для привлечения к ним внимания, смыслового выделения их.
для привлечения к ним внимания, смыслового выделения их.
Определения:
| Пример
| - относящиеся к личному местоимению (даже одиночные);
- описывающие внешний вид лица, предмета, отмечающие его чем-то интересные признаки, свойства. Обычно стоят после определяемого слова, чаще имени собственного;
- стоящие после определяемого слова и поясняющие по отношению к определению, стоящему перед этим словом (особенно уточняющие вес, размер и т.п.);
- выраженные сравнительнойстепеньюприлагательного с пояснительными словами;
| И вы,свашимумомисердцем, не поняли его?
В небе, цветаснятогомолока, пенились клочья облаков.
Анна Ивановна, вшляпеишали, наконец вернулась с прогулки.
Второй мальчик, сосмеющимсялицом, отвернулся.
Этот стул,сгнутыминожками, еще цел. Самый большой плакат, метратриначетыре, вез грузовик.
Гнедых коней, гораздорезвее местных, мы привезли с собой.
|
- стоящие в одном ряду с согласованными определениями;
- с дополнительным значением причины,уступки,условия.
Определение с поясняющим значением, выраженное неопределеннойформойглагола с зависимыми словами, обычно выделяется тире.
Иногда и другие несогласованные определения выделяются с помощью не запятых, а тире: уже имеющие внутри себя запятые, для авторского подчеркивания (причины и пр.).
|
Вошла молодая женщина,высокая истройная, сосмуглымлицом, и села у окна.
Машина,сосломаннымрулевымуправлением, осталась в поле. Иван, такогороста, не достал! Ребенок, вшубке, не замерзнет.
У него была золотая мечта –статьучителем– и он поступал в педвуз уже в третий раз.
Девочки –вярких,нарядных,праздничныхплатьях– шумели, ожидая начала.
Эти кони –гораздорезвееместных– пользовались спросом.
|
Обособленные дополнения.
Правило
| Пример
| 1. Обычно обособляются уточняющие дополнения с предлогами кроме, вместо, помимо, включая, исключая, сверх, наряду с, в отличии от и др. со значением исключения, добавления, замещения, различения.
2. Обособление дополнений связано с их распространенностью, подчеркиванием их роли автором. Если вместо = за, обособления нет.
Уточняемые и уточняющие слова могут быть разными членами предложения.
| Он не видел ничего, кроме ее смеющихся глаз.
Все, включая новичков, очень старались. Иван, в отличии от Вани, человек солидный.
Ср.: Кроме зарплаты он получил премию. Я работал вместо него.
Вместо бритых скул, была у него теперь бородка.
| 3 Уточняющие дополнения могут обособляться с помощью тире (авторское – зачем-либо выделить).
|
Всех – за исключением виновных – строго наказали.
|
Обособление уточняющих, поясняющих слов.
Вообще обособляются слова, поясняющие предшествующие члены
| Пример
|
|
предложения (главные и второстепенные) и присоединяющиеся словами например, даже, особенно, в особенности, главным образом, в частности, в том числе и др.;
союзами то есть, а именно (именно), или.
Иногда то есть, а именно подразумеваются (их можно подставить).
|
Многие скучали, например я. Стало тепло, даже жарко.
Он не любит собак, особенно лаек. Люблю разные цветы, в том числе полевые.
Церковь была в новом вкусе, то есть с колоннами.
Кричать надо, именно орать!
Это церковь в новом вкусе, с колоннами.
| Присоединительные союзы. содержат пояснения, уточнения, дополнительные замечания ко всему предложению (а не к одному его члену – ср. выше) и обычно присоединяются словами даже, особенно, в особенности,
главным образом, в частности, в том числе, да и вообще, да и, да еще, причем, притом, и притом, и (= и притом) и др., а иногда и без этих слов.
|
Выиграть у него, даже случайно, невозможно.
Он не любит собак, особенно из-за лая. Он не любит цветов, да и вообще скучен. Я скучал, притом ужасно.
