Критерии сравнения
| Моторная алалия
| Дизартрия
| Задержка речевого развития
| Ранний детский аутизм
| Интеллектуальная недостаточность
|
Особенности перинатального развития
| Воспалительные или алиментарно-трофические обменные патологии, энцефалиты, менингиты, ранние травмы мозга (в т.ч.родовые), асфиксия, соматические заболевания, вызывающие истощение ЦНС, частые заболевания верхних дыхательных путей
| Асфиксия, родовая травма, поражения ЦНС при гемолитической болезни, заболевания нервной системы, ЧМТ, нарушение мозгового кровообращения, пороки развития нервной системы.
| Минимальная мозговая дисфункция, преждевременные, длительные роды, кесарево сечение, роды незрелым, но доношенным плодом, асфиксия, раннее искусственное вскармливание, неблагоприятные социальные факторы. Чаще встречается при повторной беременности, чем при первой; поздняя беременность
| Причины мало изучены, предположительно: особая комбинация генов родителей,
нарушение внутриутробного развития (патология строения плаценты). Психическое развитие большинства детей патологично с самого рождения. В грудном возрасте отмечается патология вегетативных функций и ряда витальных адаптивных механизмов.
| Различные вредности в период беременности, внутриутробные инфекции, прием медикаментозных средств, др; родовая травма, асфиксия, длительный безводный период, затяжные роды, роды с ручным пособием др.
При наследственной форме – без особенностей.
|
Состояние общей и мелкой моторики
| Неврологические симптомы двигательных расстройств (спастичность, паретичность мышц и мышечных групп, возможны синкинезии и гиперкинезы, ручная апраксия, нарушения осанки и походки, координации движений, статического равновесия - у 50 % детей) Гиперактивность или заторможенность. Левшество.
| Симптомы двигательных расстройств выражены в различной степени в зависимости от места и степени локализации поражения (формы дизартрии)
|
Обычно без проявлений неврологической симптоматики
| Ранний дизонтогенез двигательной сферы: неуверенность ходьбы, слабая дифференцированность тонкой моторики, плохое овладение навыками сомообслуживания.
Выраженная моторная неловкость.
|
Выраженные нарушения моторной сферы не являются обязательным сопутствующим явлением. При этом развитие моторики
протекает замедленно недифференцированно, отмечается неточный кинестетический контроль.
|
Темп овладения речью
| Темп овладения речью замедленный,
вероятность самокомпенсации низкая
| Темп овладения смысловой стороной речи не нарушен
| Темп замедленный, может наблюдаться скачкообразность. Высокая вероятность самокомпенсации.
| Неравномерный, с периодами речевого мутизма; часто опережающий. В период раннего детства у детей отмечается слабость артикуляции, склонность к вербальным стереотипиям.
| Замедленное овладение всеми подсистемами языка, несформированность всех операций речевой деятельности: слабость мотивации, нарушение программирования речевой деятельности и т.д.
|
Восприятие речи, коммуникативные навыки
| Сохранно.
Стремление к общению, однако используются неречевые средства: жесты, мимика.
| Сохранно. Сформированность коммуникативных навыков зависит от степени выраженности дизартрии.
| Сохранно
| Нарушение формирования как активного, так и пассивного речевого контакта. Признаки снижения энергетического потенциала (вялость, безынициативность, отсутствие любознательности).
