Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ведущие тенденции развития мирового образовательного процесса



Ведущие тенденции развития мирового образовательного процесса

 

Международная образовательная политика формируется ЮНЕСКО – Организацией объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры.

ЮНЕСКО осуществляет организационное регулирование процесса развития мирового образовательного пространства, разрабатывает для всех стран международно-правовые акты как глобального, так и регионального характера.

Активно способствуя развитию интеграционных процессов в сфере образования, нормотворческая деятельность ЮНЕСКО ориентирована на:

· создание условий для расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры;

· обеспечение всеобщего уважениязаконности и прав человека;

· вовлечение большего числа стран в процесс подготовки правовыхоснов для международной интеграции в сфере образования;

· исследование состояния образования в мире, включая отдельные регионы и страны;

· прогнозирование самых эффективных путей развития и интеграции;

· пропаганду принятых конвенций и рекомендаций;

· сбор и систематизацию отчетов государств о состоянии образования на каждый год.

ЮНЕСКО подтверждает международную значимость образования в качестве важнейшей составляющей экономического, социального и культурного развития современного общества.

Международные правовые акты ЮНЕСКО глобализируют современное образование, выводя на уровень первостепенных задач: воспитание людей в духе мира, демократии и гуманизма, уважения прав человека, культурных ценностей и традиций других народов, сохранения окружающей среды.

При ЮНЕСКО создана комиссия по образованию для ХХI в.

Специалисты ЮНЕСКО считают, что образование в ХХI в. выйдет на качественно новый уровень. Образование в ХХI в. будет:

· вооружать личность широкими универсальными знаниями;

· доводить до искусства профессионализм, построенный на индивидуальных способностях и любви к избранному делу;

· обеспечит непрерывный характер освоения, углубления, обновления знаний и умений человека на протяжении всей его жизни.

Образование в ХХI в. будет иметь четыре основополагающие цели:

· научить жить вместе;

· научить приобретать знания;

· научить работать;

· научить жить.

Научить жить вместе можно, только осознав растущую взаимозависимость людей, стран, народов (поликультурное образование).

Научить приобретать знания необходимо с учетом быстрых изменений, связанных с научным прогрессом и новыми формами экономической и социальной деятельности (переход к непрерывному образованию).

Научить работать – совершенствоваться в своей профессии, а в более широком смысле – приобретать компетентность, дающую возможность справляться с различными жизненными ситуациями.

Научить жить – познать самого себя для наилучшего использования своего личностного потенциала.

Способствовать достижению этих целей будут сложившиеся в современном развитии мирового образовательного процесса тенденции. «Тенденция» понимается как «направленность во взглядах или действиях», а также как «направление развития». Тенденции современного развития направлены на будущее.

Наиболее важные тенденции современного развития мирового образовательного процесса:

1. Превращение образования в реальную производительную силу, центральное связующее звено системы «наука–техника–человек–производство».

2. Все возрастающая потребность и заинтересованность государство и общества в приобщении населения к более высокому уровню образования как предпосылке социального и духовного прогресса.

3. Ориентация большинства стран на переход от элитного образования к высококачественному образованию для всех.

4. Образование становится приоритетным объектом финансирования в развитых странах мира.

5. Ориентация на доступность высшего образования.

6. Сокращение государственного финансирования системы высшего образования.

7. Ориентация на непрерывность образования.

8. Развитие поликультурного образования.

9. Диверсификация системы образования.

10.Расширение сети негосударственных образовательных учреждений.

11.Взаимодействие государства с негосударственными образовательными учреждениями.

12.Выделение в содержании образования всех уровней обязательных (на основе ГОСов) и необязательных (на основе образовательных потребностей обучающихся) предметов.

13.Отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным детям и молодым людям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе и средствами образования.

14.Постоянное обновление и корректировка школьных и вузовских образовательных программ.

15.Существенное увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей.

16.Поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов.

17.Направленность усилий на повышение качества образования

18.Разрастание рынка образовательных услуг.

19.В сфере управления образованием поиск компромисса между жесткой централизацией и полной автономией.

20.Тенденция синтеза науки, образования и производства через создание крупнейших технополисов. В формировании таких технопарков ведущая роль принадлежит высшим учебным заведениям.

21.Развитие дистанционного образования. Системы дистанционного обучения основаны на использовании компьютерной сети и спутниковой связи.

Они позволяют решать образовательные задачи в масштабах целых континентов. Так реализуется проект единой Европейской обучающей среды. Шведский Балтийский университет, объединяющий более чем 50 университетов десяти стран балтийского региона, служит примером использования дистанционных методов. В мире функционируют глобальные системы дистанционного обучения: «Глобальный лекционный зал», «Университет мира», «Международный электронный университет», обеспечивая обмен информацией в оперативном режиме. Именно в связи с развитием методов дистанционного обучения мировое образование получило один из мощных инструментов формирования своего единого пространства.  Теперь оно способно вовлекать множество стран в интеграционные процессы в сфере образования и подготовки специалистов выравнивать качественное состояние составляющих мирового образовательного пространства.

