Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема:   Ценообразование и доход предприятия



 Тема:                                Ценообразование и доход предприятия

5.ценообразование

6.Доход предприятия

5.

Цена является одной из важнейших и наиболее сложных экономических категорий товарного производства. Цена отражает экономические отношения между производителем и потребителем, между продавцом и покупателем товара по поводу его производства и реализации.

 Существует несколько теоретических подходов к объяснению экономической сущности цены. Наиболее разработанными являются два подхода. Первый подход можно определить как

1.  производственный (затратный),

цена есть денежное выражение стоимости товара. Цена формируется под влиянием производственных затрат, связанных с производством и реализацией конкретных товаров.

2.  рыночный (полезностный).

оценка товара (блага) осуществляется в рыночных условиях каждым конкретным потребителем на основе субъективной ценности (полезности) данного товара. То есть потребитель предъявляет спрос только на тот товар, который, по его субъективному мнению, имеет необходимую полезность.

В последнее время рассмотрение сущности цены опускается в практическую плоскость, на микроуровень. А цена определяется как «количество денег (благ, ценностей), за которое конкретный продавец согласен продать, а конкретный покупатель готов купить данный товар». Однако данная формулировка цены не противоречит рассмотренным выше определениям цены. Здесь акцент смещен лишь на конкретные рыночные условия.

Функции цены

Функции цен это наиболее общие свойства, которые объективно присущи категории цены и которые характерны для любого вида цен и для каждой конкретной цены.

1. Учетно-измерительная функция цены является основной функцией. В цене отражаются затраты на производство и реализацию товара. Цена является, наряду с деньгами, стоимостным измерителем практически всех экономических процессов.

 

Являясь измерителем экономических процессов, цена учитывает не только затраты, но и результаты производства. В качестве примера представим, что на конкретной фирме производятся три вида продукции: «А», «Б», «В». Цены производителя и ее элементы на эти товары представлены в табл. 1.

Таблица 1.

Элементы, входящие в состав цены производителя (в рублях)

        

  Товар «А» Товар «Б»
Цена
Себестоимость
Прибыль

 

Как видно из табл. 1., в цене товаров находят отражение затраты (себестоимость) и результаты (прибыль). Таким образом цена, выполняя учетно-измерительную функцию, учитывает и затраты, и результаты производства.

 

2. Стимулирующая функция цены заключается в поощрительном или сдерживающем воздействии цены

 К примеру, увеличение ввозных таможенных пошлин на импортные автомобили в конечном счете приводят к росту внутренних цен на них. Этим самым цена стимулирует сдерживание (сокращение) притока иностранных автомобилей в страну. С другой стороны, создаются благоприятные условия для развития отечественного автомобилестроения, то есть цена поощряет отечественного производителя. Поэтому для усиления стимулирующей функции цены необходимо наиболее полно использовать различные формы как поощрительных, так и сдерживающих мер.

 

3. Перераспределительная функция цены выражается в перераспределении доходов между производителем и потребителем. Посредством цены можно перераспределять доходы между странами, регионами, отраслями и сферами экономики, социальными группами населения и др. Если цена на товар значительно превышает затраты, то часть доходов перераспределяется в пользу продавца, т.е. потребитель при покупке товара несет повышенные расходы, которые создают дополнительные доходы продавца.

 

Пример. Допустим, что какой-то конкретный товар производится со средними затратами на единицу продукции, равными 2500 руб. за единицу товара. Усредненная цена, обеспечивающая нормальную работу производителя, составляет 3000 руб. Товар продается внутри страны и за рубеж.

Функция балансирования спроса и предложения. Сущность данной функции состоит в том, что установление сбалансированности между спросом и реальным предложением в рыночной экономике может быть осуществлено только при определенном уровне цены. Это так называемые равновесные цены, которые балансируют спрос и предложение.

 

4. Функцию сбалансирования спроса и предложения цены выполняют в основном на микроуровне, на уровне конкретных фирм. Для этого целесообразно рассчитывать показатель (коэффициент) эластичности спроса на товар от цены. Данный показатель характеризует «на сколько % изменяется спрос на товар, если его цена изменяется на 1%».

Ценообразование — это процесс формирования, применения и контроля цен. Участниками процесса ценообразования являются:

 

· производители и продавцы продукции –

Формирование цен начинается с производителей. При этом производитель исходит из того, что цена, по которой будет реализован товар, должна, как минимум, возместить затраты его на производство и реализацию. Схема обоснования цены производителем осуществляется в несколько этапов, основными из которых являются следующие:

1) определение производителем полных затрат на производство и реализацию товара.

2) расчет минимальной массы прибыли, необходимой для простого воспроизводства на предприятии.

3) определение минимального размера прибыли, включаемого в состав цены единицы продукции.

4) обоснование минимально допустимой оптовой цены изготовителя .

5) обоснование минимально допустимой отпускной цены изготовителя. Производитель реализует свою продукцию не по оптовой цене изготовителя, а по отпускной цене изготовителя, которая отличается от оптовой цены изготовителя на величину косвенных налогов (в нашем случае — НДС).