Психопатологические симптомы, фобии, непредвиденные реакции. Отсутствие адекватного контакта с детьми.
| Нарушение формирования коммуникативных навыков
по причине недоразвития познавательной деятельности (слабость речевых контактов, незрелость интересов, не разграничивает слова, произносимые окружающими,
снижение потребности в
речевом общении).
|
Импрессивная речь
| Нарушение понимания значений, выраженных морфологическими элементами слов, затруднено понимание слов, сходных по звуковому составу
| Не имеет выраженных нарушений
| Хорошо понимает обращенную речь
| Понимание речи не нарушено. Отмечается эхолалия
| Выраженные нарушения на уровне слова, предложения, грамматических форм слов, текстов. Отмечается эхолалия.
|
Звукопроизношение
| При кинетич.ф.: возможно спонтанное формирования большинства артикулем, трудности комбинирования отдельных элементов речи (даже простых в артикуляторном отношении) в единое целое; при кинестетич.ф.: затруднено формирование артикулем
| Нарушение формирования артикулемы
Как правило, нарушения однотипны, постоянны (правильные варианты искаженных звуков встречаются редко)
| Отставание формирования артикулем от условного эталона детской речи по эпикризным срокам
| Отставание в формировании артикулем не отмечается, часто речь соответствует фонетическим нормам с опережением
| Нарушение формирования артикулем. Отмечается большое количество замен (трудность тонкой моторной дифференциации,
несформированность операций слухового и кинестетического контроля).
|
Слоговая структура слова
| Выраженные нарушения в усвоении количества, последовательности слогов в слове.
Искажение ритмического рисунка слова, скандированность, паузирование, изменение мелодики слова
| При корковой форме - ограничены возможности к воспроизведению слоговой структуры слов
| Трудности воспроизведения многосложных слов, редко встречающихся в речи ребенка
| Без особенностей
| Отмечаются нарушения слоговой структуры слова
|
Активный словарный запас
| Затруднено формирование полноценных лексем, длительное использование аморфных слов-корней, звукоподражаний, звуковых комплексов. Затруднения в дифференцированном использовании лексических значений, овладении лексемами обобщенного, неконкретного значения
| Соответствует возрасту
| Обогащение активного словаря происходит в соответствии с онтогенетическими принципами, однако неравномерно, волнообразно или скачкообразно
| Отсутствие личного местоимения «я», диапазон м.б широким: от скудного словаря до значительного опережения возрастных норм. Значительное запаздывание появления слов «мама», «папа». Использование лексических штампов, неадекватных возрасту и ситуации общения.
| Длительное время сохраняется отсутствие точной предметной соотнесенности, выраженные затруднения в овладении лексемами отвлеченного, обобщенного характера.
Преобладающим в структуре системного речевого нарушения является семантический дефект.
|
Грамматический строй речи
| Синтаксическая система языка формируется с трудом, нарушения выражены резко. Длительное использование стереотипных, однословных предложений, при усложнении синтаксич. стр-ры нарушение порядка, пропуски слов в предложениях.
Выраженные затруднения в усвоении морфологических явлений языка: овладении навыками словоизменения и словообразования (использование слов в нулевой форме, ограниченное количество прилагательных).
| Соответствует возрасту
| Происходит постепенное и последовательное усложнение синтаксической структуры предложений, однако наблюдается некоторое отставание по эпикризным срокам.
Полноценное овладение морфологической системой языка
| Характерная неравномерность интеллектуальной деятельности: при богатом запасе слов – невозможность последовательно изложить содержание простого рассказа.
| Несформированность синтаксических структур предложения. Аграмматизмы. Трудности выполнения заданий, требующих грамматических обобщений.
Несформированность динамического речевого стереотипа.
|
Навыки самостоятельного связного высказывания
|
Грубо нарушено. Ребенок не может установить элементарные причинно-следственные и временные отношения
|
Соответствует возрасту
| Отстает от нормы объем речевых навыков, но они способны формироваться в условиях свободного общения.
| Отсутствие способности к развернутому изложению.
При формировании навыка -использование речевых штампов, отклонение от основной темы высказывания, воспроизведение ассоциаций, др.
| Высказывания малоразвернуты, в них нарушена логическая последовательность, нет единой целостности высказывания. Ребенок не ориентируется на слушателя, воспроизводит фрагменты в порядке их припоминания.
Фрагментарность предложения с пропуском подлежащего, либо сказуемого, либо и подлежащего, и сказуемого.
|