![]()
|
|||||||
Взятие” контрольных пунктов ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 “Взятие” контрольных пунктов С помощью контрольных пунктов дистанция соревнований по ориентированию подразделяется на несколько этапов. Каждый из них самостоятельный и в то же время связан с другими. Результат спортсмена складывается из времени прохождения отдельных этапов, но каждый из них накладывает свой отпечаток на последующие действия спортсмена. Опытные начальники дистанций располагают контрольные пункты на местности в зависимости от ее рельефа, ландшафта и ситуации таким образом, чтобы проблемы ориентирования оставались перед спортсменами до последнего момента приближения к знаку КП. Контрольный пункт не цель сама по себе, а средство для создания задач ориентирования. Направления прихода и ухода спортсменов в районе контрольных пунктов определяются местоположением знака КП, ближайшими “привязками”, длиной этапа, техническими и тактическими действиями участников. Как правило, на коротких этапах длиной 300-500 м движение осуществляется с небольшим отклонением от прямой, соединяющей контрольные пункты. На средних и длинных этапах эти направления весьма произвольны, о чем свидетельствуют, например, наблюдения А. Кивистика, выполненные у КП 4 мужской дистанции личного чемпионата страны 1973 г. (рис.).
В качестве своеобразного “удлинения” можно рассматривать маркировку, идущую от последнего КП на финиш. Поскольку о ее наличии сообщается в информации службы дистанции, то при подходе к заключительному КП следует вспомнить об этом и прикинуть, нельзя ли воспользоваться этой “ниточкой”.
Не всякий КП удается “удлинить”. Тогда приходится воспользоваться ближайшими привязками в качестве исходной точки для последующего точного движения к КП по азимуту с подсчетом шагов или при подробном сличении карты и местности. В сильнопересеченной местности с большими перепадами высот при прочих равных условиях следует стремиться выходить на КП не снизу, а сверху по склону. Этим обеспечивается лучший обзор местности, облегчаются поиск знака КП и наблюдение за действиями соперников. Взаимное влияние спортсменов в районе КП и на трассе - вопрос сложный. Не поддавайтесь искушению изменить путь, если рядом с вами или поперек вашего маршрута бежит маститый спортсмен. Доведите свой вариант выхода на КП до конца, а если он окажется неудачным, попробуйте разобраться в ошибке сами или с помощью спортсмена, который находился на правильном пути, но за которым вы не последовали. Однако это не означает, что надо абстрагироваться от соперников. Наблюдайте за маневрами других, корректируйте по ним свои действия, приобретайте правильную тактику “взятия” КП. После отметки не задерживайтесь около компостера, не привлекайте других. Лучше всего, если еще на подходах к КП вы наметите, хотя бы грубо, направление движения на следующем этапе. Отметившись на КП, медленно удаляйтесь в нужную сторону. Уважайте себя и соперников, не задавайте им во время соревнований вопросов о дистанции, карте, расположении пунктов, местонахождении спортсменов, стартовавших раньше и позже вас.
|
|||||||
|