|
|||
Кафедра академического пенияКафедра академического пения Зав. кафедрой – С.М. Зверев заслуженный деятель искусств РФ, профессор Направление подготовки: 073400 «Вокальное искусство» Профиль – «Академическое пение» Квалификация – бакалавр Кафедра «Академического пения» МГУКИ осуществляет подготовку специали- стов в области профессионального вокального искусства по лицензированной специ- альности – «Академическое пение» (оперное и камерное). Основу профессиональной подготовки будущих оперных и камерных певцов со- ставляют циклы специальных дисциплин: камерное пение, сольное пение, вокальный ансамбль, предметы пластического воспитания певца, актѐрское мастерство. Для получения квалификации «Преподаватель» студенты вокального факультета осваивают следующие педагогические методики: основы вокальной методики, мето- дика работы с вокальным ансамблем, музыкальная педагогика, кроме того, в течение двух последних лет обучения студенты проходят педагогическую практику на базах музыкальных училищ. Студенты также проходят исполнительскую и педагогическую практики. Высокий уровень преподавания обеспечивается сильным составом преподавате- лей: на кафедре работают 15 высокопрофессиональных специалистов, имеющих по-116 четные звания (народный, заслуженный артист РФ, заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный работник культуры). Свое развитие кафедра начала с 1998 г., когда была получена лицензия на право образовательной деятельности в области вокального искусства. В период с 1991 по 1997 гг. была образована сначала секция (на базе кафедры академического хора), за- тем кафедра сольного и ансамблевого пения. В 2007 году вокальные кафедры вошли в состав Института музыки МГУКИ, и была образована кафедра академического пения. В настоящее время на кафедре работает 27 преподавателей, из них 11 профессо- ров, 9 доцентов, 4 преподавателя, 3 старших преподавателя; 3 народных артиста, 1 за- служенный деятель искусств, 5 заслуженных артистов, 10 лауреатов международных конкурсов, 1 кандидат наук (профессор Л.К. Овчинникова). В составе кафедры высококвалифицированные специалисты, продолжатели традиций отечественной вокальной школы, солисты оперных театров Москвы (Государственного академического Большого театра, Музыкального театра им. К.С. Станиславского), извест- ные концертно-камерные, филармонические исполнители: народная артистка РФ, проф. Л.А. Черных; народный артист РФ, профессор Л.О. Зимненко; солист Московской фи- лармонии, заслуженный деятель искусств РФ, профессор С.М. Зверев; заслуженная ар- тистка РФ, профессор В.М. Солнцева; заслуженная артистка РФ, солистка Москонцерта Н.М. Высокинская; солист Воронежского оперного театра, заслуженный артист РФ, про- фессор М.М. Кузнецов; заслуженный артист РФ, профессор М.А. Курбанов; солист ГАБ- Та, доцент П.А. Кудрявченко. Преподаватели и студенты кафедры выступают на различ- ных концертных площадках в России и за рубежом. За период существования кафедры проведено более 1000 концертов по всей России и подготовлено 246 специалистов. Наши выпускники работают в качестве солистов в оперных театрах, концертными исполнителями, солистами ансамблей, преподавателями музыкальных училищ и вузов. С 2001 года выпускники-вокалисты получают следующие квалификации: Опер- ный певец. Концертно-камерный певец. Преподаватель; Концертно-камерный певец. Преподаватель. Приѐмные требования На кафедру академического пения принимаются лица, имеющие среднее музы- кальное профессиональное образование. Поступающие на вокальную кафедру должны обладать профессиональными во- кальными и сценическими данными, обязательным условием является предоставле- ние медицинской справки от фониатра. Абитуриенты, не прошедшие по конкурсу или имеющие недостаточную подготов- ку, могут поступить на двухгодичное отделение в Институт профессионального до- полнительного образования (ИДПО) МГУКИ для подготовки к поступлению на 1-й курс вокальной кафедры. Занятия по спецкурсам ведут преподаватели вокальной ка- федры. Профильные испытания на направление подготовки Вокальное искусство («Ака- демическое пение») включают: экзамен по специальности (вокалу) – проводится в три тура экзамен по музыкально-теоретическим дисциплинам (сольфеджио и теория му- зыки письменно и устно). Экзамен по специальности включает 6 произведений различных жанров, в том числе исполнение развернутой оперной арии: старинную арию XVI–XVIII вв. (А. Скарлатти, Г.