|
|||
Скорость движения по трассеСтр 1 из 3Следующая ⇒ Скорость движения по трассе Средняя скорость движения спортсмена-ориентировщика по трассе соревнований зависит от его физической, технической и тактической подготовки, характера местности, точности карты и некоторых других условий. Различают эффективную и фактическую скорости. Под эффективной понимают ту, с которой спортсмен должен был бы преодолевать путь по прямым между КП, чтобы достичь финиша за время, соответствующее его результату по протоколу. Фактическая скорость - та, с которой спортсмен продвигается по своему истинному пути. Чем меньше коэффициент увеличения пути, чем меньше ошибок допустил ориентировщик на трассе, тем ближе будут эти скорости. Время, затраченное на прохождение дистанции, можно разделить на три составляющие: время истинного перемещения по трассе (“чистый бег”), время технических остановок (отметки на КП, перекалывание КП на пункте выдачи карт), время на ориентирование. Таким образом, с улучшением физической подготовки, но еще больше с улучшением техники и тактики ориентирования скорость прохождения дистанции увеличивается. По наблюдениям А. Кивистика, мастера спорта, находящиеся в хорошей спортивной форме, затрачивают на бег 95% времени прохождения дистанции. X. Енквист в Швеции получил близкое значение - 97-98%. Эти данные согласуются с результатами табл. 1. Какой должна быть скорость бега во время прохождения дистанции? Ясно, что только при высокой скорости можно рассчитывать на победу. Но каждый ориентировщик знает, что часто бывают моменты, когда голова “отключается”, спортсмен теряет связь карты с местностью, перестает контролировать направление движения, забывает о пройденных ориентирах. В таких случаях говорят: превысил “критическую скорость”. В это определение вкладывают комплексное понятие физической и умственной усталости, хотя в большинстве случаев физическая работоспособность еще остается достаточно высокой. Превышение “критической скорости” может наблюдаться на любом участке дистанции, но чаще во второй половине. Оно может быть следствием перехода спортсмена без снижения скорости бега из участка, сравнительно простого для ориентирования, на участок более сложный, за счет очной борьбы с соперниками, при желании отыграть потерянное время на предыдущих этапах и т.п. По мнению Л. Белякова, явление “критической скорости” физиологически может быть объяснено утомлением мышц при повышении интенсивности их работы до субмаксимальной. Причем, как всегда, первыми сигнализируют об утомлении нервные клетки, которым не хватает полноценного питания. Отсюда и замедленные реакции спортсмена на внешние воздействия. Кроме того, согласно принципу доминанты, при интенсивном беге двигательные центры испытывают сильное возбуждение, отчего тормозятся остальные центры: организм отдает все для бега. Требуются замедление, даже остановка, и некоторое волевое усилие, чтобы образовалась новая доминанта, связанная отрешением тактических и технических задач ориентирования. Это одна из самых трудных задач в воспитании ориентировщика - научить переключать внимание на наиболее важный процесс деятельности, распределять внимание сразу на несколько разнородных объектов. Один из признаков усталости - желание почаще заглядывать в карту. Чтение ее становится поверхностным, отсутствует запоминание. В такие моменты рекомендуется взять себя в руки, отдавать личные приказы, сменить темп бега или хотя бы изменить длину шага. Можно воспользоваться “подкормкой” - кусочком сахару или глотком жидкой питательной смеси. Спортсмен все время должен проверять себя на понимание ситуации и сохранять скорость где-то на грани между “понимаю” и “не понимаю”. Конечно, можно было бы пройти всю дистанцию на пониженной скорости, что гарантировало бы от ошибок (если ориентировщику хватает технического мастерства двигаться безошибочно), и даже показать неплохой результат. Но нас всегда интересуют крайние случаи: пройти хорошо, очень хорошо и даже еще лучше - на грани своих возможностей. Поэтому и двигаться надо вблизи грани, отделяющей скорость безошибочного движения от скорости, которую способен развить спортсмен. Как почувствовать эту незримую грань во время соревнования? Во-первых, такое чувство дается опытом, его можно отрабатывать на тренировках, чтобы хотя бы грубо различать сложный и простой участки и чувствовать соответствующую скорость. Во-вторых, более точное приближение к упомянутой грани можно осуществлять в движении, непосредственно во время соревнования, мысленно контролируя себя и ситуацию на местности. Скорость бега на трассе - искусство, которым определяется высшее спортивное мастерство. Улучшить физическую подготовку можно, для чего в легкой атлетике и лыжном спорте разработаны надежные программы, методики и рекомендации. Но как до конца реализовать хорошую физическую подготовку в ходе соревнований по ориентированию? Эта проблема содержит еще много нерешенных задач. Некоторые считают, что надо повышать скорость до того момента, когда начинаются небольшие “сбои”, но не допускать возникновения “срывов”. По терминологии, введенной Л. Беляковым, “сбой” - незначительная, практически сразу исправленная ошибка: чуть не побежал неправильным путем, чуть не пропустил ориентир, чуть не ошибся, но сразу откорректировал себя; “срыв” - это совершенная ошибка, повлекшая за собой потерю времени, а иногда и серию новых ошибок. Возможно, пока спортсмен еще не овладел искусством регулировать скорость, ему следует слегка перестраховываться на объективно сложных участках дистанции и обязательно перед КП. Кроме того, нужно выбирать пути, проходящие через крупные, хорошо заметные ориентиры, которые нелегко пропустить даже на большой скорости. Умение отдыхать в ходе соревнований - также один из признаков мастерства. Иногда для снижения истинной скорости бега, когда спортсмен чувствует момент наступления физической усталости, можно, например, вместо “быстрого” обходного пути воспользоваться коротким, хотя и технически более сложным. Наоборот, если устала голова и спортсмен перестает понимать сложный рельеф или ситуацию, можно выбрать обходной вариант пути, где число обращений к карте, подсчет расстояний были бы минимальными. Превышение оптимальной скорости иногда может быть оправдано конкретно сложившейся обстановкой соревнований, например в эстафете на заключительном этапе. Однако, прежде чем выбрать связанный с риском вариант тактики, следует взвесить интересы команды: пройти надежно или рискнуть?
|
|||
|