Он добился своего, и скоро. Он уехал, еще вчера.
| Иногда при пояснительных словах – тире.
Различные пояснения, дополнения могут заключаться в скобки.
| Я хочу одного – помочь вам! Он шел рядом – провожал ее. Он уже плыл – быстро, ловко.
Машинально (сам не заметив как) он повернул к ее дому.
|
Пунктуация при сравнительных оборотах, союзах.
Правило
| Пример
| Сравнительные обороты с союзами как, будто, как будто, словно, точно, что, чем, нежели выделяются, если, обозначая сравнение, уподобление, других оттенков не имеют.
| Облетели листья, желтые, как золото, и бурые, словно медь.
Он, будто юноша влюбленный, записки ждет.
И бледен он, что мел. Бледен, чем мел.
| НЕ выделяются выражения с перечисленными выше словами, если:
1. Это фразеологические выражения (обычно заменяются наречиями) или иные обороты с обстоятельственным значением (сравнительный союз + существительное в И.п.; оборот можно заменить наречием или Т.п. существительного).
Если существительное не в И.п., если важно именно образное уподобление, оборот выделяется.
2. Это именная часть сказуемого:
- без глагола-связки (в наст. времени) или с
|
Спит как убитый (очень крепко), Голоден как волк (ужасно), вертится как белка в колесе.
Как град посыпалась картечь ( = густо, градом).
Ручей извивался как змея ( = по-змеиному, змеей).
Он обвит лианой, как змеей.
Что ты вертишься, как змея под вилами.
Ее глаза как два тумана… Зубы ее что перлы.
|
был, будет; - со вспомогательными глаголами стать, становиться, сделаться…
3. Возникает смысловое единство с глаголом, ибо он один не выражает нужного смысла: дело не в действии – а в качестве, состоянии.
При этом (пп. 2, 3) могут быть слова почти, совсем, совершенно, точь-в-точь, просто, вроде и т.п.
4. Сравнительный союз образует смысловое единство со сказуемым (глаголом или цельным выражением с глаголом в центре), стоит впереди его. (Ср. со случаем, когда в предложении – другое сказуемое.)
| Город был и будет как сад. Становилось как будто жарко.
Он сделался словно пьяный, стал совсем как сумасшедший.
Это звучит как парадокс. Она сама ходила как дикая.
Наш двор почти что сад.
Он стал совсем как сумасшедший. Это смотрится просто как насмешка.
Она как очнулась.
Ты будто с луны свалился. Звуки словно падают с неба.
(Звуки доносятся неизвестно откуда, словно падают с неба.)
|
Обращение
Правило
| Пример
| 1. Обращение выделяется запятыми (с зависимыми словами, если они есть).
| Наташа, иди сюда!
Вперед тебе наука, мой друг.
| 1. Чаще всего обращение – существительное в И.п.
Личное местоимение редко, но бывает обращением; чаще входит в его состав. Обращения могут быть и иные слова, называющие того, к кому обращаются: прилагательное, причастие, числительное,существительное в косвенном падеже,наречие.
| А ты, голубчик, куда?
Шевелись, ты, живее! Пришли, лапочка вы моя!
Хорошая моя, куда ж ты? Радуйся жизни, живущий! Второй, отвечай! Берегись, там, в лодке!
| 3. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, после него ставится восклицательный знак.
| Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.
| 2. Если обращение разбито на части, выделяется запятыми каждая часть.
| Отколе, умная, бредешь ты, голова?
| 5. Частица о от обращения не отделяется, как и другие усилительные частицы (отличать от междометий,которые относятся не к обращению,а ко всему предложению).
Перед частицей а между повторяющимися обращениями есть запятая, после нее нет.
| О небо, над нами синей! Эх ты, куда ж ты полез? Ср.:
Эх, Ваня, и устал же я.
