Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сказание о Мамаевом побоище



 

Терентьева Екатерина 19ИПД2

Сказание о Мамаевом побоище

Вопрос 1. По композиции «Сказание о Мамаевом побоище» воспринимает ряд особенностей. Как пример этого можно рассматривать увеличение количества лирических фрагментов (восемь молитв Дмитрия Ивановича, плач княгини Евдокии, проводившей мужа в поход), большое количество сцен с природными описаниями.Появляется новый яркий описательный элемент — изображение русского войска, выступившего в поход, глазами князей,которые смотрят с холма. Всё описание построено на сравнении воинских антрибутов и явлений природы, это все создает впечатление чистоты, которая исходит от русских воинов, это позывает всю праведность похода. В тетксте есть и видение, которое пророчит гибель многих русских воинов ( плач земли) ради одержания победы. Эти композиционные элементы помогают разкрыть образ персонажей, передать напряженное и насыщеннное повествование, показать мнение, отношение повествователя.

Гармонична  повествовательная структура "Сказания…", а именно композиционное построение, комплекс образов, деталей, подробностей.

 Автор акцентирует внимание на разных числовых указаниях в ходе его рассказа о Куликовской баталии.. Например, числа обозначают даты или время: "Приспевшу же четвергу августа 27…" ; "Часу же второму уже наставшу, начаша гласи трубныя от обоих стран сниматися"; числами определяется количество: "Вою с нами седмьдесят тысящь кованой рати удалыя Литвы…". "И рече ему князь великый: "Дай же ми, отче, два воина от полка своего…"" ; "…откуду ему прииде помощь, яко противу трех нас въоружися?". Числа иногда указывают на порядок: "Сам же взя благословение у епископа коломенскаго, перевозися Оку реку; ту отпусти в Поле 3-ю сторожу…". Числа показывают расстояние: "Великому же князю бывшу на месте, нареченом Березои, яко за двадесят и три поприща до Дону…". В приведнных примерах говоритс о том, что числа были использованы для придания произведению большей достоверности.

Вопрос 2 Героический характер события, изображенного в Сказании, обусловил обращение автора к устным преданиям о Мамаевом побоище, к эпическим рассказам об этом событии. К устным преданиям, скорее всего, восходит эпизод единоборства перед началом общего сражения инока Троице-Сергиева монастыря Пересвета с татарским богатырем. Эпическая основа ощущается в рассказе об «испытании примет» Дмитрием Волынцем – опытный воевода Дмитрий Волынец с великим князем в ночь накануне боя выезжают в поле между русскими и татарскими войсками, и Волынец слышит, как земля плачет «надвое» – о татарских и русских воинах: будет много убитых, но все же русские одолеют.

Реальность событий подчёркивает частое употребление дат, времени и в целом чисел("Приспевшу же четвергу августа 27…"; "Сам же взя благословение у епископа коломенскаго, перевозися Оку реку; ту отпусти в Поле 3-ю сторожу…".).

Как отражение фольклорного влияния может расцениваться плач великой княгини Евдокии после прощания с князем, уходящим из Москвы на борьбу с татарами.( "С великою печалью, приложив руки свои к груди, говорит: Господи боже мой, всевышний творец, взгляни на мое смирение, удостой меня, господи, увидеть вновь моего государя, славнейшего среди людей великого князя Дмитрия Ивановича. Помоги же ему, господи, своей твердой рукой победить вышедших на него поганых половцев. И не допусти, господи, того, что за много лет прежде сего было, когда страшная битва была у русских князей на Калке с погаными половцами, с агарянами; и теперь избавь, господи, от подобной беды, и спаси, и помилуй! Не дай же, господи, погибнуть сохранившемуся христианству, и пусть славится имя твое святое в Русской земле! Со времени той калкской беды и страшного побоища татарского и ныне уныла Русская земля, и нет уже у нее надежды ни на кого, но только на тебя, всемилостивого бога, ибо ты можешь оживить и умертвить. Я же, грешная, имею теперь две отрасли малых, князя Василия и князя Юрия: если встанет ясное солнце с юга или ветер повеет с западу — ни того, ни другого не смогут еще вынести. Что же тогда я, грешная, поделаю? Так возврати им, господи, отца их, великого князя, здоровым, тогда и земля их спасется, и они всегда будут царствовать" )

 Хотя автор дает этот плач в форме молитвы, все же в нем можно отметить и отражение элементов народного плача-причитания.. Рассказывая, например, о прощании уходящих из Москвы на битву воинов с женами, автор пишет, что жены «в слезах и въсклицании сердечнем не могуще ни слова изрещи» ("Княгиня же великая Евдокия, и Владимира княгиня Мария, и других православных князей княгини, и многие жены воевод, и боярыни московские, и жены слуг тут стояли, провожая, от слез и кликов сердечных не могли и слова сказать, свершая прощальное целование. И остальные княгини, и боярыни, и жены слуг так же совершали со своими мужьями прощальное целование и вернулись вместе с великой княгиней."), и добавляет, что «князь же великий сам мало ся удръжа от слез, не дав ся прослезити народа ради»

Также лирической чертой является наличие молитв. Димитрий исполнил 8 молитв.

