|
|||
ГЛОССАРИЙГЛОССАРИЙ А
1. Авторское право – правовая форма защиты произведений авторов и создателей от незаконного использования или притязаний на владение (имущественных исков) со стороны других лиц в течение ограниченного периода. Авторские права можно получить на бизнес-идеи, секреты производства, а также на произведения искусства, опубликованные и неопубликованные рукописи и т.д.
Б
2. База данных клиентов – банк информации о посетителях. Запись обычно производится во время продажи. Банк данных может быть в последствии использован для получения различных типов справок.
3. Бизнес – предпринимательская деятельность, использующая набор ресурсов, располагающая активами и обеспечивающая стабильный денежный поток.
4. Бизнес-план – документ, растолковывающий будущее направление деятельности компании на указанный период, включающий подробный перечень и анализ рисков и неопределенностей. Для малого бизнеса план должен содержать исследование предлагаемых к выпуску продуктов, рынка, отрасли, стратегий управления, стратегий в области сбыта, потребностей производства и финансовых потребностей. Часто служит проспектом для потенциальных инвесторов и кредиторов.
З
5. Знак обслуживания – слово, наименование, символ, атрибут или комбинация всего перечисленного, которые приняты или используются в процессе продажи или рекламы услуг, с целью обозначить услуги одной стороны и отличить их от услуг других сторон. См. также торговая марка.
И
6. Интеллектуальная собственность – исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг. К интеллектуальной собственности относятся: патенты и лицензии; товарные знаки и деловая репутация; объекты авторского и смежных прав; ноу-хау. Эта информация передается франчайзи после заключения договорных отношений.
7. Исключительная лицензия – см. Мастер-франшиза.
К
8. Квота – минимальное количество товара, которое, согласно франчайзинговому соглашению, франчайзи обязан закупить у франчайзера.
9. Коммерческая концессия – сходный с франчайзингом вид коммерческой деятельности, при котором одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить за вознаграждение другой стороне (пользователю) право использовать комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю (на срок или без указания срока). В том числе сюда включается право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав – товарный знак, знак обслуживания и т.д.
10. Корпоративная индивидуальность – эксклюзивные черты, отличающие предприятие, которые могут включать в себя: цветовые схемы, надписи на машинах, внешний и внутренний дизайн, мебель, канцелярские товары, упаковку и лого.
11. Корпоративные стандарты (пакет корпоративных стандартов) – документы и материалы, которые содержат требования к организации и ведению бизнеса.
12. Корпоративный франчайзинг – форма организации франчайзингового бизнеса, при которой франчайзи оперирует не отдельным предприятием, а сетью франчайзинговых предприятий с использованием наемных менеджеров.
Л
13. Лицензиар – юридическое лицо (франчайзер), собственник ТМ, ноу-хау, патентов, производственных и коммерческих знаний и пр., выдающий своему контрагенту (лицензиату) лицензии на использование своих прав в определенных пределах.
14. Лицензиат – юридическое лицо (франчайзи), приобретающий у собственника ТМ, ноу-хау, патентов, производственных и коммерческих знаний и пр. (лицензиара) лицензию на право их использования в определенных пределах.
15. Лицензия – выдаваемое компетентным органом власти разрешение на работу, занятие бизнесом или деятельность, которая в противном случае была бы незаконной.
16. Лого – эксклюзивный символ, число или рисунок, используемые предприятием для самоидентификации.
М
17. Маркетинговые услуги – маркетинговые и рекламные услуги, предоставляемые франчайзером за отдельную постоянно взимаемую плату (обычно за долю от валовых продаж или фиксированную периодическую плату).
18. Мастер-франчайзи (также субфранчайзер) – физическое либо юридическое лицо, купившее права на разработку большой территории (часто страны) для продаж франшиз на этой территории. Франчайзинговая плата выплачивается франчайзеру за права на разработку территории, и при этом часто мастер франчайзи должен выплачивать франчайзеру роялти или следовать соглашению о поставках. Фактически мастер франчайзи является франчайзером на данной территории, так как он напрямую заключает договоры с франчайзи и получает их первоначальные взносы и сервисные выплаты. Однако он обязан обеспечить обучение, маркетинг, поддержку на месте и все остальные услуги в таком же объеме и качестве, как и франчайзер.
19. Мастер-франшиза – исключительное право на продажу франшиз и/или деятельности на определенной территории. Купив мастер-франшизу на определенную территорию, франчайзи имеет право продавать франшизы на данной территории.
20. Международная Ассоциация Франчайзинга – англ. International Franchise Association – IFA – частная некоммерческая организация, расположенная в г. Вашингтон (федеральный округ Колумбия), которая служит мировым центром обмена франчайзинговой информации и продвижения франчайзинга.
21. Мульти-франчайзи (также франчайзи систем филиалов) – франчайзи, содержащий несколько собственных предприятий, эксплуатируемых в рамках одной франчайзинговой сети.
