Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Двухсложные размеры–ямб и хорей.



 

Аннотация на хор из оперы«Тангейзер»

Музыка В.Вагнер

Вагнер Вильгельм Рихард (1813—1883), немецкий композитор.Родился 22 мая 1813 г. в Лейпциге в артистической семье и с детства увлекался литературой и театром. Огромное влияние на формирование Вагнера как композитора оказало его знакомство с творчеством Л. ван Бетховена. Много занимаясь самостоятельно, он брал уроки фортепианной игры у органиста Г. Мюллера, теории музыки — у Т. Вейлинга.

В 1834— 1839 гг. Вагнер уже профессионально работал капельмейстером в различных оперных театрах. В 1839—1842 гг. жил в Париже. Здесь он написал первое значительное сочинение — историческую оперу «Риенци». В Париже Вагнеру не удалось поставить эту оперу, её приняли к постановке в Дрездене в 1842 г. И вплоть до 1849 г. композитор работал капельмейстером и дирижёром Дрезденской придворной оперы. Здесь в 1843 г. им поставлена собственная опера «Летучий голландец», а в 1845 г. — «Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге». В Дрездене же написана одна из самых известных опер Вагнера «Лоэнгрин» (1848 г.).

В 1849 г. за участие в революционных волнениях в Дрездене композитор был объявлен государственным преступником и был вынужден бежать в Швейцарию. Там создавались основные его литературные труды, такие, как «Искусство и революция» (1849 г.), «Художественное произведение будущего» (1850 г.), «Опера и драма» (1851 г.). В них Вагнер выступил как реформатор — в первую очередь оперного искусства. Его главные идеи можно свести к следующему: в опере драма должна главенствовать над музыкой, а не наоборот; в то же время оркестр не находится в подчинении у певцов, а является равноправным «действующим лицом».

Музыкальная драма призвана стать универсальным художественным произведением, способным нравственно воздействовать на аудиторию. А такого воздействия можно достичь, только оперируя философско-эстетическими понятиями, обобщёнными в мифологическом сюжете.

Либретто для своих опер композитор всегда писал сам. Кроме того, у Вагнера каждый персонаж, даже некоторые предметы, важные для развития сюжета (например, кольцо), имеют свои музыкальные характеристики (лейтмотивы). Музыкальная канва оперы представляет собой систему лейтмотивов. Свои новаторские идеи Вагнер воплотил в грандиозном проекте — «Кольцо нибелунга». Это цикл из четырёх опер: «Золото Рейна» (1854 г.), «Валькирия» (1856 г.), «Зигфрид» (1871 г.) и «Гибель богов» (1874 г.).

Параллельно с работой над тетралогией Вагнером была написана ещё одна опера — «Тристан и Изольда» (1859 г.). Благодаря покровительству баварского короля Людвига II, который благоволил к композитору с 1864 г., в Байрёйте был построен театр, призванный пропагандировать творчество Вагнера. На его открытии в 1876 г. впервые была поставлена полностью тетралогия «Кольцо нибелунга», а в 1882 г. увидела свет последняя опера Вагнера — «Парсифаль», названная автором торжественной сценической мистерией. Умер 13 февраля 1883 г. в Венеции.

История создания произведения, его основная идея.

Время действия: XIII век. Место действия: Тюрингия, неподалеку от Эйзенаха. Первое исполнение: Дрезден, 19 октября 1845 года. «Тангейзер» удостоился, что весьма интересно, как восторженных похвал, так и крайне резкого порицания со стороны критиков самых разных направлений. Эдуард Ганслик, например, этот наиболее влиятельный венский музыкальный критик, навлек на себя вечный позор в сердцах тысяч истинных вагнерианцев острой и уничтожающей критикой их кумира — критикой, которую они не желали даже читать. Вот что вынужден был написать этот злейший враг Вагнера о «Тангейзере» после премьеры оперы: «Я твердо убежден, что это лучшее, чего удалось достичь в большой опере за последние двадцать лет... Рихард Вагнер, я уверен, величайший драматический талант среди всех современных композиторов».

Это изрекли уста человека, которого меньше всего можно назвать поклонником Вагнера. Но первый из них, то есть, как вы можете догадаться, сам Вагнер, с этой оценкой абсолютно не согласен и придерживается прямо противоположного мнения: «Meine schlechteste Oper» («Моя худшая опера»). Так сам композитор оценивал «Тангейзера» в конце своей жизни.

