|
|||
Действенность таинств. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Действенность таинств. По учению Православной церкви, таинства обретают действенную силу лишь при соединении двух условий. Необходимо правильное совершение их законным иерархически поставленным лицом и внутреннее настроение и расположение христианина к принятию благодати. При отсутствии веры и искреннего желания принять таинство его совершение служит к осуждению. О католическом и протестантском учениях о таинствах.
1. Таинство крещения, достигаемое троекратным погружением в воду во имя Отца и Сына и Святого Духа, после чего человек умирает для плотской жизни и рождается для жизни духовной, было установлено Иисусом Христом, принявшим его от Иоанна Предтечи (Крестителя). Прошедший таинство крещения очищается от первородного греха, связанного с самим фактом рождения человека. При крещении человек получает имя, какое носит святой угодник, считающийся с этого момента его небесным покровителем. После троекратного погружения в воду новокрещенного одевают в белую рубашку, символизирущую чистоту и незапятнанность новорождённой христианской души. Вместе с одеждой надевается нательный крест как символ приобщения к Церкви Христовой.
Крещение - самое первое из христианских таинств, оно знаменует собой вступление верующего в церковь Христа. Его установлению предшествовало, согласно евангелиям, крещение (очистительное погружение в воду) самого Иисуса в Иордане, совершенное Иоанном Предтечей. Во времена послеапостольские уже было принято крещение младенцев. Взрослые приготовлялись к принятию таинства через оглашение (катехизацию). Оглашение обыкновенно продолжалось два года, в течение которых оглашенным сообщалась важнейшая часть христианского учения. Перед Пасхой они вносили свои имена в список крещаемых. Торжественное крещение большого числа верующих совершал епископ. Во времена гонений на христиан местом крещения служили природные водоемы, реки и ручьи. Со времени Константина Великого крещение проходило в баптистериях, специально устроенных бассейнах при храмах. Непосредственно после погружения пресвитер помазывал чело (лоб) крещаемого елеем (оливковым маслом), после чего его облекали в белые одежды, символ обретенной им чистоты и праведности. После крещения в храме причащались Святых Тайн. Тяжелобольных и находящихся в заключении крестили через обливание или окропление. Традиции древней церкви сохраняются в православии и сегодня. Крещение происходит в храме (в особых случая разрешается совершать обряд в доме). Взрослых крестят после наставления в вере (оглашение). Оглашение совершается и при крещении младенцев, а поручителями за их веру выступают восприемники. Крещаемого священник ставит лицом к востоку и произносит молитвы, отгоняющие дьявола. Обращаясь на запад, оглашенный отрекается от сатаны и всех дел его. После отречения он вновь становится лицом к востоку и троекратно выражает желание сочетаться Христу, после чего совершает коленопреклонение. Священник кадит купель с тремя зажженными свечами, вручает свечи восприемникам и освящает воду. После освящения воды освящается елей. Над водой творится знак креста елеем, как символ примирения с Богом. Затем священник изображает знак креста на челе, ушах, руках, ногах, на груди и плечах крещаемого и троекратно погружает его в купель. После купели крещаемый облачается в белые одежды, которые принято сохранять в течение жизни как реликвию. В случае смертельной опасности обряд совершается по сокращенному чину. Если есть опасность смерти младенца, крещение позволяется совершить мирянину. В этом случае оно состоит в троекратном погружении младенца в воду с произнесением слов «Крещается раб Божий во имя Отца Аминь, и Сына Аминь, и Святого Духа Аминь». Имя младенцу предоставляется выбирать его родителям, а взрослые выбирают его себе сами. Если такое право предоставляется священнику, он обязан выбирать имя святого, ближайшего по времени празднования после дня рождения крещаемого.