Н
22. Надпись на этикетке – эксклюзивные слова, используемые предприятием в добавлении к своему корпоративному имени и лого для самоидентификации и усиления их продуктов услуги.
23. Неисключительная лицензия – лицензия, которая предоставляет франчайзи право использовать торговую марку франчайзера на территории франчайзи и оставляет за франчайзером право предоставлять эту торговую марку другим франчайзи на этой же территории (кроме определенных с франчайзи границ участка вокруг его франчайзингового предприятия).
24. Ноу-хау – эксклюзивная информация и/или изобретения франчайзера в технической, технологической, финансовой или в другой сфере деятельности, зарегистрированные необходимым образом в госорганах.
25. П
26. Паушальный взнос – единовременное вознаграждение франчайзера в виде определенной твердо зафиксированной в договоре суммы, которая устанавливается, исходя из оценок возможного экономического эффекта и ожидаемых прибылей франчайзи на основе использования франшизы. Паушальный взнос также может рассчитываться как оплата затрат франчайзера, связанных с продажей франшизы
27. Первоначальный взнос - одноразовый платеж, который франчайзи выплачивает франчайзеру за комплекс исключительных прав и услуг по договору франчайзинга. Оплата обычно производится одним платежом после подписания договора, хотя бывают и варианты рассрочки данной суммы.
28. Пилотный проект – магазин или предприятие, служащее для испытания схемы, которую франчайзер намерен положить в основу сети.
29. Поддержка на месте – поддержка и консультация, которые оказывает франчайзер своим франчайзи путем общения по телефону, личных посещений и региональных встреч.
30. Пособие – руководство по осуществлению деятельности, которое получает франчайзи при вступлении в единую франчайзинговую систему. Пособие содержит описание правил, стандартов, процедур и рекомендации по запуску и ведения бизнеса в рамках единой франчайзинговой системы.
31. Потенциальный франчайзи – частный предприниматель или компания, действия которых направлены на подготовку к франчайзинговой деятельности (покупка франшизы).
32. Производственный франчайзинг – форма организации франчайзинговых взаимоотношений, при которой франчайзер передает или рекомендует франчайзи оборудование, а франчайзи продает под торговой маркой франчайзера товар, который производит франчайзер.
Р
33. Разработчик территории – частное лицо, товарищество или корпорация, купившие права на разработку определенной территории путём нахождения франчайзи на этой территории для франчайзера. Первоначальная выплата за территорию определяется оценкой числа потенциальных франшиз на ней. С приходом нового франчайзи разработчик территории он получает часть его первоначального взноса, так что к моменту достижения намеченного числа франчайзи разработчик территории окупает внесенную франчайзеру первоначальную плату. В дальнейшем он будет получать доход в виде процента от сервисной платы (роялти) и оказывать поддержку франчайзи, следуя указаниям франчайзера. При этом франчайзи заключают договор напрямую с франчайзером. В подобных соглашениях обычно существует пункт по развитию.
34. Рекламная продукция – материальные носители, которые содержат логотип или фирменное наименование и используются в деятельности франчайзи.
35. Роялти – периодические платежи, производимые франчайзи еженедельно или ежемесячно франчайзеру за использование комплекса исключительных прав на ТМ, ноу-хау, коммерческую информацию, а также за разнообразные услуги, предусмотренные договором франчайзинга. Роялти обычно устанавливаются как процент от валовых продаж, но встречаются и другие формы их оплаты.
С
36. Связи с прессой – реклама услуг или предприятия через общение с местными, региональными и общенациональными средствами массовой информации.
37. Сервисная плата – периодические выплаты, производимые франчайзи еженедельно или ежемесячно франчайзеру за продолжительное использование торговой марки и операционных систем ведения бизнеса. Сервисная плата обычно рассчитывается как процент валовых продаж, но может также иметь форму фиксированной платы или быть встроенной в стоимость товара. Последний вариант особенно характерен для случая, когда франчайзер одновременно является и поставщиком товара.
38. Сертифицированный поставщик – поставщик сырья, аксессуаров, запасных частей или комплектующих, который соответствует требованиям франчайзера по качеству своей продукции.
39. Сеть франчайзинговых предприятий – совокупность франчайзинговых предприятий под одной торговой маркой (более трех франчайзинговых предприятий).
40. Совместное предприятие – юридическое лицо, имеющее статус товарищества, которое во франчайзинге образовано в целях создания и управления франшизой через совместное владение собственностью. Совместные предприятия являются наиболее распространенным явлением при осуществлении деятельности в тех странах, где существуют законы, устанавливающие ограничения на иностранную собственность.
41. Стандартный циркуляр предложения – документ, содержащий сведения о сети, который франчайзер должен предоставить будущему партнеру перед заключением договора. Согласно международной практике, стандартный циркуляр предложения включает в себя: информацию о компании, ее руководящем составе, истории, копии финансовых отчетов, договор о приобретении франшизы, а также список действующих и ранее действовавших франчайзи.
