Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ВОПРОСЫ. Актуализация опорных знаний



 

Тема:  ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ, УПАКОВКА И МАРКИРОВКА ТОВАРА

1. Понятие товарного знака

2. Виды товарных знаков

3. Правовая охрана товарных знаков в Республике Беларусь

4. Понятие упаковки, ее виды и функции

5. Упаковка как средство реализации маркетинга

6. Сущность маркировки, ее функции

7. Сервис в товарной политике фирмы

 

-1-

Каждый производитель стремится подчеркнуть уникаль­ность и достоинства своих товаров, своего предприятия. По­этому очень важно, чтобы потребители могли «узнать» то­вары фирмы среди конкурирующих моделей. Этому помога­ет такой важный и обязательный в современном маркетин­ге инструмент, как товарный знак.

Товарный знак — термин, имя, знак, символ, рисунок или их сочетания, используемые для отличия (идентифика­ции) товаров или услуг одного предприятия от товаров или услуг других предприятий. Следует отметить, что сейчас бе­зымянных товаров на рынке практически нет.

Требования к товарному знаку:

• привлекательность и простота, минимум линий, отсут­ствие лишних деталей для обеспечения лучшей запоминае­мости;

• идентификация, узнаваемость среди других товарных знаков;

• название и рисунок — не случайные, а по возможности указывающие на преимущества, характеристики товара.

Преимущества товарных знаков:

для потребителя:

• потребители знают, товары каких производителей они приобретают, что является гарантией от совершения покуп­ки поддельного некачественного товара;

• товары с одним товарным знаком имеют одинаковый уровень качества (так называемый фирменный уровень ка­чества);

• при покупке новой продукции фирмы, уже известной потребителям, снижается риск;

• узнаваемые знаки упрощают процесс покупки на этапе поиска и сопоставления информации;

для предприятия-владельца.

• товарный знак способствует созданию круга постоян­ных покупателей, приверженцев товара и предприятия;

• завоевавший доверие покупателей товарный знак ока­зывает долговременное влияние, автоматически является рекламой успешного товара;

• в случае поддержки товара потребителями товарный знак пользуется успехом у оптовых и розничных продавцов;

• успех товарного знака может быть распространен на другие товары фирмы, обеспечивая скорейшее признание товаров-новинок.

Основные правила использования товарного знака:

• товарный знак должен быть всегда выделен (кавычки, прописные буквы), причем этого способа выделения следу­ет придерживаться постоянно;

• при первом применении товарного знака его нужно снабдить соответствующим примечанием;

• необходимо использовать предупреждающую маркиров­ку, характеризующую степень защищенности товарного знака;

• товарный знак используется в том виде, в котором он зарегистрирован;

• название товарного знака не склоняется и не исполь­зуется во множественном числе.

Эффективное управление товарными знаками — это дос­тижение превосходства данного товарного знака над конкурирующими. Для оценки роли и места товарного знака применяются следующие показатели:

• уровень проникновения — процент (доля) покупате­лей данного товарного знака от общего числа покупателей этой категории товаров (других товарных знаков);

• уровень эксклюзивности (или приверженности товар­ному знаку) — процент повторных покупок, сделанных за определенный период покупателями, которые ранее хотя бы однажды приобрели этот товарный знак;

• уровень интенсивности потребления — отношение сред­него объема покупок данного товарного знака к среднему объему покупок товаров данной категории (других товар­ных знаков).

-2-

Классификация товарных знаков:

по способу обозначения:

словесные — товарные знаки, представляющие собой рекламные слоганы, фамилии, слова, сочетания букв, цифры. Словесные знаки наиболее распространены (80 % всех за­регистрированных в мировой практике знаков), что связа­но с их высокой рекламопригодностью;

изобразительные — товарные знаки в виде линий, пя­тен, фигур любых форм на плоскости, конкретные и абст­рактные изображения предметов, людей, животных, ори­гинальные рисунки и символы и т.д.;

объемные — товарные знаки в виде фигур (линий) или их комбинаций, изображаемые в трехмерном пространстве, в том числе оригинальная форма товара или упаковка;

комбинированные — товарные знаки, представляющие собой комбинацию вышеперечисленных знаков;

прочие — световые, звуковые, движущиеся знаки (на­пример, позывные телепередач);

по характеру и степени известности:

обычные;

общеизвестные товарные знаки — бренды.

Бренд — широко известный товарный знак; образ, кото­рый появляется в сознании потребителя при упоминании о товарном знаке или товаре. Следовательно, брендинг — это деятельность по созданию долгосрочного предпочтения то­вара, основанная на совместном воздействии всех марке­тинговых коммуникаций (в первую очередь — рекламы и связей с общественностью), объединенных определенной идеей и однотипным оформлением.