 

· потребители и покупатели продукции –

являются приобретателями товара; заинтересованы приобрести товар по возможно низким ценам.

Для потребителя цена покупки товара является затратами. Схема обоснования цены потребителем включает в себя следующие основные этапы:

1) выявление необходимых финансовых ресурсов для приобретения товара. Это проявляется в формировании платежеспособного спроса.

2) расчет максимально допустимой цены на единицу товара.

 

 

· посредники –

также имеют непосредственное отношение к процессу установления цены. Их воздействие на цены следует рассматривать с двух сторон.

 

 

· Конкуренты –

Зачастую и производители, и потребители для реализации и приобретения продукции должны вписываться в уже сложившуюся на рынке систему цен. Такая система цен формируется основными конкурентами, которые контролируют рынки сбыта. В этом случае любые движения производителей и потребителей в части формирования цены могут оказаться бесполезными. Поэтому им остается только принять ценовые условия конкурентов.

 

· государство –

как участник ценообразования в стране влияет на этот процесс с различных сторон.

6.

 

Доход – есть денежная оценка результатов деятельности фирмы в форме денежной суммы, поступающей в ее непосредственное распоряжение. Она отражает экономическую результативность хозяйственной деятельности фирмы. Это значит, что условием получения денежного дохода является эффективное участие в экономической жизни общества. Сам факт его получения есть объективное свидетельство такого участия, а его размер есть показатель масштаба этого участия.

Стремление к максимизации своего дохода диктует экономическую логику поведения любому рыночному субъекту. Оно выступает в качестве конечной цели и мощного стимула массового повседневного предпринимательства.

Получение фирмой дохода свидетельствует о реализации продукции, целесообразности произведенных затрат, об общественном признании потребительских свойств продукта.

Соответственно видам издержек подразделяются и доходы. Поэтому принято выделять общий, средний и предельный доход.

Общий (валовой) доход – это совокупная денежная сумма, полученная от продажи определенного количества товара. Он определяется умножением цены товара на его количество:

 , где TR – total revenue (рэвенью) – общий доход.

В условиях чистой (совершенной) конкуренции фирма продает продукцию по постоянной цене. Следовательно, ее доход будет находиться в прямой пропорциональной зависимости от количества проданной продукции. Поэтому кривая общего дохода (TR) имеет вид прямой восходящей линии (см. рис.1).

 

 Средний доход(AR)- это выручка от реализации единицы продукции, т. е. валовой доход, приходящийся на единицу проданной продукции. Он выступает как цена за единицу продукции для покупателя и как доход от единицы продукции для продавца.

Средний доход равен частному от деления общего дохода на количество реализованной продукции и исчисляется по формуле:

При постоянной цене средний доход AR равен цене реализации, что очевидно из приведенной формулы:

Поэтому цена и доход в западной экономической теории выступают как одно и то же явление, которое лишь рассматривается с разных точек зрения. Расчет среднего дохода (AR) имеет смысл производить за определенный период только в том случае, если изменяются цены на выпускаемую однородную продукцию (или если фирма ориентируется на производство ряда моделей, изделий и т.д.).

В условиях совершенной конкуренции (когда цена считается величиной постоянной) кривая среднего дохода имеет вид прямой линии, параллельной оси абсцисс 

Предельный (дополнительный) доход(MR) – это добавочный доход к валовому доходу фирмы, полученный от производства и продажи одной дополнительной единицы товара. Он дает возможность судить об эффективности производства, т.к. показывает изменение дохода в результате увеличения выпуска и реализации продукции на дополнительную единицу.

Предельный доход (MR) позволяет оценить возможность окупаемости каждой дополнительной единицы выпускаемой продукции. В сочетании с показателем предельных издержек он служит стоимостным ориентиром возможности и целесообразности расширения объема производства данной фирмы.

Предельный доход определяется как разность валового дохода от продажи n+1 единиц товара и валового дохода от продажи n товаров:

 

В условиях совершенной конкуренции фирма продает дополнительные единицы продукции по постоянной цене, так как любой продавец не может повлиять на установившуюся рыночную цену. Поэтому предельный доход равен цене товара, а его кривая совпадает с кривой совершенно эластичного спроса и среднего дохода:

Доходы фирмы на практике состоят из 2-х частей:

1. из выручки от реализации продукции (товаров или услуг). Она представляет собой определенную сумму денежных средств от основной и не основной деятельности фирмы, конечным результатом которой является произведенная и реализованная продукция или оказанные услуги, оплаченные покупателем или заказчиком:

2. из внереализованных доходов, являющимися побочными финансовыми поступлениями фирмы. Они непосредственно не связаны с основной производственной деятельностью. Их источниками служат:

• дивиденды на вложенные нам или приобретенные акции и другие ценные бумаги;

• штрафы, полученные от контрагентов;

• пени, неустойки;

· проценты за хранение денежных средств в банке и другие, не планируемые доходы

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.