42. Субфранчайзер – см. мастер-франчайзи.
Т
43. Территория (регион) франчайзи – административные границы города или другого населенного пункта, где осуществляет деятельность франчайзи и функционирует его франчайзинговое предприятие. Его конфигурация может быть определена множеством способов: по географическим границам, почтовому индексу, радиусу от предприятия и даже по числу ключевых клиентов в конкретном районе.
44. Торговая марка – отличительный лого, символ или марка, используемая предприятием для самоидентификации и являющаяся официально зарегистрированной на территории всей страны и по возможности интернационально. Торговая марка является нематериальным активом предприятия-собственника (франчайзера) и может быть использована франчайзи по лицензионному соглашению с франчайзером.
У
45. Учебник – руководство по осуществлению деятельности, которое получает франчайзи при вступлении в единую франчайзинговую систему, содержащее описание правил, стандартов, процедур и рекомендации по запуску и ведению бизнеса в рамках единой франчайзинговой системы.
46. Ф
47. Финансовый отчет – письменный протокол состояния финансов предприятия, в том числе балансовые отчеты и отчеты о прибылях и убытках.
48. Фирменный стиль – система атрибутов, корпоративных цветов и символов франчайзера, которые выделяют его среди других на рынке аналогичной продукции или услуг.
49. Франшиза (франчайзинговый пакет) – комплекс исключительных прав на использование ТМ, ноу-хау, коммерческой информации, методических материалов и разнообразных услуг, которые франчайзер предоставляет франчайзи.
50. Франчайзер – компания, которая продает лицензию на использование своей торговой марки, методов ведения бизнеса, ноу-хау и производственной системы собственник прав на франшизу – выступает продавцом франшизы.
51. Франчайзи – физическое либо юридическое лицо, которое покупает у франчайзера право на создание бизнеса и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау, системы ведения бизнеса и помощь в его организации с целью создания собственного бизнеса.
52. Франчайзи систем филиалов – частное лицо, товарищество или корпорация, которые покупают права у франчайзера на ведение бизнеса на определенной территории и управляют всеми франчайзинговыми предприятиями самостоятельно.
53. Франчайзинг – предпринимательская деятельность, при которой одна сторона (франчайзер) передает другой стороне (франчайзи) за вознаграждение комплекс исключительных прав на использование ТМ, ноу-хау, коммерческой информации, а также методические материалы и комплекс разнообразных услуг, предусмотренных договором франчайзинга. Это форма организации бизнеса, при которой компания (франчайзер) передает право на продажу своих продуктов и услуг партнеру-франчайзи, которым может быть независимая компания либо частное лицо. Франчайзи обязуется продавать эти продукты и/или услуги по заранее определенным правилам ведения бизнеса, установленным франчайзером, и получает разрешение использовать имя компании-франчайзера, ее репутацию, опыт, маркетинговые технологии, экспертизу и механизмы поддержки.
54. Франчайзинг бизнес-формата – форма организации франчайзинговых взаимоотношений, при которой франчайзер лицензирует франчайзи на ведение бизнеса под своим именем и обеспечивает полную организацию и поддержку его деятельности.
55. Франчайзинг продукта и имени – форма организации франчайзинговых взаимоотношений, при которой франчайзер лицензирует франчайзи на ведение бизнеса с использованием его имени. Франчайзи при этом обладает меньшими правами, чем во франчайзинге бизнес-формата. Франчайзинг продукта и имени может варьироваться от простого использования ТМ в экстерьере и/или интерьере до передачи полного франчайзингового пакета.
56. Франчайзинговое предприятие – предприятие франчайзи, организованное и функционирующее согласно договору франчайзинга.
57. Франчайзинговый договор (договор коммерческой концессии) – договор, по которому одна сторона (правообладатель) передает другой стороне (пользователю) за соответствующую плату и на определенный или неопределенный срок права на использование фирменного наименования, на коммерческую информацию, на товарный знак, знак обслуживания и т.д. Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть юридические и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
58. Франчайзинговый уголок – часть территории магазина или предприятия, отведенная под продажу товаров и/или услуг на основе франчайзинга.
Ц
59. Центр закупок – часть франчайзинговой сети или независимая компания, которая покупает партии товаров по сниженной цене для поставки филиалам или партнерам по сети. Обычно центр закупок занимается хранением и поставкой товаров одновременно, что предполагает развитую инфраструктуру.
Э
60. Эксклюзивные партнеры франчайзера – поставщики, которые эксклюзивно представляют в компании свою продукцию и/или торговую марку.
61. Эффективность роялти – момент, в который операционные расходы франчайзера полностью покрываются доходами от сервисных выплат (роялти), получаемых от существующих франчайзи.
|
|||
|