22.Значительное распространение нововведений при сохранении сложившихся национальных традиций и национальной идентичности стран и регионов. Поэтому пространство становится поликультурным и социально ориентированным на развитие человека и цивилизации в целом, более открытым для формирования международной образовательной среды, наднациональным по характеру знаний и приобщению человека к мировым ценностям.

23.Углубление межгосударственного сотрудничества в области образования. В мире выделяют типы регионов по признаку взаимного сближения и взаимодействия образовательных систем:

· регионы, которые выступают генераторами интеграционных процессов (Западная Европа, США, Канада, Азиатско-тихоокеанский регион);

· регионы, позитивно реагирующие на интеграционные процессы (страны Латинской Америки, государства Карибского бассейна);

· регионы, которые инертны к интеграции образовательных процессов (большая часть стран Африки к югу от Caxapы (кроме ЮАР), ряд государств Южной и Юго-Восточной Азии, небольшие островные государства бассейнов Тихого и Атлантического океанов);

В решении проблем мирового образования большое значение приобретают крупные международные проекты и программы, поскольку они с необходимостью предполагают участие различных образовательных систем. Появляются новые организационные структуры интернационального свойства: международные и открытые университеты.

24. Координация политики европейских государств в сфере высшего образования в целях повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования (Болонский процесс). Болонский процесс – процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования

Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 г., когда в г. Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования», или Болонскую декларацию.В настоящее время Болонский процесс объединяет 47 стран.Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 г. на берлинской встрече министров образования европейских стран.

Целями Болонского процесса являются:

· построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;

· формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы;

· повышение престижности в мире европейской высшей школы;

· обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;

· повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.

Болонская декларация содержит семь ключевых положений:

1. Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.

2. Введение двухциклового обучения: достепенного и послестепенного. Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.

3. Внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу берется принять ECTS (European Credit Transfer System), превращенная в накопительную систему, способную работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».

4. Существенно развить мобильность учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширить мобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального образования.

5. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий.

6. Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей.

7. Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

Обязательные параметры Болонского процесса:

· трехуровневая система высшего образования;

· академические кредиты (1 кредит – 36 часов);

· академическая мобильность студентов и преподавателей;

· европейское приложение к диплому;

· контроль качества высшего образования;

· создание единого европейского исследовательского пространства.

Рекомендательные параметры Болонского процесса:

· единые европейские оценки;

· активная вовлеченность студентов;

· социальная поддержка малообеспеченых студентов;

· образование в течение всей жизни.

Факультативные параметры Болонского процесса:

· гармонизация содержания образования по направлениям подготовки;

· нелинейные траектории обучения студентов, курсы по выбору;

· модульная система;

· дистанционное обучение, электронные курсы;

· академические рейтинги студентов и преподавателей.

Документом, уточняющим и конкретизирующим направления деятельности в рамках Болонского процесса стал приказ Минобрнауки РФ от 15 февраля 2005 г. «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации», а также «План мероприятий по реализации положений Болонской декларации на 2005–2010 гг.». В этих документах сформулированы следующие задачи:

· развитие системы высшего профессионального образования (ВПО) на двух основных уровнях – бакалавриат и магистратура;

· изучение и введение системы зачетных единиц (ECTS);

· введение приложения к диплому о ВПО, совместимого с общеевропейским приложением к диплому о высшем образовании (Diploma Supplement);

· создание и обеспечение деятельности сопоставимой системы признания иностранных документов об образовании в РФ и российских документов в государствах-участниках Болонской декларации;

· проблема качества образования и разработки сопоставимых методологий и критериев оценки качества образования;

· содействие развитию академической мобильности студентов и преподавателей вузов.

Став участницей Болонского процесса, Россия и российская высшая школа неизбежно должны были интегрироваться в общеевропейскую систему высшего образования, и речь здесь должна идти не о встраивании или подстраивании под европейские системы образования, а о гармонизации систем и модернизации высшей школы России. Это привело к необходимости создания нового поколения образовательных стандартов уровневого образования (бакалавриат – магистратура), которые вводятся с 1 января 2011 г.

Отличительными особенностями ФГОС-3 ВПО являются:

· выраженный компетентностный характер;

· разработка пакета стандартов по направлениям как совокупности образовательных программ бакалавра, специалиста и магистра, объединяемых на базе общности их фундаментальной части;

· обоснование требований к результатам освоения основных образовательных программ (результатов образования) в виде компетенций;

· отсутствие компонентной структуры (федерального, национально-регионального, вузовского) с одновременным значительным расширением академических свобод высших учебных заведений в части разработки основных образовательных программ;

· установление новой формы исчисления трудоемкости в виде зачетных единиц (кредитов) вместо часовых эквивалентов.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.