Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сказка донская». Литературный час



 

Край донской, край поэтических преданий, край песенный и сказочный, земля сильных, гордых и в то же время очень добрых и открытых людей. В казачьем фольклоре особое место занимает сказка, как элемент духовно-нравственного, исторического и патриотического воспитания детей. В сказке изображаются вымышленные события и лица, но многие герои точно передают типичные черты казачьего характера, в первую очередь – доброта и честность. Об обычаях, привычках, жизненном укладе донских казаков мы узнаем из песен, былин, сказок. Сказочный мир казаков неповторим. В нем отразилась жизнь с ее заботами и трудностями, любовь, верность, храбрость и смекалка.

Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к родной земле. Созданные сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления.

С цельюразвития интереса детей и приобщению их к необыкновенному миру казачьей сказки, понятию о неповторимости и прелести сказок донских казаков библиотекари Волгодонска подготовили и провели литературный час «Сказка донская». В ходе литературного часа детей знакомили с казачьими сказками, было проведено громкое чтение сказок «Танюша и мачеха», «Волшебная лампочка», «Казак и лиса». Участникам литературного часа были предложены для разгадывания кроссворды и ребусы по прочитанным сказкам.

«Сказка донская»

Литературный час

Место проведения: Центральная детская библиотека.

Время проведения: 40 мин.

Оформление зала библиотеки:

• демонстрационное оборудование (ПК, проектор, экран);

• книжная выставка «Донские сказки»

Ведущий: Батлукова Н.Б., Астраушко Е.А.

Ход мероприятия:

1. Информативная часть мероприятия:

· Приветственное слово – 2 мин.

· Рассказ о донских сказках – 3 мин.

· Чтение сказки «Казак и лиса» – 5 мин.

· Чтение сказки «Танюша и мачеха» – 5 мин.

· Чтение сказки «Волшебная лампочка» – 5 мин.

 

2. Игровая часть

· Кроссворд «Казак и лиса» – 4 мин.

· Ребус «Казак и лиса»  – 2 мин.

· Кроссворд «Танюша и мачеха» – 4 мин.

· Ребус «Танюша и мачеха»  – 2 мин.

· Кроссворд «Волшебная лампочка» – 4 мин.

· Ребус «Волшебная лампочка»  – 2 мин.

 

3. Заключительное слово – 2 мин.

 

 

1 слайд.Мы с вами живем в Ростовской области. Это наша с вами малая родина. Здесь всегда жили, живут и будут жить казаки. Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в необыкновенный мир казачьих сказок.

2 слайд. Край донской, край поэтических преданий, край песенный и сказочный, земля сильных, гордых и в то же время очень добрых и открытых людей. Необозримые просторы богатых и плодородных донских степей, мягкий климат, изобилие зверя и птицы, тихоструйные воды Дона и его притоков, кишащие рыбой, способствовали быстрому заселению донского края.

 

3 слайд. Но отстаивать своё право на жизнь казакам приходилось в обстановке постоянных военных набегов неприятелей. Военная организация жизни формировала и нравы казаков. Трусов не терпели! Храбрость признавалась высочайшей добродетелью. Об этом так говорят казачьи пословицы и поговорки: «Казак скорее умрёт, чем с родной земли сойдёт», «Казачья смелость порушит любую крепость», «И один в поле воин, если он по-казачьи скроен», «Лучше голову сложить, да казачьей чести не уронить».

4 слайд.Типичными чертами характера казаков являлись доброта и честность. Закрепилось в традициях и уважение к старшим. Об обычаях, привычках, жизненном укладе донских казаков мы узнаём из песен, былин, сказок. В казачьем фольклоре много сказок на бытовые темы. Они полны юмора и искрятся весельем. Все эти сказки построены по типу русских народных, и даже названия у некоторых из них как у известных русских сказок. Но язык их отличается: здесь множество специфических казачьих выражений, особый ритм и мелодичность речи. Великолепно говорится об обычаях и нравах казаков.

5 слайд. Главным героем казачьих сказок выступает никогда не унывающий хитроумный казак, постоянно попадающий во всевозможные передряги и всегда выходящий из них победителем. Одна из таких сказок «Казак и лиса».

