|
|||
Расчет цепных передач13.7 Расчет цепных передач Предварительный расчет начинают с определения величины статической разрушающей силы проектируемой цепи ( 13.12 ), где - коэффициент безопасности, зависящий от степени ответственности передачи, точности определения действующих нагрузок и коррозионного воздействия на передачу. Минимальные значения коэффициента безопасности принимают при отсутствии коррозии , при активной коррозии . По найденному значению по стандартам на приводные цепи находят несколько вариантов цепи, для которых разрушающая сила несколько больше требуемой . Найденные варианты различаются шагом, числом рядов и типом цепи. Предварительный расчет, как правило, не позволяет выбрать единственный наиболее целесообразный вариант, а лишь очерчивает область возможных решений. Основной расчет передачи проводят по условию износостойкостишарниров цепи. Давление в шарнирах не должно превышать допустимого в данных условиях эксплуатации. Давление в шарнирах связывают с путем трения зависимостью , ( 13.13 ) где - для конкретных условий эксплуатации некоторая постоянная величина, - показатель степени, зависящий от вида трения в шарнирах, при хорошем смазывании , при недостаточном смазывании находится в пределах от 1 до 2. Условное давление в шарнирах цепи в предположении нулевого зазора между валиком и втулкой и равномерного распределения давления в шарнире , ( 13.14 ) где - коэффициент эксплуатации; - окружная сила на звездочках, Н; - площадь проекции шарнира на диаметральное сечение, мм2, - допустимое давление, МПа, для средних эксплуатационных условий, при которых . Площадь проекции шарнира , ( 13.15 ) где - диаметр валика; - длина втулки (рис. 13.3). Для стандартных цепей определяется по таблицам в зависимости от шага . Коэффициент эксплуатации представляют в виде частных коэффициентов: . ( 13.16 ) Коэффициент учитывает динамичность нагрузки, при спокойной нагрузке ; при нагрузке с толчками 1,2…1,5; при сильных ударах 1,8. Коэффициент учитывает влияние длины цепи (межосевого расстояния), чем длиннее цепь, тем реже каждое звено входит в зацепление со звездочкой и тем меньше износ в шарнирах; при принимают ; в других случаях , где - длина цепи при , - длина рассчитываемой цепи. Коэффициент учитывает влияние наклона линии центров звездочек передачи к горизонту; чем больше наклон передачи, тем меньше допустимый суммарный износ цепи; при угле наклона при . Коэффициент учитывает влияние регулировки цепи; для передач с регулировкой положения оси одной из звездочек , для передач с нерегулируемым положением звездочек . Коэффициент учитывает влияния характера смазывания; при непрерывном смазывании в масляной ванне или от насоса ;при регулярном капельном или внутришарнирном смазывании , при нерегулярном смазывании 1,5. Коэффициент учитывает влияние режима работы передачи, из зависимости (13), учитывая пропорциональность пути трения и числа смен работы передачи в сутки, получают . Коэффициент учитывает влияние температуры окружающей среды, при принимают ; при экстремальных условиях . Если по расчету значение коэффициента , то возможности передачи используются недостаточно и следует принять меры по улучшению условий работы. Проверочные расчеты передачи проводят при значительных отличиях реальных условий эксплуатации от средних. Проверку на прочность при пиковыхперегрузках проводят для передач землеройных, сельскохозяйственных и других машин, при работе которых возникают неучитываемые предельные состояния (встреча с непрогнозируемым препятствием). Условие прочности , ( 13.17 ) где - кратность кратковременной перегрузки. Для тяжелонагруженных быстроходных передач (при скорости цепи м/с) проводят расчет деталей на сопротивление усталости. По этому критерию разрушающую силу определяют раздельно для пластин , валиков , втулок и роликов . Допускаемая окружная сила на звездочках по условию сопротивления усталости , ( 13.18 ) где - меньшая сила из и ; - коэффициент безопасности. Точное определение ресурса цепи по износу шарниров весьма затруднительно. Интенсивность изнашивания шарниров цепей при изменении конструктивных, технологических и эксплуатационных факторов в пределах, характерных для реальных машин, изменяется от 0,00001 до 1000 мкм на 1 м пути трения. Поэтому расчет приводных цепей на износ по единой зависимости пока невозможен. С достаточной точностью такие расчеты выполняют по методу подобия, согласно которому срок службы рассчитываемой приводной цепи , ( 13.19 ) где - ресурс цепи в эталонной передаче, ч; - коэффициент, учитывающий отличия в конструкции, технологии и эксплуатации реальной передачи от эталонной.
|
|||
|