Типы брендов в зависимости от географии известности:

местный, известный на некоторой территории (напри­мер, региональный);

национальный, известность которого ограничена не­которым национальным рынком;

мегабренд — марочный товар широкого международ­ного распространения, характеризующийся присутствием во всех сегментах рынка данной категории и родственных то­варов; наличием возможностей для расширения товарного ряда; присутствием во всех секторах розничной торговли; множеством вариантов упаковки и доставки товара;

по виду собственности владельца:

индивидуальный — товарный знак, принадлежащий од­ному владельцу; причем количество знаков не ограничено. Например, продукция предприятия СП ООО «Санта Бре- мор» реализуется под торговыми марками «Бремор», «Сан­та Бремор», «Икра №1», «Эконом-маркет», «Морячок», «Крабия», «Матиас»;

коллективный — товарный знак союза, хозяйственной ассоциации или другого объединения предприятий, пред­назначенный для обозначения товаров, обладающих общи­ми характеристиками. В отличие от индивидуального кол­лективный знак и право на его использование не могут быть переданы другим людям;

в зависимости от связи товарного знака с названием фирмы:

отдельно стоящий знак — самостоятельное позициони­рование каждого товарного знака, деловая репутация фир­мы не переносится на ее товарный знак. Такой подход рас­пространен в США, Европе («Тайд», «Ариэль» — это това­ры Проктер&Гэмбл);

корпоративный — товарный знак жестко привязан к фирме, позволяет сформировать имидж фирмы в целом, что характерно для азиатских стран («Сони»);

зонтичный — фирма использует товарный знак, не свя­занный с названием фирмы и товара, для большого класса товаров («Моя семья»).

В качестве примера грамотного маркетингового подхода по формированию названия товарного знака можно приве­сти ОАО «Савушкин продукт». Название товарного знака «Савушкин продукт» — продукты от Савушки — было пред­ложено рекламной фирмой. Савушка — старое славянское имя Савелий, является символом человека-хозяина, труже­ника, доброго хранителя традиций производства молочных продуктов.

 

 

                                              

-3-

 

Правовая охрана товарных знаков обеспечивается на меж­дународном и национальном уровнях. Права владельца то­варного знака определены Парижской конвенцией по охра­не промышленной собственности и Мадридским соглаше­нием о международной регистрации товарных знаков. Это означает, что в каждой присоединившейся к соглашению стране товарному знаку обеспечивается одинаковая охрана. Если случайно товарные знаки фирм разных стран совпада­ют, то приоритет устанавливается по дате поступления за­явки на регистрацию в Патентное ведомство своей страны или по дате заявки на международную регистрацию. В Рес­публике Беларусь правовая охрана товарных знаков опреде­лена в законе Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания».

Владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться им: продавать, предоставлять во временное пользование, в том числе — по лицензионно­му договору, использовать в рекламе, печатных изданиях, на вывесках и т.д. Незаконное использование чужого охра­няемого товарного знака (незаконное изготовление, при­менение, предложение к продаже) может рассматриваться как гражданско-правовое нарушение или акт недобросовест­ной конкуренции, а в отдельных случаях — как уголовное преступление.

Порядок регистрации товарного знака:

1. Разработка предприятием самостоятельно или с при­влечением специализированной фирмы рисунка, названия и других элементов товарного знака.

2. Подача фирмой заявки на регистрацию в Государствен­ный Патентный комитет Республики Беларусь.

3. Экспертиза заявки на возможность данного товарного знака быть зарегистрированным.

Не будут зарегистрированы товарные знаки:

• не имеющие признаков различия;

• вошедшие во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида;

• являющиеся общепринятыми символами и терминами;

• состоящие исключительно из знаков или указаний, ис­пользуемых для обозначения вида, качества, количества, свойства, назначения, ценности товаров, а также места и времени их производства или сбыта;

• состоящие из обозначений, представляющих собой го­сударственную символику;

• являющиеся ложными или способными ввести в заб­луждение потребителя;

• схожие с зарегистрированными или заявленными на регистрацию в Республике Беларусь на имя другого лица и обладающими более ранним приоритетом товарными зна­ками в отношении однородных товаров.

4. После успешного прохождения экспертизы и оплаты пошлины товарный знак вносится в Государственный ре­естр товарных знаков и знаков обслуживания, а заявителю выдается свидетельство. Срок действия регистрации состав­ляет 10 лет, причем многократно может быть продлен. В Республике Беларусь можно зарегистрировать товарный знак по национальной и международной процедуре; за последние 15 лет на регистрацию поступило более 100 тыс. заявок, по­данных от национальных и иностранных физических и юри­дических лиц.

 

 

-4-

В настоящее время конкуренция с товарного уровня пе­реместилась в сферу конкуренции упаковки товара, где формируется потребительская ценность товара. Исследова­ния показывают, что только 3 % потребителей не придают значения упаковке.

