Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тематическая экскурсия по выставке в Музее истории образования



Тематическая экскурсия по выставке в Музее истории образования

«Судьбы, опаленные войной».

Посвящена 70-ию Победы и составлена по материалам музея.

Из книги Т.Дроздовой «Свет. Образ. Знак». (авторские права защищены).

 

 «Свидетельствуют документы», так называется раздел выставки, в котором представлены личные вещи Николая Кузнецова, выпускника ж.д.школы №11(70), командира танка, погибшего в первый год войны. Здесь же представлены: похвальный лист механика авиационного звена гвардии старшины Богданова Леонида Кирилловича; сержанта – авиатехника в годы Великой Отечественной войны, кавалера ордена Красной Звезды, в будущем - музыкального работника Дома пионеров. На стенде можно увидеть солдатские треугольники, фотографии, удостоверения, в том числе Удостоверение Долганова Александра Ивановичаот 18. 04. 1943 г. о прохождении службы в Красной армии в должности комсорга роты для получения льгот. На снимке 3 брата: Иван, Александр и Петр, ученики ж.д. школы № 11, погибшие на фронте в первые годы войны.

Записная книжка военных лет - дар музею Орехова Анатолия Васильевича, Заслуженного учителя школы РСФСР, передано 11 июля 1996 г., хронологические записи с 20 июля 1941 г. по 25 января 1942 г., адреса, рабочие записи.

На выставке можно увидеть редкие экспонаты:

- Комсомольский билет № 17620193 бойца Орехова А. В.(30 января 1943 год);

-Грамота старшине Власову Александру Яковлевичу от 1945 года;

-диктант для учеников 7-го класса «Налет на вражеский штаб», переданный методистами Булынинской школы в Музей.

В музее хранятся газеты военных лет, повествующие о военных буднях страны периода с 1943 по 1947 годы:

 - газета «Правда» от 3 сентября 1947 г. (из личного фонда Кудрявцевой О. В.);

- газета «Правда» от 28 июня 1945 г. (из фонда Гороно);

- газета «Правда» от 6 июля 1945 г. (из личного фонда Андреевой Н. Л., учителя истории 49 ж\д);

- газета «Правда» от 6 мая 1945 г. (из фонда Гороно);

- газета «Правда» от 17 июня 1945 г. (из фонда Гороно);

- газета «Правда» от 5 мая 1945 г. (из фонда Гороно);

- газета «На страже Родины» - от 27 июля 1944 г.,в одной из них была опубликована статья о подвиге разведчика Орехова.

Интересный материал об освобождении города Великие Луки в 1943 году был опубликован в газете «Великолукская правда» за 1943 год.

Раздел « Город помнит военные дни» представляет редкие фотодокументы из жизни города в военный период. На снимках  мы видим разрушенный город после освобождения в январе 1943 года, бой за освобождение здания школы № 14 (ныне № 5), декабрь 1942, здание школы №1 после войны (впоследствии Учительский институт, переведенный из г. Торопец, здание Педагогического техникума (ныне СОШ.№ 8), 1944 г. Эти и другие документы можно увидеть на выставке.

Раздел « Ведущие в школе - ведущие в бою» представляет людей, ведущих за собой всю школу и всю систему народного образования в те грозные годы, будь то заведующий Облоно или директор школы.

Добрые традиции в сфере народного образования были заложены с момента освобождения города от фашистских захватчиков и образования Великолукской области (1944 г.) и позже продолжены после включения города в Псковскую область (1957 год). Руководителями и организаторами восстановления материальной базы народного образования и совершенствования процесса обучении были тогда бывшие фронтовики, испытавшие все тяготы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.

Рассказ начинается с Марго Владимира Иванович а/1913-1977 гг./, командира  пятой Калининской партизанской бригады в годы Великой Отечественной войны, кавалера ордена Ленина, орденов Отечественной войны 1 степени, Кутузова 3 степени. С 1945 по 1949 год – заведующего Великолукским Облоно, а с 1964 по 1977 год – ректора Великолукского пединститута, директора Великолукского филиала Ленинградского института физкультуры, старшего преподавателя политэкономии сельхозинститута.

Одной из героических фигур города является Федор Иванович Гусев. Он родился в 1910 году в деревне Трасне Зарайского района Московской области в семье рабочего текстильной фабрики. После окончания ФЗУ занимался на вечерних курсах по подготовке учителей начальных классов.

Педагогическую деятельность начал в 1930 году. В 1931 г. вступил в ряды КПСС. В 1934 году, окончив Калининский государственный педагогический институт, находился в рядах Красной Армии. В 1935 г. трудился учителем физики в школе № 7 г. Великие Луки. Затем работал завучем средней школы №12, а с 1939 по 1941 годы- директором великолукской средней школы № 1.

В годы Великой Отечественной войны с 1941 по 1943 гг. служил командиром отдельной автороты штаба 34-й армии Северо -западного фронта. С 1943 по 1946 год учился в военно-транспортной академии. В 1946 году Федор Иванович был демобилизован из рядов Советской Армии как специалист народного хозяйства.

В 1947 г. возвратился в город Великие Луки и был назначен на должность заведующего Великолукским Гороно. И в дальнейшем всю свою трудовую деятельность он посвятил развитию народного образования в нашем городе.

