|
|||
Традиции и обычаи. УкраинцыТрадиции и обычаи Украинцы
Украинцы занимают пятое место по численности среди народов, проживающих в Самарской области. История появления первых украинцев в Самарском крае восходит к XVII в., но, по преданию, на месте будущего города Самары еще в 1357 году побывал сын черниговского боярина митрополит Алексий, которому понравилась эта местность и он объявил, что со временем здесь будет воздвигнут город «…который никакому разорению подвержен не будет». В значительном числе украинцы стали появляться здесь в XVIII в. Как правило, оказавшись на новом месте, люди стремятся объединиться, чтобы не только выжить, но и сохранить свои обычаи, традиции, язык в чужой для них, а часто и весьма враждебной этнокультурной среде. Основой экономической жизни украинцев традиционно являлось земледелие, подсобные отрасли – животноводство, рыболовство, охота. Часть сельского населения занималась промыслами и ремёслами – кожевенно-сапожным, шубным, гончарным, столярным, бондарным, иконописным, винодельным и др. Поселения располагались по течениям рек и ручьёв, по берегам озер. Изначально селения представляли хаотичную планировку, где усадьбы не имели строгой ориентации. Однако со временем селения стали приобретать линейный характер (рядовый, уличный). В новых местах украинцы стремились сохранить традиционный облик поселений, их сёла отличались благоустроенностью, чистотой, обилием зелени, в садочках возле хат и палисадниках росли фруктовые деревья, ягодные кусты, цветы. Этническая специфика сохранилась в названиях населенных пунктов: Большая Черниговка, Малая Черниговка, Украинка, Кинель-Черкассы и др. В большинстве украинских селений строились типичные для Украины низкие продолговатые в плане побелённые хаты с земляным или глинобитным полом, покрытым нависающей над стенами четырехскатной крышей. Стены их возводились из различных строительных материалов: дерева, глины, камня. Стойко сохранялась древняя украинская традиция обмазывать глиной и белить срубные, каркасные и глинобитные стены. В заднем углу хаты стояла духовая печь, широко известная как русская печь с устьем, повёрнутым к боковой длинной стене дома. По диагонали от печи – передний угол, где висели иконы и стоял обеденный стол, вдоль стен – укреплённые в стены лавки, напротив устья печи ближе к двери – кухонная половина. Верующие украинцы – в большинстве православные, небольшая часть выходцев из западных регионов – греко-католики. В жизни украинского народа важную роль играли календарные праздники и обряды. Многие обряды и обычаи были приурочены к датам христианского календаря. Масленицу украинцы не праздновали так широко, как русские. Молодежь и взрослые в сёлах и городах катались на лошадях, ходили в гости на вареники и блины. На Пасху устраивались гуляния, хороводы, качели, игры молодежи, большое значение придавалось обрядовой еде, освящали в церкви «паску» (кулич), крашеные яйца, колбасы, жареного поросёнка, мёд. На Троицу украшали хату, ворота, хлевы зелёными ветками, травами и цветами, девушки иногда «завивали березу». Традиционная новогодняя обрядносгь украинцев - череда зимних праздников, среди которых выделяется двенадцатидневный период с кульминационными точками 25 декабря (Рождество), 1 января (Новый год) и 6 января (Крещение) по старому стилю. Колядованием начинались зимние святки. КОЛЯДОВАНИЕ - давний обычай зимних (преимущественно рождественских) обходов с выполнением величально-поздравительных песен (колядки) и речитативных формул (приветствий). В конце марта, в период весеннего равноденствия отмечали масленицу. Масленица - праздник проводов зимы и встречи весны. Непременным спутником этого весеннего праздника были блины. В народном быту украинцев Пасха четко содержала элементы языческой весенней ритуалистики: выпекания обрядового печенья, покраска яиц (писанки), игры, танцы и развлечения молодежи, почитание предков, аграрно-магические, очистительные обряды и т.д. Каждый этнографический регион Украины (Подолье, Полесье, Закарпатье, Гуцульщина и др.) имеет специфические орнаментальные мотивы писанок и цветовую гамму их украшения. День Ивана Купала. Купала (обычно, на сельском празднике) – ветка вербы (ивы), украшенная цветами и венками. Девушки ходят вокруг и поют песни. Когда девушки натешатся, парни нападают на «Купала» обрывают венки и цветы, а саму ветку кидают в воду. Раскладывают кострище, и когда оно разгорится, то взявшись за руки, попарно, прыгают через костер. Осенние молодежные собрания наполнены весельем и развлечениями, и иногда, назывались большими вечерницами.
|
|||
|