Вопрос 3 "Сказание о Мамаевом побоище" — произведение многофигурное, поэтому в нём можно выделить три группы персонажей: главных, второстепенных и эпизодических.

Главные: Дмитрий Иванович и Владимир Андреевич, Мамай;

Второстепенные: преподобный Сергий, Дмитрий Боброк, Ольгерд Литовский и Олег Рязанский, братья Ольгердовичи;

Эпизодические : Захария Тютчев, Михаил Бренк, митрополит Киприан, Фома Кацибей и другие.

Судьба ни одного героя не замыкается в отдельном микросюжете. Повествователь старается развивать всех персонажей последовательно, но если это не представляется возможным, то хотя бы упомянуть какую роль играли действия персонажа на развитии событий.  Жизнь каждого героя это своеобразная сюжетная линия. Сюжетные линии персонажей неоднородны по их выражению в тексте.

Главные представлены многообразно — в действиях, речах, молитвах,

Второстепенные: могут быть оформлены посланиями, внутренними монологами и диалогами (Ольгерд и Олег),

Эпизодические — авторскими сообщениями и упоминаниями (Михаил Бренк).

Дмитрий . Центральный персонаж произведения.  Образ его во многом близок к летописным повестям. Раскрыт этот образ разносторонне. В личности Дмитрия соеденены черты идеального князя-воина и благочестивого христианина.

Дмитрий представлен в произведении, прежде всего, как объединяющий силы русских князей, для того чиобы победить врага.  Дмитрий является отважным войном, ведь он сражался вместе с другими войнами, отдав свои княжеские одежды воеводе. Но и вопреки этому, князь христианин, который перед походом советуется с церковью и просит благославения.Дмитрий использует все средства для того чтобы предотвратить этот кровопролитный бой, но ему не удаётся.  Многочисленные молитвы подчеркивают эту стороны личности Дмитрия, а благословение преподобного Сергия и видение Фомы Кацибея подтверждают Божественное покровительство князю в его деяниях. В то же время молитвы раскрывают душевный мир героя, строй его мыслей и чувств.

От «Сказания о Мамаевом побоище» пошла тенденция  изображения в воинских повестях рядом с главным героем-князем его духовного наставника. В "Сказании..," этих наставников два — митрополит Киприан, который, в нарушение исторической правды, изображен помощником князя в решении важнейших вопросов, и преподобный Сергий Радонежский, к чьему духовному авторитету обращается Дмитрий, отправляясь перед походом в Троицкий монастырь. Ранее в воинских повествованиях не раскрывалась роль духовных лиц, их лишь изредка упоминали.

Мамай. Его судьба прослежена повествователем от замысла повторить Батыево нашествие на Русь до поражения на Куликовом поле и бесславной гибели в Кафе. Автор использует эпитеты, чтобы охарактеризовать Мамая - "злый христианский укоритель", "свирепый зверь", "безбожный царь". В то же время автор старался показать и душевные движения врага, противоположные побуждениям московского князя Дмитрия.  Дмитрий был полон христианской кротости и смирения, а Мамай «нача подвижен быти и диаволом палим непрестанно», «грядет на нас, неуклонным образом ярость нося». Создавая образ Мамая, автор подчеркнул ведичие князя, величие русской армии.

Вопрос 4. Природа в "Сказании…" выступает как отдельный персонаж, она одухотворена. Природа сочуствует князю и русскому народу.

Автор изображает поведение птиц и зверей накануне боя ("ведь небывалая рать собралась, безумолчно перекликаются, и галки своим языком говорят, и орлы, во множестве с устья Дона слетевшись, по воздуху паря, клекчут, и многие звери свирепо воют, ожидая того дня грозного, богом предопределенного, в который должны лечь тела человеческие: такое будет кровопролитие, будто вода морская. От того-то страха и ужаса великие деревья преклоняются и трава расстилается"). Такое поведение природы предвещает нечто плохое, она сама тревожится. Воины из обоих войск печалются, ждут своей смерти.

Оживление природы можно увидеть в моменте, когда перед боем Дмитрий Волынец проверял свою примету. Он приложил к земле ухо, и сказал, что эта примета скорбь пророчит ( "Услышал я землю, рыдающую двояко: одна сторона, точено какая-то женщина громко рыдает о детях своих на чужом языке, другая же сторона, будто какая-то дева вдруг вскрикнула громко печальным голосом, точно в свирель какую, так что горестно слышать очень."). Сама земля стонет о судьбах людей, положивших головы в этой кровопролитной битве.

Но природа может быть представлена не только метафорически. В "Сказинии…" природа престаёт и в просто красивом свете. Например, природа представленная в ночь перед битвой ("Ибо уже ночь наступила светоносного праздника Рождества святой богородицы. Осень тогда затянулась и днями светлыми еще радовала, была и в ту ночь теплынь большая и очень тихо, и туманы от росы встали.") является достаточно реалистичной. И описание в день битвы тоже создает реалистичный пейзаж ("Когда же настал, месяца сентября в восьмой день, великий праздник Рождества святой богородицы, на рассвете в пятницу, когда всходило солнце и туманное утро было, начали христианские стяги развеваться и трубы боевые во множестве звучать.").



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.