организована на Пермнефтеоргсинтезе кафедрами химико-технологического факультета. С 1978 г. ряд лет по 10 студентов-дипломников с этого факультета направлялись для выполнения дипломных работ в Москву в Институт физической химии АН СССР.

Кафедра автоматизированных систем управления (зав.каф. доцент О.Б.Низамутдинов) организовала СКБ на предприятии, для которого это бюро являлось заводским производственным отделом, ему задавался план-график реальных работ по конструированию электронной аппаратуры.

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) и, как ее элемент, учебно-исследовательская работа (УИРС) стали включаться в учебные планы. Первой кафедрой, которая ввела НИРС в учебный план и до сих пор этому следует, была кафедра литейного производства (зав.каф.доцент А.Т.Еременко). В 70-е годы по постановке НИРС эта кафедра считалась ведущей среди родственных кафедр страны. На этой кафедре ежегодно защищалось студентами до 15-20 дипломных исследовательских работ, то есть более 50% от числа выпускников. Эти работы всегда представляли теоретический и практический интерес. Естественно, что в институте это не единственная кафедра, практиковавшая такую форму учебного процесса. Это стало достаточно обычным делом на всех факультетах.

Внедрением УИРС в учебный процесс плодотворно занималась кафедра общей химии (зав.каф. профессор В.В.Вольхин).

Для оснащения кафедр научным и исследовательским оборудованием ректоратом и кафедрами прилагались большие усилия. Именно в 70-е годы был взят курс на широкое использование компьютеров в учебном процессе. В то время далеко не каждая кафедра имела в своем распоряжении ЭВМ. Но были кафедры-пионеры. Так, одна из первых в стране кафедра деталей машин (зав.каф.профессор Б.И.Иванов) стала использовать ЭВМ в курсовом проектировании, создав соответствующие методические руководства.

Однако новейшая техника дает положительный эффект только при условии целенаправленной учебно-методической работы, эффективность которой будет выше, если есть спрос за ее выполнение и есть обмен опытом не только внутри института между кафедрами, но и между вузами. В институте эту работу всегда координировал и направлял научно-методический совет. Этот совет стал более активно работать, когда проректором по учебной работе стал доцент Ю.А.Бурьян, который стремился внести новую струю в организацию учебно-воспитательной работы. По его инициативе возникли так называемые "деканские совещания", которые еженедельно проводятся и сейчас, и которые насыщались содержанием большим, чем обмен информацией между деканами и ректоратом о текущих делах. Практика работы научно-методического совета, "деканских совещаний" была продолжена и развита в бытность проректором по учебной работе ныне профессором А.И.Маковецким. В 1979 году состоялась юбилейная 10-я научно-методическая конференция.

Вторая половина 70-х годов проходила под знаком усиления роли кафедры как главного звена вуза, определяющего содержание и единство учебного, научного и воспитательного процессов. В институте делались попытки внести системность в организацию и руководство этими процессами. Было взято направление усиления роли выпускающей кафедры в подготовке специалистов на всех его этапах. Составными звеньями такого подхода были кураторы-наставники выпускающих кафедр в студенческих группах, начиная с 1-го курса, согласование с выпускающей кафедрой рабочих учебных программ и взаимоувязанности этих программ, разрабатываемых по единой методике, внедрение учебно-исследовательской работы студентов (УИРС) на всех этапах их обучения, отчеты заведующих кафедрами по итогам работы в ректорате. Были заложены основы "многоконтурной системы управления учебно-воспитательным процессом" и внедрением элементов АСУ-вуз для его оперативного контроля. Большими энтузиастами этого дела были кафедры электротехнического факультета во главе с его деканом Г.Г.Дирксом, которого по праву можно считать автором системы (им написан и издан солидный труд по этому поводу). В этой системе предусматривались три заглавных звена: "куратор-наставник - студенческая группа", "зав.выпускающей кафедрой - студенты специальности всех курсов", "деканат - студенты факультета". Все другие звенья учебно-воспитательного процесса являлись обслуживающими. Опыт института в системном подходе к учебно-воспитательному процессу был одобрен коллегией Минвуза РСФСР в 1979 году. Было много споров и иронических замечаний в адрес этих шагов по совершенствованию управления учебно-воспитательным процессом, но этот поиск не пропал даром. Жизнь отбрасывает то, что ей неадекватно, но часть рационального остается в практике жизни. В настоящее время нет-нет да и вспоминаются средства воздействия на студентов, которые достаточно активно предлагались этой системой и использовались на практике.