Критики, не столь высокого ранга, как Ганслик и Вагнер, также высказывали диаметрально противоположные мнения об опере. Когда «Тангейзер» впервые ставился в Париже, Вагнер с радостью (и блеском) написал для него балетную сцену (две пантомимы на темы античных мифов), поскольку наличие балета было sine qua non (лат. — непременное условие) оперных спектаклей в эпоху правления императора Наполеона III. К сожалению, единственным подходящим местом для введения балета была первая сцена. Но с точки зрения молодых парижских денди из Жокейского клуба, патронировавших парижскую «Гранд-опера», этот балет шел слишком рано — в это время они еще не являлись в театр и потому не успевали увидеть самое для них привлекательное — молоденьких балерин, которых они обожали. Рассерженные таким положением дел, эти веселые парни организовали своего рода молодежный протест: на втором и третьем спектаклях их выходки были столь безобразны, что Вагнер забрал свое произведение. (В русской театральной практике парижская редакция «Тангейзера» не закрепилась. — А.М.)

Рады мы видеть снова зал прекрасный,

Где светит нам искусства мирный свет

Где слышат своды клик веселый:

«Славься наш Гермон! Славься много лет!»

Двухсложные размеры–ямб и хорей.

Хорей – двухсложный размер с ударением в стопе на первом слоге.

Ямб – двухсложный размер с ударением в стопе на втором слоге.

Трехсложные размеры – дактиль, амфибрахий, анапест.

Дактиль – трехсложный размер. Первый слог ударный и два следующих – безударных.

Амфибрахий – трехсложный размер. Первый слог безударный, второй – ударный, третий – безударный

Анапест – трехсложный размер с ударением в стопе на третьем слоге

/Ра_ды/ мы /ви_деть/ сно_ва/ зал/ пре_крас_ный,/ (хорей + амфибрахий)

/Где/ све_тит/ нам/ ис_кусст_ва/ мир_ный/ свет/ (хорей + амфибрахий)

/Где/ слы_шат/ сво_ды/ клик/ ве_се_лый:/ (хорей + амфибрахий)

Славь_ся/ наш/ Гер_мон!/ Славь_ся/ мно_го/ лет!»/ (хорей)

Форма произведения – трёхчастная с кодой. Начинается произведение небольшим вступлением:

Все части данного номера имеют одинаковый текст, но разное музыкальное строение. На протяжении всего номера народ прославляет Германа. Первая часть:

Вторая часть:

Третья часть:

Кода:

По жанру – это хоровая сцена из оперы «Тангейзер»

Данный номер написан в тональности – H-dur.

Есть наличие отклонений. Например, в A-dur:

Заканчивается этот хор в основной тональности:

Это произведение достаточно оригинально в отношении гармонического языка. Большое количество трезвучий и их обращений, септаккордов и его обращений, аккордов нетерцового созвучия и т.д.

Главная мелодия в хоре проводится не только в партии сопрано, но также и в остальных голосах. Например, в партии баса:

Мелодия неразрывно связана с интонацией. В мелодии и не только есть наличие скачков. Например, скачок на ч.5 вверх в партии тенора:

Например, скачок на ум.5 в партии альта:

Например, скачок на ч.4 вверх в партии баса:

Размер сложный, который сохраняется на протяжении всего исполнения – . Метр – четырёхдольный. Преобладают длительности восьмые и четвертные. Длительности мельче наблюдается и в оркестре, и в хоре – это шестнадцатые.

Есть наличие сложных ритмических рисунков и украшений, особенно в оркестре:

Огромное внимание на метроритмические особенности играет темп, динамика. Указанный автором темп произведения – «Allegro», что с перевода с итальянского обозначает «Скоро». Композитор выставил обозначение метронома

Динамические оттенки являются тем основным материалом, на основе которого необходимо анализировать динамическую структуру произведения. В основе динамических обозначений лежат два главных термина-понятия: piano и forte. На основе этих двух понятий возникают разновидности, обозначающие ту или иную силу звучания, например, ff – fortissimo:

Для обозначения постепенного усиления или уменьшения силы звучания существуют два основных термина: crescendo и diminuendo. В хоре и в оркестре эта динамика также присутствует. Например:

Склад – гомофонно-гармонический.

Способ хорового исполнения – с сопровождением (оркестр). Наличие инструментов в оркестре – это валторн (мед.духовой), кларнет (дер.духовой), тромбон (мед.духовой), флейта (дер.духовой), группа струнных.

Взаимодействие может быть полным и неполным. В этом произведении идёт полное и неполное совпадение литературного и музыкального текста. Рассмотрим полное: на каждый слог приходится один звук, у хоровых партий текст совпадает. Так, например:

Теперь рассмотрим неполное совпадение, когда на один слог приходиться несколько звуков:

Тип хора – смешанный. Вид хора – четырёхголосный с дублировкой.

Общий диапазон хоровой партитуры – от «E» до «h2».