Ф. Гендель, И. Бах и др.)117 развѐрнутую арию из оперы русского композитора (М. Глинка, А. Бородин, М. Мусоргский, П. Чайковский и др.); развѐрнутую арию из оперы зарубежного композитора (Дж. Верди, Дж. Россини, Ж. Бизе, Дж. Пуччини и др.); романс (песню) русского или современного композитора ХХ века (П. Чайковский, С. Рахманинов, Р. Глиэр, Г. Свиридов, Д. Шостакович и др.); романс (песню) зарубежного композитора XIX–XX в.в. (Ф. Шуберт, Ф. Лист, И. Брамс, Дж. Гершвин, Ф. Пуленк и др.); русскую народную песню. Экзамен по музыкально теоретическим дисциплинам Сольфеджио (письменно и устно): 1.Написать одноголосный диктант в форме периода с включением элементов гар- монического минора или мажора. Время записи диктанта – 20–25 минут; количество проигрываний – 10–12. Пример диктанта: 2.Петь и определять на слух: a) диатонические лады, гаммы трѐх видов мажора и минора, ступени ладов; b) интервалы – тритоны и характерные интервалы для гармонического минора и мажора; диатонические интервалы в пределах октавы (отдельно взятые и цепочки (2– 4) в тональности и вне тональности; c) аккорды (в элементарном расположении), мажорные и минорные трезвучия и их обращения, малый мажорный, малый минорный, малый с уменьшенной квинтой, септаккорды и их обращения, уменьшенный септаккорд; d) аккордовые последовательности (в элементарном расположении 5–7 аккордов) в пределах диатоники; e) прочитать с листа одноголосный пример. Литература для подготовки; Островский А., Соловьев А., Шокин А. Одноголосное сольфеджио (№№ 50–100). – М.: Музыка, 2005. Теория музыки (письменно и устно): 1. Написать контрольную работу, включающую: a) построение: интервалов (диатонических, характерных), определение тональностей и разре- шение в них; главных септаккордов и их обращений от звуков, определение тональностей и разрешение в них; ладов народной музыки и хроматической гаммы от звука; b) определение тональностей 1 степени родства к данной тональности; c) группировку длительностей (инструментальную и вокальную). 2. Устно ответить на теоретические вопросы по курсу теории музыки; сыграть на фортепиано в элементарном расположении аккордов: a) секвенцию (диатоническую и хроматическую), включая септаккорды и их об- ращения II, V и VII ступеней. Пример звеньев секвенции:118 II7 – Д3/4 – Т3/5; VII7 – Д5/6 – Т3/5 b) последовательность (5-8 аккордов), включающую основные аккорды тональ- ности. Пример: T3/5 – II2 – VII7 - ТЗ/5 – IV6 – К6/4 – Д7 – Т Пример контрольной работы по теории музыки: a) от звука «а» построить 7б, 3м. Определить тональности, в которых могут встретиться данные интервалы, разрешить их. b) от звука «с» построить ув.4, ув.5. Определить тональности гармонического ма- жора и минора, в которых встретятся данные интервалы, разрешить их. c) от звука «е» построить II3/4, VII2. Определить тональности, в которых встре- тятся данные аккорды, и разрешить их. d) от звука «d» написать вверх и вниз хроматическую мажорную гамму, гамму лидийского лада и мажорную пентатонику. e) указать тональности 1 степени родства к «ре-мажору». f) сделать группировку длительностей по правилам: инструментальной музыки: вокальной музыки: Литература для подготовки: 1. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки: Учебное пособие. – М: Музыка, 2002. 2. Способин И.В. Теория музыки: Учебное пособие. – М.: Кифара, 2003.
|
|||
|