С целью повышения качества фундаментальной подготовки студентов в 1976 году был создан внеструктурный факультет общенаучных кафедр (ФОНК), первым деканом которого стал доцент А.Костров. Создание этого факультета позволило объединить кафедры, занимающиеся со студентами на младших курсах, способствовало дальнейшему усилению и согласованности методической работы кафедр фундаментального цикла. Сейчас это факультет физико-математической подготовки.

В 1969 году было организовано подготовительное отделение, другим словом - "рабфак" - название, пришедшее из 20-30-х годов. Возрождение рабфака преследовало примерно ту же цель, что и в те, уже давние годы: дать возможность получить высшее образование тем, кто по тем или иным причинам не был готов поступить в вуз на общих конкурсных основаниях. Это солдаты армии, основательно позабывшие за годы службы то,чему учились в школе. Это молодежь от станка, по материальным обстоятельствам ушедшая совсем юной работать. Это те, кто закончил школу где-то в глубинке, которая не могла дать достаточных знаний. Цель была и в том, чтобы привлечь рабочую молодежь в высшую школу. Это были юноши и девчата, уже имевшие за плечами школу жизни. Многие из них, мечтая стать инженерами, без рабфака так и не решились бы подать заявления для поступления в институт.

У истоков организации рабфака был проректор по учебной работе Н.Н.Ногтев и первый декан рабфака Т.И.Черноиванова. Ее сменил Н.Н.Ногтев. В 1975 году руководителем подготовительного отделения стал доцент М.И.Якушин, много лет отдававший силы, труд и свою душу любимым рабфаковцам. Для рабфака были подобраны преподаватели, квалификация которых и отношение их к педагогическому труду не вызывали сомнений. Рабфак - это явление. Мало того, что его слушатели, главным образом, не по своей вине были недостаточно подготовлены к интенсивному пополнению своих знаний. Порою жизнь их "крутила" так, что им было не до культуры, не до своего самообразования и самосовершенствования. И перед педагогами рабфака встали трудные задачи восполнить у своих питомцев то, что им недоставало по сравнению с их сверстниками-абитуриентами. Хотя обычно по годам рабфаковцы были значительно старше своих сокурсников. У рабфаковцев были некоторые льготы. Им созданы были получше, чем всем, условия быта. Больше внимания уделялось им в годы студенчества. Но вскоре преподаватели института убедились. что пришедшие на студенческую скамью рабфаковцы достаточно быстро адаптируются к вузовским требованиям за счет упорства и желания учиться. Чаще всего рабфаковцы были костяком студенческих групп (их-то, главным образом, и назначали старостами групп), быстро входили в актив профсоюзных и комсомольских организаций. Среди рабфаковцев были и те, кто прошел Афганистан - это была особая категория юношей, которым и в общежитии снилась война в горах. Рабфак просуществовал 22 года, подготовив для института 5268 студентов. Не все окончили рабфак, не все окончили после рабфака институт - жизнь не гладкая дорога! Но из рабфаковцев получились отличные инженеры, организаторы производства, общественные деятели, своей работой с лихвой оплативших дополнительные государственные затраты на их образование.

Постоянное развитие научных исследований, получение научных результатов высокого уровня, рост аспирантуры, связи кафедр и научных работников с производством, эффективное внедрение ряда разработок ученых института в практику постепенно привело к созданию научных школ и самостоятельных научных подразделений в составе института.

Ярким примером являются работы в области порошковой металлургии. Началось с того, что В.Н.Анциферов еще на кафедре технологии металлов стал заниматься перспективной проблемой - изготовлением деталей из металлических и неметаллических материалов методом спекания их из порошков. Вокруг научных идей объединялась, как правило, молодежь. Накапливались научные результаты. Практики все больше верили в разработки и внедряли их у себя на предприятиях. Рос научный авторитет. Бесчисленные поездки в Москву - добывать средства для развития материальной базы исследований. Помогла решительная помощь М.Н.Дедюкина, поверившего в перспективность В.Н.Анциферова не только как творческого ученого, но и как организатора науки. Это было решение ректора отдать на комплексе недостроенное здание предполагаемых мастерских в распоряжение В.Н.Анциферова. Но вот уже его работоспособность, целеустремленность и настойчивость привели к тому, что вначале в первом здании, потом во втором, которое было построено практически уже усилиями коллектива, руководимого В.Н.Анцифероым, возникло научное учреждение, насыщенное самым современным научно-исследовательским оборудованием. В 1973 году была организована Проблемная научно-исследовательская лаборатория порошковой металлургии. Был создан перспективный молодежный коллектив исследователей. Примерно до 1983 года уже было подготовлено более 20 кандидатов наук. И постоянно шла работа по расширению и совершенствованию материальной базы. Появилось опытное производство, что значительно облегчило внедрение научных достижений в практику. Ряд разработок были выдающимися и получили признание в научно-техническом мире. Например, за создание технологии изготовления специальных материалов В.Н.Анциферову была присуждена Государственная премия СССР. К настоящему времени создан Республиканский инженерно-технический центр порошковой металлургии с НИИ порошковой технологии, авторитет которого признан далеко за пределами России. В итоге в ПГТУ продолжает плодотворно трудиться академик Академии технологических наук РФ, член-корр.РАН,действительный член Международной Инженерной Академии, лауреат Государственной премии СССР и премии Совета Министров СССР, заслуженный деятель науки и техники Российской федерации, доктор технических наук, профессор В.Н.Анциферов.