Диапазон хоровых партий:

Сопраноот«es1» до «h2».

Альт – от «h» до «des2».

Тенор – от «e» до «fis1».

Бас – от «E» до «cis1».

Первый этап в этой работе – расстановка дыхания в отдельных партиях и в хоре в целом. В месте предполагаемого дыхания обычно ставится цезура, но в нашей партитуре композитор не указал их, поэтому дирижёру необходимо самому определить их место назначения в произведении. Дыхание в данном произведении будет браться там, где есть наличие паузы. Например:

Момент дыхания во всех партиях совпадать полностью. В общем, задача с дыханием в этом произведении решается очень просто и легко, так как текст произносится у всего хора одновременно. Например:

Определяя моменты дыхания, дирижер должен определить и глубину дыхания в каждом случае, которое зависит: от степени выразительности мелодии темповых особенностей, регистра, динамики, от протяженности музыкальных фраз.

Сильно сказывается на качестве ритмического ансамбля слишком быстрый или слишком медленный темп, в данном произведении быстрый темп. Также и от дикционных особенностей произведения, точной артикуляции гласных и согласных звуков (об этом будет сказано ниже).

Преобладают длительности – восьмые и четверти, мельче восьмых – шестнадцатые. Сложные ритмические рисунки наблюдается, особенно в оркестре.  Дирижёру будет легко работать над ритмическим ансамблем, т.к. у всего хора он одинаковый.

Роль начального темпа огромна. Неверно взятый темп отрицательно отражается на всех элементах исполнения. Важным и ответственным моментом является смена темпа. Вступлению хора в новом темпе должен предшествовать ясный ауфтакт. К исполнительским трудностям нужно отнести также и примеры многократного возвращения к первоначальному темпу, но в нашем хоре таких проблем не будет. Единственное что нужно будет сделать дирижёру - это удержать хор в исполнении в едином темпе.

Хоровая партитура в отношении к динамическим оттенкам имеет свою специфику. Гибкость ее динамики связана, прежде всего, с построением вокально-речевой интонации и фразы в целом. Громкость хорового звучания зависит как от вокальных возможностей певцов, так и от регистрового положения голосовых партий. Верхним голосам трудней всего петь в верхнем регистре на форте, они будут звучать крикливо, а нижние наоборот приглушёно. Но особо таких проблем в этой партитуре не возникает.

Исполняется произведение на non legato, звуки не связываются между собой. На это сказывается темп, динамика, фактурные особенности произведения.

Правильно организованная работа над произношением гласных и согласных звуков.

Правило: согласные, стоящие на конце слова или слога, присоединяются в пении к последующему слогу! Например : светиТ Нам и т.д.

В хоровом пении существуют некоторые особенности при произношении согласных и гласных звуков в их различных сочетаниях. Вот некоторые из них:

 Зубные (Д,З,С,Т) согласные перед мягкими согласными смягчаются. Например: светит, весёлый и т.д.

Сонорный звук Р в большинстве случаев произносится утрированно. Рады, Гермон и т.д.

При исполнении быстром темпе слова следует произносить легко и очень активно.

Размер С будут дирижироваться по четырехдольной сетке:

Так как наше произведение написано в быстром темпе, то дирижироваться будет по четырёхдольной сетке с ясным ощущением «точки». Рука должна идти быстро с ощущением точка.

В дирижировании данного произведения наиболее уместным представляется среднее положение дирижерской плоскости. Оно может изменяться как в сторону понижения в моменты динамических кульминаций, так и повышения.

Большое значение для характера жеста имеет форма кисти. Она, как правило, видоизменяется в зависимости от характера штриха исполняемого произведения. При дирижировании этого произведения будет использоваться округлая, «куполообразная» кисть.

На характер жеста оказывает влияние и уровень так называемой дирижерской плоскости. Высота рук при дирижировании не остается раз и навсегда неизменной. На ее положение действуют сила звучания, характер звуковедения и многое другое. Низкое положение дирижерской плоскости предполагает насыщенное, густое звучание, штрих legato.

Ауфтакт – жест, направленный на подготовку будущего звучания, и в зависимости от того, адресован ли он звучанию, приходящемуся на начало счетной доли, или же к звучанию, возникающему после начала этой доли, определяется как полный или неполный.

Применяется задержанный ауфтак, на слабой доле такта.

Применяется комбинированный ауфтакт – используется при остановке звучания в конце фразы, предложения или периода и одновременном показе ауфтакта к дальнейшему движению.

Автором не предусмотрены в произведении ферматы. Но есть большое количество пауз, на которые дирижёру необходимо обратить внимание как в хоре, так и в оркестре:

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.