2. Таинство миропомазания совершается сразу вслед за крещением. Священник крестообразно смазывает миром (ароматическим маслом) лоб для освящения разума; глаза, уши и губы — для служения в правильном выборе праведного пути; руки — для трудовой деятельности; ноги для продолжения того пути, по которому шёл Иисус Христос; грудь – для внутренней крепости души в противостоянии силам зла и искушениям дьявола. Через таинство миропомазания происходит сошествие Святого Духа на душу человека, как он сошел на Иисуса Христа в виде голубя во время крещения. Миропомазание, совершаемое при венчании царей на царство, не является ни особым таинством, ни повторением прежде совершенного. Священное помазание государя означает лишь более высокую степень сообщения даров Святого Духа, необходимых ему для выполнения служения, на которое он призван Богом. Ритуал коронования и миропомазания царя представляет собой торжественное действо, завершаемое введением государя в алтарь, где у престола он принимает причастие как помазанник Божий, покровитель и защитник церкви 3. Таинство покаяния сопровождается исповедью и говением (постом) и представляет собой исповдание грехов в присутствии священника перед крестом и евангелием. По окончании исповеди священник покрывает голову исповедующегося епитрахилью — полотном из набора обязательных облачений священника и читает над кающимся «разрешительную молитву». В момент исповеди человеку прощаются все грехи, что достигается при искренности покаяния. 4. Таинство причащения (или евхаристии) означает приобщение верующего к Христу. В завершающей части литургии хлеб и вино пресуществляются в истинное Тело и Кровь Христа и преподаются для вкушения верующим во освящение души и тела. Принимая Святые Дары, христианин таинственным образом соединяется с самим Христом и делается сопричастным космической церкви. Православная церковь приобщает верующих Святым Тайнам под двумя видами – хлебом и вином. Священник выносит Святые Дары в чаше из алтаря, верующие подходят к нему, крестообразно сложив на груди руки в знак благоговения, и называют свое имя, полученное в крещении. Священник при помощи лжицы (ложечки) подает каждому подходящему частицу Тела и Крови Христа (пресуществленные хлеб и вино). Помогающий ему диакон отирает уста причастника платом. Причастившийся целует чашу и в притворе храма запивает причастие т.н. теплотой (вином, разбавленным теплой водой). В воспоминание братских трапез апостольских времен всем причастникам раздаются частицы просфоры. По окончании службы причастившиеся обязаны прочесть или выслушать читаемые в храме благодарственные молитвы. Церковь допускает к причастию только тех верующих, которые должным образом подготовились постом и покаянием. Особый вид совершения таинства евхаристии – причащение больных, которые по причине тяжелой болезни не могут присутствовать в храме на литургии. В таких случаях церковь посылает причастие на дом, оставляя для больных часть Святых Даров, приготовленных на литургии 5. Таинство священства (по-гречески хиротония) представляет собой иерархическое рукоположение над поставляемым во диакона, пресвитера (священника) и епископа во время литургии. Во время рукоположения поставляемый в сан становится на колени перед алтарем, а двое или более епископов одновременно кладут ему на голову свои руки, призывая благодать Святого Духа. Смысл священства заключается в наделении принявшего возможностью совершения таинств. 6. Таинство венчания (брака) благословляет жениха и невесту на совместную праведную жизнь, рождение и воспитание детей и включает обручение и венчание, которые сейчас проводятся одновременно. Основным требованием к вступающим в брак является принадлежность жениха и невесты к православной церкви, то есть они должны быть крещенными православными людьми. Если один из вступающих в брак не принадлежит к православной церкви, венчание возможно с разрешения епархиального архиерея. Запрещается венчание родственникам (до четвёртого колена), со сторонниками других религий (ислама, буддизма и др.), с некрещеными и убеждёнными атеистами. Не вступают в брак священники и диаконы (их брак совершается до принятия сана) и принявшие монашеские обеты. Православная церковь не допускает повторных браков; если вступающие в брак являются некрещёными и если один из будущих супругов состоит в браке с другим лицом. Для венчания необходимы свидетельство о гражданском браке, новое белое полотенце, золотые (для невесты может быть серебряное) кольца без драгоценных камней, венчальные свечи, парные иконы Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Для совершения венчания необходимо присутствие шаферов (свидетелей) со стороны жениха и невесты: они провожают венчающихся в церковь, а во время венчания держат над их головами венцы. Церковь не поощряет разводов, но допускает их в исключительных случаях — если брак был разрушен грехом прелюбодеяния; если один из супругов пропал без вести или отсутствует в течение длительного времени (трех лет); если один из супругов скончался или в случае отсутствия у супругов детей. 7. Для спасения, кроме непременного соблюдения христианских заповедей, христианин должен перед смертью пройти таинства покаяния, елеосвящения и погребения. Елеосвящение представляет собой таинство, при котором при семикратном помазании тела человека елеем на него спускается Божья благодать. Елеосвящение может совершаться не только над умирающим, но и больным человеком, находящимся в состоянии тяжелого душевного кризиса. После смерти человека совершаются обряды отпевания и панихиды (поются в ночное время). Информация о домашнем задании. Найти в русской литературе описание одного из таинств. Назвать только произведение, автора и главу. Можно присылать в сообщении.
|
|||
|