Упаковка — это, по сути, лицо товара и фирмы. Доброт­ная, красочная упаковка создает положительный имидж, вызывает доверие к товару. Зачастую подделки марочных то­варов распознаются в первую очередь по некачественному материалу упаковки.

Классификация упаковки:

по общему назначению:

потребительская — является частью товара и входит в его стоимость, а после покупки переходит в полную соб­ственность покупателя. Данный вид упаковки предполагает предварительную расфасовку товара производителем или продавцом;

транспортная — используется для перевозки, хране­ния, обеспечения механизации погрузочно-разгрузочных работ. Данная упаковка включает транспортную тару (цис­терны, контейнеры и т.д.), упаковочные перевязочные ма­териалы, тарооборудование (поддоны);

в зависимости от применяемых материалов — металли­ческая, стеклянная, деревянная, бумажная, картонная, полимерная, комбинированная.

по кратности использования:

одноразовая;

упаковка многократного использования;

в зависимости от количества упакованных единиц и целе­вого назначения товара:

штучная, рассчитанная на единицу товара;

множественная, соединяющая в себе две и более еди­ницы товара (например, взаимодополняющие или одина­ковые товары);

порционная, предусматривающая возможность предло­жения отдельно упакованной порции какого-либо товара (например, продажа таблеток поштучно);

подарочная — яркая, красочная, выполненная из ка­чественного упаковочного материала и, как правило, по­вышенной стоимости;

повышенной емкости, позволяющая потребителю при­обретать большое количество товара с некоторой экономией.

Функции упаковки:

защитная — основополагающая функция. Упаковка должна обеспечить сохранение качества товара при транс­портировке, складировании, нахождении товара у потре­бителя;

информационная — связана с предоставлением исчер­пывающей информации о фирме, товаре, способах его ис­пользования и т.д.;

рекламная — означающая, что упаковка становится сред­ством коммуникации с потребителем и позиционирования товара на рынке, зачастую ставит последнюю точку в про­цессе принятия решения о покупке;

функция стимулирования сбыта — размещение на упа­ковке (или внутри) купонов, сертификатов и других эле­ментов, используемых при организации мероприятий, спо­собствующих увеличению покупок потребителей.

 

 

                                                          

-5-

О роли упаковки как средстве привлечения внимания потребителей говорит тот факт, что в крупных магазинах самообслуживания покупатели за 1800 секунд воспринима­ют около 11 ООО упаковок, т. е. на долю одной упаковки приходится примерно шестая часть секунды. За время, рав­ное вспышке молнии, упаковка должна привлечь внимание покупателя!

Признаки хорошей упаковки:

• форма, цвет, размер упаковки привлекают внимание потребителя;

• продуманная связь между параметрами упаковки и са­мим товаром;

• упаковка создает положительный имидж товара в гла­зах потребителей;

• товары одного производителя имеют единообразную упаковку, на которой прослеживаются элементы фирмен­ного стиля. Если фирма хорошо зарекомендовала себя на рынке, то новые товары фирмы будут легче узнаваться по некоторым элементам упаковки, уже использованным на старых товарах фирмы. По этой же причине упаковку не рекомендуют изменять слишком часто, так как это может вызвать у потребителя трудности с узнаванием товара и фирмы;

• упаковка соответствует стандартам на нее для данно­го вида продукции, в том числе относительно информа­ции;

• желательно предлагать продукцию на рынке в упаков­ках, разных по стоимости, объему, что позволит расширить сегменты рынка.

Для того чтобы создать хорошую упаковку для товара, необходимо сотрудничество изготовителя продукции со спе­циализированными фирмами, работающими над созданием упаковки, рекламными агентствами.

Этапы создания упаковки:

1. Обоснование концепции упаковки, определение ее роли в маркетинговой стратегии для конкретного товара. Так, ос­новополагающими требованиями к упаковке являются: без­опасность, экологичность, совместимость; соответствие стандартам; дополнительными — транспортабельность и скла- дируемость. Маркетинговые требования к упаковке — ин­формативность, эстетичность, узнаваемость, привлекатель­ность и т.д.

2. Формирование характеристик упаковки, в том числе: целесообразность использования множественной упаковки, стоимость, дизайн, материал, текст, рисунок, маркировка и другие характеристики.

3. Производство пробной партии упаковки и ее испытания:

технические, дающие возможность проверить соответ­ствие упаковки стандартам, условиям безопасности, требо­ваниям нормальной эксплуатации;

визуальные, в которых анализируется целесообразность использования выбранных характеристик упаковки. В этих испытаниях принимают участие потребители, торговые ра­ботники, эксперты;

дилерские, определяющие соответствие характеристик упаковки требованиям посредников с точки зрения про­движения товара.

4. Коммерческая реализация товаров в выбранной упа­ковке.