Научные достижения накапливались работой многих кафедр и ряд из них отмечался высокими наградами. Так, в 1975 году первая премия имени Д.К.Чернова была присуждена металловедам - профессору Н.Н.Липчину и доцентам С.А.Коковякиной и Ю.А.Белых.

В результате многолетних поисков и целеустремленного труда преподавателей в ППИ постепенно сложилась достаточно стройная система привлечения студентов к научному поиску. На кафедрах стали читать курсы основ научных исследований. В результате к 1980 году более 6800 студентов были заняты различными формами НИРС, а свыше 1400 студентов участвовали в выполнении хоздоговорных работ. Кафедры фундаментального и общеинженерного циклов стали привлекать к своей научной работе студентов как с младших, так и со старших курсов. Только в 1978-1979 гг лучшие студенческие работы были отмечены 5-ю медалями ВДНХ СССР, 102 дипломами Всесоюзных конкурсов, 423 дипломами и грамотами Республиканских и зональных выставок студенческих работ. Решением Минвуза РСФСР и республиканского совета по НИРС институт был утвержден базовым по разработке методических основ комплексной системы привлечения студентов к научно-исследовательской работе во время всего периода обучения.

В истории института были структуры, содержание которых с позиций сегодняшнего дня рассматриваются далеко неоднозначно. Тогда были партийная и комсомольская организации. Многое, чему по необходимости надо было посвящать немало времени и отдавать силы, определялось "сверху" Минвузом, ЦК ВЛКСМ, ЦК КПСС или всеми вместе. "Общие указания" надо было превращать в конкретные действия, и они были. Причем в этих действиях шел поиск лучших вариантов их воплощения. Мысли и направления работы определяются реальной ситуацией. Жить в обществе и быть вне общества невозможно. Была искренняя вера в правильность "указанных путей" и действий. Были заблуждения. Всякое было... Но ведь всего этого не выкинешь из памяти. Эти заметки никак не могут претендовать на анализ прошлых лет, да и время для этого, пожалуй еще не состоялось. Он будет - этот анализ, в будущем. И серьезными историками будут даны оценки той действительности и той эффективности (или неэффективности) деятельности коллектива и отдельных личностей. Эти же заметки следует читать как отражение фактов и не более. Но если они пробудят интерес читателя посмотреть во вчера из сегодня с аналитически-оценочных позиций, то тем лучше...

Воспитать гармонически развитую личность - цель высокая независимо от идеологических установок. В формировании такой личности ведущая роль принадлежит периоду образования, которое получает человек в свои молодые годы, и немалозначным этапом этого периода являются годы учебы в вузе. Перед коллективом вуза, особенно перед его преподавателями, всегда стоит задача внести свой вклад в формирование будущего специалиста как зрелой развитой личности. В 70-х годах эта задача ставилась обостренно "подсказками сверху". Объявлялись походы за воспитанием советских людей. В этих "установках" было немало надуманного, порой схоластичного, но "установка" есть "установка" и она заставляла "шевелиться". Так было и в ППИ, где ведущая роль в этом деле принадлежала партийной, комсомольской и профсоюзной организациям. Был определен комплексный подход, одной из основных идей которого, был охват всех цельной системой воспитательных мер, в которой должны были быть взаимоувязаны и четко скоординированы разнообразные формы, методы и средства воспитательного процесса. Прежде всего предусматривалось органическое сочетание обучения и воспитания студентов с их включением в активную социальную деятельность. Ставилась цель существенного повышения роли преподавателя, который в значительной мере предопределяет формирование студента как личности. Имелось в виду, что и сам преподаватель является обьектом воспитания. Это было важно потому, что значительную часть преподавателей института составляла молодежная прослойка. Координация всех направлений и средств воспитательной работы и оценка ее эффективности осуществлялась на основе комплексных перспективных планов и ряда нормативных документов, подготовленных в институте. Было введено звание "Лучший студент ППИ", которое присваивалось студентам не только за отличные и хорошие успехи в учебе, но и с учетом их участия в общественной жизни коллектива. Этому способствовала общественно-политическая практика студентов (ОПП), введенная в вузах по инициативе ЦК ВЛКСМ. ОПП стала основой деятельности вузовского комсомола. К ней активно привлекались преподаватели всех кафедр, но особенно выпускающих и общественных наук. Была введена аттестация по ОПП и "изобретен" специальный вкладыш в зачетную книжку студента, в который ставилась оценка социальной активности студента.

