Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тандем высочайшего профессионализма и самоотдачи



Тандем высочайшего профессионализма и самоотдачи

ВСП-312 вошел в историю военной медицины, поскольку в нем сумели достичь преемственности в лечении между фронтовыми и тыловыми госпиталями. Внедрили специализацию — хирургический вагон, торакальный, общая терапия, вагон челюстно-лицевой хирургии, четыре вагона для тяжелораненых. Полки имели дополнительно пружины, чтобы снизить тряску в поезде, рассказывает Людмила Ивановна.

Реконструкция операционной с носилками на пружинах для тяжелораненых

© Наталия Казаковцева/ТАСС

"Даничев в своих воспоминаниях писал, что было обидно, когда их называли транспортировщиками. Да, задача была — эвакуация-транспортировка, но в этом поезде сумели добиться полноценного лечения и даже реабилитации. В дорожных условиях в поезде сумели организовать подсобное хозяйство, которое давало добавку в питании раненых, сумели организовать шесть диетических столов, не в каждом стационаре такое есть", — говорит Смирнова.

Поначалу подсобное хозяйство вызывало критику — как это, в нарушение всех приказов и инструкций держать свиней и кур. Но хозвагон был изолированный, поросят содержали в идеальных санитарных условиях, каждая комиссия это оценивала, и условия не вызывали нареканий.

Клетки для кур сделали под вагонами. Сначала сомневались, будут ли они нестись на ходу. Но куры неслись. В летнее время на крышах вагонов в ящиках для овощей оборудовали грядки, которые заодно служили маскировкой.

"Эти крестьянские знания, сельскохозяйственный опыт отца здесь и пригодились. Сложился тандем медперсонала и хозяйственника в лице отца — сумели организовать медучреждение на колесах, это был действительно госпиталь. Многочисленные комиссии отмечали уникальную организацию труда в этом поезде. Причем из-за нехватки кадров сандружинницы на ходу становились медсестрами, а медсестры могли заменить врачей на простейших операциях. Особое внимание уделяли наставничеству и преемственности", — говорит Людмила Ивановна.

Фельдшеры, медсестры, сандружинницы — вологжанки и, безусловно, герои, считает она. "Старшая операционная сестра Любовь Разумова прошла советско-финскую войну 1939−1940 годов, работала в Вологодской областной больнице, куда и вернулась операционной сестрой после расформирования поезда. Опыт такой, что она не только ассистировала, но могла и оперировать в силу особых военных условий. Вологжанка Фаина Киселева — военфельдшер поезда, тоже с опытом работы в финской кампании, после расформирования поезда вернулась в Вологодскую городскую больницу, где проработала до выхода на пенсию. Эти вологжане выполняли работу целой бригады врачей. Врачей в поезде было всего два — начальник поезда Николай Даничев и начмед, выпускница военно-медицинской академии Татьяна Дьячкова", — рассказывает Смирнова. О коллективе поезда она готова говорить часами.

Поезд знаменит еще и непрекращающейся автономной работой — в терминологии железнодорожников это называется "безостановочное техобслуживание и экипировка". По правилам раненых должны были выгружать в тыловом городе, где нужно было заправиться водой и топливом, выстирать белье, получить продовольственный запас и все, что необходимо для отправки обратно в сторону фронта.

Все это требовало времени, поезда скапливались. Тогда командование поезда решило делать все своими силами. Углем запасались, когда вынужденно где-то стояли, его покупали на деньги от продажи изделий своих мастерских — жестяночной, столярной, швейной, сапожной.

В поезде организовали баню, прачечную и стерилизацию, сами стирали белье, стерилизовали перевязочный материал. Единственный автоклав не справлялся, тогда сами разрабатывали приспособления, чтобы стерилизовать, получать дистиллированную воду и готовить инъекционные растворы.

Перечень наград и поощрений коллектива поезда за безупречную службу. Из личного архива Людмилы Смирновой

© Наталия Казаковцева/ТАСС

Начальник аптеки поезда, фармацевт Анастасия Беляева из-за нехватки медикаментов предложила заготавливать летом лекарственные травы на стоянках — все инфузы, настойки, отвары для дополнительного лечения делали сами в поезде, а излишки также продавали и выручали деньги.

"На вынужденных, иногда длительных стоянках заготавливали корма для ближайших совхозов, косили сено, а совхозы рассчитывались деньгами или продуктами. Так насобирали в помощь фронту и перевели в фонд обороны 23 175 рублей облигациями и 21 912 рублей деньгами.

Эта информация дошла до Сталина, и из Кремля пришла телеграмма: "Благодарность начальнику ВСП-312 майору медслужбы Даничеву, заместителю начальника по политчасти старшему лейтенанту Махонину, парторгу капитану интендантской службы Порохину — передайте офицерскому, сержантскому, рядовому и вольнонаемному составу военно-санитарного поезда 312, собравшему помощь в фонд Красной Армии, мой боевой привет и благодарность. Тов. И.В. Сталин", — зачитывает Смирнова.

Безостановочная экипировка поначалу вызывала удивление у начальников вокзалов, железных дорог, где поезд должен был стоять в очереди.

"Был такой случай: прибыли в Тбилиси, разгрузили раненых и через два часа попросили зеленый свет. Этому не поверили — не выдано ни топливо, ни белье, ничего, как вы можете ехать в обратную дорогу? Тогда комиссия пришла в поезд, и его начальник Даничев ответил: на станциях не просит ничего. Комиссия досконально изучила организацию экипировки и поезда в целом, выдала положительное заключение", — говорит Смирнова.

Текущие ремонты поезда тоже делали сами — красили вагоны внутри и снаружи, стеклили рамы, утепляли вагоны, ремонтировали крыши и водопроводную сеть. Санитарное состояние поезда было безукоризненное. Рукодельницы — сандружинницы и медсестры — вышивали на простынях и салфетках, чтобы раненые чувствовали себя как дома. Физиоотделение появилось после того, как на станциях купили ванны, с собой дополнительно возили цистерну на две тонны воды, грязи брали по пути на Кавказ, заготавливали торф для топлива и физиолечения.

Паровоз с двумя вагонами военно-санитарного поезда, установленный на перроне в Череповце

© Пресс-служба мэрии Череповца

"Нужно было добиться условий в поезде, как в стационарном лечебном учреждении. Знания по этой части имел начальник поезда. Даничев говорил, что можно сделать, и коллектив вместе с отцом это делал. Это было настоящие содружество", — говорит Смирнова.

Уже в 1942 году поезду 312 вручили переходящее Красное знамя как лучшему санитарному поезду. Это звание коллектив не утратил до конца войны. Знамя хранилось на выставке в Москве до 1953 года, потом было передано в Военно-медицинский музей, где находится и сейчас.

Сейчас музей закрыт для посетителей, но музейные сотрудники продолжают работу, проекты, реставрационные работы с соблюдением всех санитарных мер.

Наталия Казаковцева

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.