 

-6-

Маркировка — текст, условное обозначение или рисунок, нанесенные на упаковку и(или) товар, а также другие вспо­могательные средства, предназначенные для идентификации (опознавания) товара или отдельных его свойств, доведения до потребителей информации, связанной с товаром.

Требования, предъявляемые к маркировке:

• общие требования к товарной информации: достовер­ность, доступность, достаточность;

• специфические требования к товарной информации: чет­кость текста и иллюстраций, наглядность, использование несмываемых красителей.

Классификация маркировки:

в зависимости от вида информации, которую она содер­жит:

основополагающая товарная информация: вид и наи­менование товара, масса, название изготовителя, дата вы­пуска, срок годности и т.д.;

коммерческая товарная информация: данные о посред­никах, нормативные документы о качестве товара, ассор­тименте, номера, штриховые коды;

потребительская товарная информация: сведения о то­варе, показывающие выгоды его применения, создание по­требительских предпочтений (состав, функциональное на­значение, надежность, безопасность, условия эксплуатации и т.д.);

в зависимости от того, кто (производитель или прода­вец) выполняет маркировку:

производственная, нанесенная изготовителем, носите­лем которой могут быть:

этикетки— любая красочная или описательная харак­теристика товара или его изготовителя, напечатанная в виде штампа, рельефа на упаковке, листе-вкладыше, ярлыке;

ярлыки или бирки, прикрепляемые к упаковке или товару и содержащие самые основные сведения о товаре;

контрольные ленты, на которые наносится краткая дублирующая товарная информация, предназначенная для контроля или восстановления сведений о товаре при утере этикетки, ярлыка, бирки;

табличка — пластина или диск с текстовой или графи­ческой информацией (обычно прикрепляется к электробы­товым товарам);

торговая маркировка — текст, условное обозначение или рисунок, наносимые на ценники, товарные или кассо­вые чеки. Эта информация характеризует, скорее, продав­ца, а не товар; на основании ее продавцу можно предъявить претензии по некачественному товару;

в зависимости от элементов маркировки:

• текст, составляющий от 50 до 100 % маркировки;

• рисунок, составляющий от 0 до 50 % маркировки и относящийся к производственной маркировке;

• условные обозначения или информационные знаки, со­ставляющие от 0 до 30 % маркировки и относящиеся к про­изводственной маркировке. Информационные знаки вклю­чают: товарные знаки, знаки наименования мест происхож­дения товара, знаки соответствия, знаки качества, эколо­гические знаки, штриховые коды и др.

 

-7-

Сервис (услуги) — широкое понятие, объединяющее все те дополнительные выгоды для потребителя, которые позво­ляют ему выбрать оптимальный вариант приобретения и потребления товара. Сервис особенно актуален для техни­чески сложной продукции. Отлично налаженный сервис — это атрибут фирменного стиля производителя и продавца.

Основные принципы, на которых построен хороший сер­вис:

• обязательно предоставляется производителем, продав­цом, но не обязательно потребляется покупателем;


• неразрывно связан со стратегией и тактикой маркетин­га, т. е. отличается гибкостью, приспособлением к требова­ниям рынка, удобством времени, места, формы предостав­ления покупателю;

• превышает ожидания покупателя, приятно его удивля­ет («вы покупаете и используете наш товар, мы делаем все остальное»);

• отличается информационной отдачей: сервисные служ­бы могут помочь в сборе первичной маркетинговой инфор­мации (например, о пожеланиях, замечаниях потребителей).

Виды сервиса:

по времени предоставления:

• предпродажный: консультации, показ в действии;

• в процессе покупки: подгонка под индивидуальные тре­бования потребителей, продажа в кредит;

• послепродажный: обучение пользованию товаром, мон­таж, наладка товара;

по содержанию работ:

• технический: услуги, связанные с поддержанием рабо­тоспособности товара;

• коммерческий: интеллектуальные и информационные услуги, кредитование, предоставление права обмена товара;

по механизму оплаты:

• за отдельную плату: абонентское обслуживание;

• гарантийный сервис: стоимость сервиса входит в цену товара.

Примером удачной сервисной политики фирмы может быть акция «2+3» ЗАО «Атлант», которое установило срок гарантийного обслуживания стиральных машин в два года и бесплатное сервисное обслуживание в течение трех лет за счет предприятия.

 

 

Основные понятия

Товарный знак

Бренд

Упаковка

Маркировка

Сервис

ВОПРОСЫ

Актуализация опорных знаний

 

  1. В  чем заключаются функции товарного знака?
  2. Какие правила следует учитывать при создании товарного знака?
  3. Как осуществляется регистрация товарного знака?
  4. 0 чем заключаются функции упаковки?
  5. Какие этапы включает создание упаковки?
  6. Что такое маркировка?
  7. Почему сервис (услуги, связанные с товаром) называют подкреплением товара?

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.