Мама, а мама, пойдем погуляем!
| 6. Между двумя обращениями, связанными соединительным союзом, запятой нет.
| Здравствуй, солнце да утро веселое!
|
Пунктуацияв бессоюзном сложном предложении
Схема, смысловые отношения частей
| Можно заменить союзным предложением
| Пример
| Запятая: Перечисление фактов
[ ], [ ].
|
[ ], и [ ].
|
Травка зеленеет, солнышко блестит…
| Точка с запятой:
То же, но более отдаленных по смыслу, распространенных предложениях, в которых часто уже есть знаки препинания.
|
Поля, луга –все покрыл снег, крестьянин, торжествуя, обновляет путь.
| Двоеточие:
[ ]: [указывает причину].
|
[ ], (потому что)
| Он с трудом досидел до конца: ему было скучно.
Павел чувствует: чья-то рука касается его.
Он открыл глаза: садилось солнце.
Я увидел нечто чудное: по берегу ползла рыба.
|
[ ]: [дополняет смысл].
| (что…).
[ ], (как…).
|
[ ]: [поясняет].
|
[, а именно]: [ ]
| Тире:
Быстрая смена событий, неожиданность
|
|
Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
Чин следовал ему – он службу вдруг оставил.
Рассмеется она – колокольчик звенит.
Лес рубят – щепки летят. Быстрее сделаешь – скорей тебя отпустят.
Ты виноват – покайся! Хвалы приманчивы – как их не пожелать?
Ходишь осторожно – цела твоя голова.
Я думал – волк.
Я понял: до конца не досижу – очень скучно.
| Противопоставление [ ] – [ ].
|
[ ], a [ ].
|
[ ] – [сравнение].
| (словно…)
[ ], (будто…)
| Причинно-следственная связь:
[время, условие] – [ ].
[ ] – [вывод, следствие].
Часто совмещается: [условие] – [следствие].
|
(когда…)
( если…), [ ].
| 2 часть – неполное предложение
| Если по смыслу надо ставить два двоеточия подряд, вместо 2-го ставится тире.
|
Пунктуация при прямой речи
Схема
| Пример
| А: «П».
А: «П! или? или…» (один из знаков)
«П», - а. (запятая вместо точки после прямой речи)
«П!?...» - а.
«П, - а, - п»
«П, - а, - п!?...».
(На месте разрыва не было знака или , ; - :)
«П, ! ? … - а. – П».
«П, ! ? … - а. – П ! ? …»
(На месте разрыва – точка, !, ? или …)
А: «П», - а.
А: «П!?...» - а.
«П, ! ? … - а: - П».
«П, ! ? … - а: - П! ? …»
| Она напомнила: «Завтра же праздник» Он возмутился: «Этого еще не хватало!»
«Ты бы умылся», - посоветовали ему. «Зачем мне это нужно?» - удивился он. «И куда все делось…» - вздохнула она.
«Потом, - пообещал отец, - сходим в цирк». «Странно, - удивился сын, почему потом?» «Лень, - уверял я, - мать всех пороков…» «Знаю одно, - ответил он, - я несчастлив.»
«Спасибо, не надо, - ответил он. – Я сам». «Как хочешь… - обиделась она. – Смотри…» «Так вас зовут Сережей? – прервала Тоня молчание. – Прекрасное имя!»
Он удивился: «Неужели получилось?» - и радостно засмеялся.
«Я знаю, зачем ты пришел! – заявил он и добавил: - Незачем тебе было приходить»
|
Пунктуация при цитировании
Правило
| Пример
| 1. Цитаты заключаются в кавычки. Но:
При цитировании стихов с сохранением разбивки на строки кавычки не ставятся.
Ср. с цитированием не «в столбик», а «в строчку».
2. Если цитируемое предложение приводится не полностью, пропуск в нем обозначается многоточием; другого знака в этом месте, хотя бы он и был в цитируемом тексте, нет.
3. При цитировании прямой речью: - если цитата стоит перед словами
автора, первое слово ее пишется с большой буквы, даже если в источнике оно
| «Все врут календари!»
Пушкин уверяет:
На всех стихиях человек – Тиран, предатель или узник.
