Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Темперамент дошкольников.



Темперамент дошкольников.

Темперамент - совокупность индивидуально-психологических свойств, характеризующих человека со стороны его динамических способностей. Физиологической основой темперамента считают тип высшей нервной деятельности, который определяется совокупностью основных свойств нервной системы - силой, уравновешенностью и подвижностью процессов возбуждения и торможения. Различают 4 типа темперамента: меланхолик, сангвиник, холерик и флегматик.

Особенности свойств темперамента у детей первых семи лет жизни.

В раннем и дошкольном возрасте, в связи с расширением сферы жизнедеятельности, особенности свойств темперамента ярко заметны в играх, бытовых процессах, общении со взрослыми и сверстниками. Состав свойств темперамента возникает не сразу, а разворачивается в определенной последовательности. Причины: общие закономерности созревания нервной системы и развития психики, созревание эндокринного аппарата, специфические закономерности созревания каждого типа темперамента.

Общие особенности темперамента проявляются очень рано и сохраняются без значительных изменений до 7 лет. Нервная система у детей близка к слабому типу. Эта слабость проявляется в ее быстром истощении, пониженной работоспособности, повышенной возбудимости и чувствительности, что приводит к неадекватному поведению. Например, в ответ на спокойное замечание взрослого малыш плачет, выкрикивает обидные слова. Дети под влиянием эмоционально насыщенной ситуации (на празднике) кричат, вскакивают со своих мест, нарушают правила поведения.

Сниженная работоспособность ведет к быстрому утомлению. Оно наступает скорее, если деятельность интересна, предполагает частую смену раздражителей, обилие новой информации, чересчур трудна или заведомо невыполнима, а также протекает в слишком многочисленной группе. Переутомление наступает при чересчур сильной и длительной концентрации внимания малыша на каком-либо 1 виде деятельности: рисовании, рассматривании картинок. Внешние проявления: ребенок теряет интерес к работе, становится вялым, невнимательным. Его взгляд рассеян, а движения некоординированны. Взрослый, вовремя заметив признаки переутомления, дает возможность малышу отдохнуть или чередует разные виды деятельности, лучше умственную с практической. Он включается в деятельность ребенка и помогает ему быстрее ее завершить, а потом предлагает задание, требующее двигательной активности. Выносливость нервной системы, а вслед за ней и работоспособность возрастает в дошкольном детстве, достигая максимальной величины к 7-8 годам, а позже почти не меняется.

В первые семь лет жизни для детей характерна слабость возбуждения и торможения, что проявляется в малой выносливости, быстром возникновении охранительного торможения, которое затормаживает действия под влиянием раздражителя. Ребенок на физкультурном празднике нарушает правила, вдруг перестает слышать указания взрослого, участвовать в общей деятельности.

Слабость торможения наиболее ярко наблюдается в двух вариантах. Первый - нарушение запретов. Малыш выхватывает игрушку у товарища, залезает в лужу, съедает чужую конфету, хотя знает, что этого нельзя делать. После совершения проступка дошкольник обычно осуждает его. Особенно это выражено в раннем и младшем дошкольном возрасте. По мере взросления возникают сдерживающие психологические механизмы, связанные с выполнением норм и правил поведения. Появляются дисциплинированность, организованность, ответственность, и ребенок сдерживает импульсивное желание.

Второй вариант -это преждевременные реакции, когда при проведении эстафет, подвижных игр малыш начинает действие, не дождавшись сигнала.

На протяжении дошкольного возраста процессы возбуждения и торможения не уравновешены, преобладает первый. Поэтому ребенок напоминает холерика. У малыша снижен контроль за своими действиями, часто меняется настроение, он импульсивен. Стереотипы поведения у малыша неустойчивы и легко разрушаются, особенно в раннем детстве. Изменение привычной обстановки приводит к ухудшению самочувствия, а заболевания - к разрушению сформированных культурно-гигиенических навыков.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.