По-разному можно оценивать результаты практики действий тех лет. Но ведь, признаем, что были и конкретные позитивные результаты. Получили развитие формы работы со студентами вне учебного процесса. Расширял свою деятельность ФОП - в 1979 году число его выпускников составило 340 человек, а в 1980 - более 600. Активно работала организация ДОСААФ под руководством преподавателя военной кафедры В.П.Максимова - инициатора и энтузиаста развития многих видов технического спорта. В институте в рамках интерклуба "Факел" стали готовить переводчиков. Большой шаг вперед сделала художественная самодеятельность. По инициативе профессора Ю.А.Черных был создан Воспитательный совет института под руководством ректора М.Н.Дедюкина. Цели совета: координировать работу всех звеньев воспитательного процесса, содействовать выполнению комплексного плана воспитания, разрабатывать предложения по совершенствованию этой работы, обобщать ее практику в подразделениях института.

Одной из самых эффективных форм воспитания студентов и приобретения ими навыков работы в коллективе и с коллективом были студенческие строительные отряды. Они зародились в период освоения целины. Туда, на целину, они и ездили. В ППИ первым целинным строительным отрядом был МАРС-1, командиром которого был Ю.М.Колбенев, позднее несколько лет работавший заместителем секретаря парткома, на партийных должностях в Ленинском райкоме, в Пермском горкоме и в КПК при ЦК КПСС. В институте многие его помнят как прекрасного работника и товарища. А с целины МАРС-1 привез Памятное Знамя Актюбинского обкома КПСС и Исполкома Актюбинской области Казахстана и большую благодарность совхоза "Междуреченский", где отряд славно поработал. За ним последовали многие и многие отряды, которые в большинстве своем работали на стройках Пермской области. В 1970 г. строительство комплекса за Камой было объявлено ударной комсомольской стройкой, на которой несколько лет подряд работал ССО "Политехник", основным ядром которого были студенты строительного факультета. Был в то время на виду девичий отряд "Мелори", руководимый Л.М.Веденеевой. Об этом отряде Пермское телевидение сняло фильм. За свою работу и работу отряда Л.М.Веденеева была удостоена правительственной награды - ордена Знак Почета. Правительственными наградами за работу в ССО был награжден ряд студентов. Комсомольская организация ППИ была самой большой в Перми. С 1962 г. комсомольцы ППИ посылали делегатов на съезды ВЛКСМ: XIV - В.Романовского, XV - Т.Лалетину, XVI - В.Бабина, XVII - Б.Ваганова, XVIII

Л.Веденееву, XIX - С.Калашникова. Организацию ВЛКСМ ППИ возглавляли в разные годы Н.Щеглова (Павлецова), Л.Петухов, И.Никитин, Ю.Сирин, В.Эдель, А.Балахонов, Е.Грисенко, В.Сыропятов, А.Якунин, Б.Ваганов, Н.Жолобов, Е.Новаченко, Л.Веденеева, А.Тябин, Н.Бухвалов и др.

Наряду с комсомольской организацией активно действовала профсоюзная организация студентов, основной заботой которой были быт, отдых и здоровье студентов. Несомненным успехом следует считать открытие в 1965 г. круглогодично действующего профилактория в одном из общежитий в Балатово. Он был в центре забот и внимания со стороны ректора М.Н.Дедюкина. Постепенно профилакторий совершенствовался и развивался. Его оборудование позволяет обеспечить студентов профилактической помощью и комфортабельным отдыхом. В профилактории лечатся и отдыхают ежегодно десятки студентов. Говорят, что лечение в нем не хуже, чем на курорте Усть-Качка. Внимательным наставником студентов была Л.А.Митькина - главный врач профилактория. Много сил в его создание и развитие, поддержание его на хорошем уровне отдали председатели профкома Ю.Бродников, В.Манторов, В.Сыроватский. В памяти сохраняются другие председатели профкома, работавшие активно и инициативно в разные годы: Д.Демин, Е.Огарков, Е.Еговцев, М.Илларионов...