Пушкин пишет: «На всех стихиях человек – Тиран, предатель или узник».
«Monsieur Labbe, француз убогой… Учил его всему шутя, Не докучал моралью строгой…» (запятаяпосле «убогой»поглощаетсямноготочием).
«… Надвсеми этими лицами тяготеет одна и та же обломовщина…» - выноситприговор «лишнимлюдям» Добролюбов.
|
начинается с маленькой (цитируется не с начала предложения);
- если цитата идет после авторских слов и приводится не сначала предложения, она начинается со строчной буквы.
4. Если цитата сливается с авторским текстом, образует придаточное предложение, часть предложения, 1-е слово ее пишется с маленькой буквы. Пропуск начала или конца цитируемого предложения при этом многоточием не обозначается.
См. пример цитирования «в столбик» стихов, включенных в авторский текст.
1. Если предложение заканчивается цитатой и в конце ее стоит ?, ! или …, после них ставят кавычки и точку.
Если перед закрывающими кавычками стоит !, ?, …, те же знаки не повторяются после кавычек. Неодинаковые знаки ставятся перед закрывающими кавычками и после них
6. Способы указания в скобках автора: «Ц» (Автор).
«Ц». (Автор.) «Ц!?...» (Автор).
«Ц!?...» (Автор.)
|
Добролюбов утверждает: «… над всеми этими лицами тяготеет одна и та же обломовщина…»
Добролюбов уверен, что «над всеми этими лицами тяготеет… обломовщина». Наставник Онегина «учил его всему шутя»; наверное, потому и вышло, что «труд упорный ему был тошен».
О Татьяне говорится,
… что в милой простоте Она не ведает обмана,
Что она доверчива и нежна.
Все мы помним начало пушкинского романа: «Мой дядя самых честных правил…».
Читали ли вы роман Чернышевского «Что делать?»
Кто не слышал о романе «Что делать?»!
«Все течет» (Гераклит). «Все течет». (Гераклит.)
«Да здравствует солнце, да скроется тьма!» (А. Пушкин).
|
Все случаи употребления тире -между подлежащим и сказуемым;
-при однородных членах; - при обобщающем слове;
- при несогласованных определениях; - при приложении;
- при уточняющих, поясняющих словах; - при вводных словах;
- в сложных союзных и бессоюзных предложениях; - при прямой речи.
Кроме того:
| Пример
| 1. Тире в неполном предложении обычно ставится при пропуске сказуемого (реже – других членов предложения), если это слово восстанавливается из предыдущего текста, по смыслу;
обычно не ставится, если отсутствующее сказуемое – со значением наличия.
| Я постелю себе на печи, а ты – на лавке. Утром я встану в семь часов, ты – в восемь.
Снова * дождик за окном.
| 2. Тире ставится также:
- для обозначения пространственных, временных, количественных пределов;
|
Поезд Москва – Томск, в XVI – XVII веках; восемь – десять человек.
|
- между двумя (несколькими) именами, входящими в название чего-либо;
- после подлежащего перед сменяющим его личным, указательным местоимением.
|
Теория Канта – Лапласа.
Жены – они ведь разные. Иван – тот был умница.
| 3. Авторское эмоциональное, интонационное тире может ставится:
а) между подлежащим и сказуемым даже
- при наличии глагола-связки;
- перед спрягаемой формой глагола;
- перед прилагательным;
- после вопросительного местоимения;
б) а также:
- для выделения какого-либо слова;
- часто вместо «положенной» запятой при уточнении, вводном слове и пр.;
- после сочинительного союза при подчеркнутом противопоставлении, желании привлечь особое внимание к чему-либо.
|
Я – буду рад. …Эти два года были – обман (Ч.).
Закат – погас (М.Г.).
Воздух – свеж и ароматен.
Кто – этот твой новый поклонник?
Больше ночевать – негде.
Я буду там – у себя.
Ты – пожалуйста – приди.
Поет, а – голоса нет.
Так хотел, и – не вышло. Разбежался и – прыгнул.
|
|