Чтение сказки «Казак и лиса»

Ребята, если вы внимательно слушали сказку, то легко сможете ответить на вопросы кроссворда и разгадать ребус.

 

6 слайд. Кроссворд «Казак и лиса»

По горизонтали:

2. Как называется место, по которому бежала лиса? (курган)

3. Какое чувство было у казака, когда он увидел лису с петухом? (злость)

6. Что делает с сапогами казак возле куреня? (тачает)

8. Что сделала лиса с казаком? (обхитрила)

По вертикали:

1. Какая была лиса? (хитрая)

2. Название казачьего дома? (курень)

5. Кто схватил лису? (собака)

4. Кто чуть не стал жертвой лисы? (петух)

7. Кто в начале произведения пришел к казаку? (лиса)

7 слайд. Ребус «Казак и лиса»

Через что бежала лиса с петухом в зубах? (гумно)

 

8 слайд. Давным-давно донская земля стала второй родиной многим бедным и обездоленным людям. Они бежали сюда от крепостной неволи и становились казаками. Они приносили с собой свои привычки и обычаи, свои песни и сказки. Но на Дону со временем они и песни стали петь по-новому, и сказки сказывать по-иному. За несколько столетий, пока эти сказки ходили среди казаков, они заметно изменились, появились новые сказочные истории.

 

9 слайд. Сейчас мы с вами познакомимся с казачьей сказкой «Танюша и мачеха», и вы постарайтесь найти в ней сходство и различие с русского народной сказкой.

Чтение сказки «Танюша и мачеха».

Кто мне скажет, какую русскую народную сказку напоминает вам сказка «Танюша и мачеха?» Давайте попробуем с вами отгадать кроссворд по сказке.

10 слайд. Кроссворд «Танюша и мачеха»

По горизонтали:

1. С чем ехала Танюша из леса? (добро)

5. Куда отец отвез дочку мачехи? (лес)

6. Чем Танюша метила дорогу, по которой ехала в лес? (камень)

7. Кто первый встретил Танюшу, когда она вернулась домой? (собака)

9. Как собака назвала дочку мачехи? (цыганка)

По вертикали:

1. Куда приехала Танюша после того, как рассвело? (дом)

2. Кто приходил к Танюше ночью? (бес)

3. Кто встретился дочке мачехи по пути домой? (волк)

4. Куда посадил отец Танюшу, когда привез ее в лес? (дерево)

8. Как звали главного героя? (Танюша)

10. Кто приказал отвезти в лес Танюшу? (мачеха)

 

11 слайд. Ребус «Танюша и мачеха»

Герой сказки, невзлюбивший Танюшу с первого взгляда? (мачеха)

 

12 слайд. Следует отметить, что в казачьих сказках много юмора, забавных историй, некоторые сказки по сюжету похожи на анекдоты. Особое внимание нужно уделить языку, который передает особенности казачьей речи, особые слова, которые делают его красочным и эмоциональным.

 

13 слайд. Чтение сказки «Волшебная лампочка»

Мы познакомились с вами с еще одной казачьей сказкой и теперь ответьте на вопросы кроссворда «Волшебная лампочка»

14 слайд. Кроссворд «Волшебная лампочка»

По горизонтали:

1. Что приказал сделать старик? (избить)

3. Кого встретил старик в лесу? (девочка)

4. Что приказал построить старик? (царство)

По вертикали:

2. Сколько желаний было у старика? (три)

3. Кто из детей был у царя? (дочь)

5. Чьей дочерью являлась жена старика? (царская)

6. Куда ушел старик после смерти царя? (лес)

7. На какое царство хотел напасть царь? (соседнее)

 

15 слайд. Ребус «Волшебная лампочка»

Что получила девочка от старика? (спасение)

 

16 слайд. Много сказок живет на Дону. Их любят все: взрослые и дети. Этот жанр народного творчества навсегда вошёл в нашу жизнь. Казаки говорят: «Сказка – складка, а уму учит». Так чему нас учат нас донские сказки? Сказки учат нас быть твердыми в горестях, призывают не мириться со злом. Вот почему они всегда будут любимы народом и им обеспечена долгая счастливая жизнь. Сказки написаны сердцем, пропитаны любовью к родной земле. Надеюсь, и вас они не оставят равнодушными.

 

17 слайд.До новых встреч!

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.