Студенческий профком всегда уделял внимание студенческой художественной самодеятельности, с некоторыми достижениями которой на предыдущих страницах этих записок читатель уже познакомился. Этих достижений было много. Перечислить их почти невозможно. Но для 70-х годов особое место по праву надо отвести танцевальному ансамблю "Солнечная радуга", организованному артистом пермского балета И.А.Шаповаловым. Небольшой танцевальный кружок студентов-танцоров превратился в знаменитый на всю страну практически профессиональный танцевальный ансамбль. Год его рождения 1969. А затем удивительный рост не только его мастерства, но и популярности. Его выступления на театральных "студенческих веснах", его сольные концерты всегда вызывают большой интерес у пермского зрителя. Ансамбль обслуживал делегатов и гостей XVIII и XIX съездов ВЛКСМ, XVII съезда профсоюзов. Был участником фестивалей советско-немецкой дружбы в Волгограде, советской и финской молодежи в Ростове-на-Дону, гастролировал в ГДР, Польше, ЧССР, Румынии, Болгарии, Монголии, Лаосе, Турции, Франции. "Солнечная радуга" выступала в культурной части Московской Олимпиады-80. Вершиной успеха ансамбля было его участие в 1978 году в XI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Гаване, где он стал лауреатом. В 1980 году ансамбль внесен в Золотую книгу городских "Студенческих весен", а 1982 г. удостоен премии Ленинского комсомола.

Необычным для студенческой художественной самодеятельности является постановка в 1971 г. самодеятельными артистами политеха оперы "Алеко" С.В.Рахманинова. На такое "осмелилась" певица пермской оперы, руководитель вокального кружка в ППИ заслуженная артистка РСФСР Н.Н.Сильвестрова. Премьера прошла с большим успехом. Этот пример 1971 года говорит, что в ППИ со студенческими талантами любили и не отказывались работать профессионалы, а институт и его руководство, энтузиасты художественной самодеятельности всемерно поддерживали взаимодействие с ними. Это помогало получать хорошие результаты.

В 70-х годах большой популярностью пользовался вокально-инструментальный ансамбль "Чародеи". Он выступал перед строителями Сибири и Дальнего Востока, перед нефтяниками Тюмени, был участником военно-патриотической поездки студентов ППИ по дорогам боевой славы Уральского добровольческого корпуса, выступал перед пограничниками Бреста, в Польше, ГДР, Чехословакии. Коллектив "Чародеев" был неоднократным лауреатом "Студенческих весен", Всесоюзных фестивалей в Чите и Кишиневе.

Обращаясь к памяти, постоянный автор газеты "Ленинец" доцент В.А.Оленев писал: "Вспоминаются жаркие дебаты при обсуждении в редакции публикуемых материалов, долгие и трудные поиски заголовков, традиционные чаепития в День печати с вручением премий и памятных сувениров, праздничные встречи с редколлегиями многотиражных газет медицинского института и университета..." В 1968-1976 г.г. редактором газеты была И.И.Иванова. В 1970 г. во Всесоюзном конкурсе вузовских многотиражных газет "Ленинец" был отмечен Почетной грамотой. В сентябре 1975 года в истории "Ленинца" произошло знаменательное событие: газета стала выходить на четырех полосах, стала самой крупной вузовской газетой в Перми. Она сразу стала более солидной, намного расширились ее возможности. В газете стали печататься крупные журналистские работы. Появлению четырехполосного "Ленинца" способствовала инициатива и настойчивость ныне профессора Б.С.Баталина, который в ту пору был членом парткома и курировал многотиражку. К тому же он был постоянным корреспондентом газеты. "Ленинец" всегда писал для студентов и о студентах, не обходя острых вопросов и проблем, волновавших преподавателей. Обсуждались на его страницах сложная жизнь вузовского коллектива, проблемы текущие и проблемы перспективы под вопросом: как нам жить дальше? Газета получала сотни читательских писем. Редакция газеты всегда уделяла внимание внештатным корреспондентам. Как-то при подсчете было установлено, что таковых было 275 за короткий промежуток 70-х годов. В 1983 г. за работу со внештатными авторами газета была отмечена Всесоюзной премией им.М.И.Ульяновой. С 1976 г. по 1981 год редактором газеты была Т.Д.Шестакова, вновь став им в 1984 г., а в 1981-1984 г.г. редактором была И.Ф.Залевская - впоследствии депутат Верховного Совета РФ. В редакцию газеты в 70-е годы входили В.Саганов и З.Немировская, ныне плодотворно работающие на пермском телевидении.

Вместе с ростом института росла и его партийная организация. В связ



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.