|
|||
Тенденции развития организации будущегоТенденции развития организации будущего
Главным свойством организации будущего, как показывают исследования, станет гибкость, постоянное приспособление к динамичной окружающей среде. Как адаптирующийся механизм организация будет меняться в процессе того, как преобразуются окружающие ее условия и объективные требования к ней. Эти требования будут диктоваться: • быстро меняющимся потребительским спросом; • расширением выпуска наукоемкой продукции и внедрением высоких технологий; • распространением информационных технологий и телекоммуникаций, использованием супермощных информационных систем; • повышением уровня интеллектуального потенциала, научных знаний и квалификации кадров; • ростом творческой активности и повышением ценности инновационной деятельности персонала. Можно ожидать, что процесс модификации организаций будет развиваться по следующим направлениям. /. Глобализация. Рост производственных и технологических возможностей во всем мире, всеобщность потребительских и ресурсных рынков требуют от организации глобализации действий. Организация должна иметь глобальную стратегию, которая позволяет действовать в ряде стран на любой стадии цепочки создания добавленной стоимости. Например, трудовые ресурсы, финансы или сырье могут быть найдены в любой части мира. Аналогично исследования, разработки и производство могут осуществляться в одной стране, а рынки находиться в других странах. Организация должна принимать во внимание конкуренцию и другие условия окружающей среды в каждой стране в процессе достижения единства действий во всех странах. 2. Ориентация на предвидение и долгосрочность. Организация может обеспечить быстрые, независимые и ответственные действия своих работников только тогда, когда четкое дальновидное предвидение будет служить общей базой для принятия решений, представлять для работников ту цель, на достижении которой они могут сосредоточить свои усилия. Это особенно важно тогда, когда менеджеры должны управлять разнородными в культурном отношении группами как внутри страны, так и за рубежом. 3. Развитие информационных технологий. Эффективность принимаемых решений и осуществляемых операций для достижения устойчивых конкурентных преимуществ на рынке в значительной мере будет зависеть от используемых организацией информационных технологий. Происходящее в настоящее время развитие телекоммуникационных и информационных технологий — глобальный процесс, создающий повсеместно новые, невиданные ранее возможности для повышения эффективности управления. Около половины всех персональных компьютеров в мире соединены в информационные сети. Например, глобальная сеть Интернет стала самой популярной среди менеджеров информационной системой в мире: она обслуживает до 30 млн. пользователей, охватывает 30 тыс. взаимосвязанных информационных сетей, причем каждые 30 минут к ней подключается еще одна новая сеть. 4. Децентрализация. С этой целью в рамках крупных компаний создаются полуавтономные или автономные отделения, полностью отвечающие за прибыль и убытки. На эти отделения возлагается вся полнота ответственности за организацию производственно-сбытовой деятельности. В относительно небольшом органе корпоративного управления концентрируется решение только стратегических вопросов развития, связанных с крупными инвестициями. Каждое отделение полностью финансирует свою деятельность, вступает на коммерческой основе в партнерские отношения с любыми организациями. 5. Нововведенческая экспансщ. Это направление реализуется через создание в рамках крупных кЬмпаний нововведенческих фирм, ориентированных на разработку, производство и самостоятельное продвижение на рынках новых изделий и технологий и действующих на принципах «рискового финансирования». Широко распространенной практикой крупных компаний становится создание в наиболее перспективных областях небольших предприятий, нацеленных на завоевание в кратчайшие сроки прочных позиций на рынке. Они могут создаваться как самостоятельно, так и по соглашению с другими компаниями на кооперативных началах. В указанных ассоциациях могут принимать участие сотни фирм. 6. Развитие предпринимательства. Одним из ключевых конкурентоспособных качеств является умение организации адаптироваться к потребностям клиентов и предоставлять им новые услуги. Оно зависит от того, насколько организация ориентирована на поиск и реализацию новых возможностей, насколько она поддерживает предпринимательство. Известно, что большинство крупных организаций не являются в достаточной мере предпринимательскими, предпринимательство присуще в основном малым фирмам. В условиях быстро изменяющейся внешней среды и ускорения Рис. 7.3.Современные тенденции развития организаций сроков создания новых продуктов предпринимательство должно поддерживаться и развиваться в любой организации независимо от ее размеров и видов деятельности. 7. Повышение отдачи персонала, развитие творчества, самостоятельности, демократии участия. Для этого принимаются самые разнообразные меры, включая различные формы участия в решении проблем, обучение и развитие работников, распределение акций среди персонала, образование предприятий, находящихся в коллективной собственности их работников, и т.п. (рис. 7.3). Развитие организаций по всем указанным направлениям под влиянием изменений в окружающей среде предполагает повышение значимости таких свойств, как большая гибкость, приверженность индивидуумам, преимущественное использование команд, высокая внутренняя конкурентоспособность, стремление к диверсификации.
|
|||
|