Образованность, широкая эрудиция — вот отличительные черты| Ф. И. Гусева — педагога. Физик по специальности, он широко был осведомлен в области всех наук и знаний. Философия, политэкономия, литература, искусство, точные науки — все было предметом познания и страсти.

Он прекрасно владел устным и письменным словом. Его доклады, статьи на педагогические темы отличались научностью, новизной постановки вопроса, логикой мысли, безукоризненностью стиля.

На индивидуальную работу с учащимися он постоянно нацеливал коллектив школы Ф. И. Гусев не допускал мысли о второгодничестве, видел в нем страшнейшее зло в педагогическом процессе. Человек долга и высокой гражданственности, безукоризненной честности и порядочности –так отзываются о нем все, знавшие его.

Среди документов, выложенных на витрине стенда  в музее «Ведущие за собой» — «Удостоверение № 16», выданное 10 марта 1961 года Богданову Николаю Николаевичу о том, что он назначен на должность Зав. отделом народного образования горисполкома.

Николай Николаевич Богданов родился в 1916 году в г. Великие Луки в семье рабочего. С 18 лет он стал работать слесарем паровозоремонтного завода, затем учился на рабфаке ЛИИЖТа .После окончания учебы работал старшим счетоводом артели «Мебельщик Окрлесохимсоюза».

В 1938 году поступил на курсы преподавателей истории при Калининском Облоно. Педагогическую деятельность начал с 1939 г. в качестве учителя истории в средней школе №1 г.Великие Луки.

В годы Великой Отечественной войны Богданов с 1941 ни 1945 год служил в танковых войсках, участвовал в боях под Старой Руссой, Демьянском, при освобождении Польши.

После демобилизации в 1946 году он возвратился в свои родной город и дальнейшую трудовую деятельность посвятил развитию народного образования в нашем городе и области. Сначала он работал в должности инспектора по школам рабочей молодежи Великолукского Гороно, затем был назначен заведующим сектором кадров Великолукского Облоно.

С 1954 по 1962 год руководил городским отделом народного образования, с 1962 по 1976 год работал директором средней школы № 1. С 1944 года - член КПСС.

За мужество и отвагу, проявленные в годы Великой Отечественной войны, Богданов Н. Н. награжден орденом Отечественной войны I степени, многими медалями. В мирное время отмечен значком «Отличник народного просвещения», почетными грамотами Президиума Верховного Совета РСФСР, Министерства просвещения, высшей школы и научных учреждений.

С первого до последнего дня Николай Николаевич  воевал на фронтах|

Великой Отечественной войны в самых тяжелых и кровопролитных боях.

Пережитое навсегда осталось в его памяти: трагедия отступления и окружения,  бои с превосходящими силами противника, потери боевых друзей и товарищей, тяжелые ранения.

Всегда с болью в сердце он вспоминал о том, как он и его боевые друзья, голодные, опухшие, плохо одетые выходили из окружения под Старой Руссой, как горели в танке и чудом спаслись.

Это человек, с которого можно писать биографию нашей страны. И такая же доблесть в труде. Более 25 лет на руководящей работе в органах народного образования. Какой это нелегкий труд! К тому же в городе, который возрождался из руин и пепла. Николай Николаевич всегда щедро делился опытом своей работы и с учителями, и с руководителями школ, и в масштабах всей республики.

Коллегам запомнилось, с каким воодушевлением говорил он, возвратившись из Москвы с семинара, как восприняли в столице опыт работы наших великолукских школ по решению одной из важнейших педагогических проблем — преодолению второгодничества.

Горение в работе, творческий подход к делу чувствовался и в организации отдыха, досуга учителей. Прекрасный учительский хор, танцевальный ансамбль, чтецы и декламаторы были гордостью коллектива. И все это в немалой степени исходило от творческой активности и окрыленности руководителя — Богданова Николая Николаевича.

14 лет возглавлял Николай Николаевич педагогический коллектив средней школы № 1. Он был глубоко уважаемым и любимым руководителем. Сколько  ярких страниц вписано в историю школы за время его руководства. Сколько педагогической изобретательности, инициативы. Школа № 1 в эти годы — самая приоритетная и солидная школа.

Прочными и глубокими знаниями отличались выпускники школы № 1 в эти годы, завоевывая призовые места на курсах, олимпиадах, соревнованиях.

Душу и сердце вложил Николай Николаевич в создание краеведческого музея в школе. Вместе с Заслуженной учительницей школы РСФСР Валентиной Николаевной Дмитриевой они создали единственный в области музей, в котором отражена не только замечательная история школы, но и история народного образования в нашем городе .

Тепло и проникновенно говорят о нем учителя, работавшие с ним в эти годы. — «Самые добрые чувства остались от общения с ним», — говорила Мария Николаевна Дмитриевна.

«Человек незаурядного ума и доброго сердца, таким он навсегда остался в нашей памяти», — вспоминала  Екатерина Михайловна Морозова.

Николай Николаевич — подлинный мастер педагогического труда. Каждый его урок — это глубокая логика в сочетании с полетом мысли, это правда жизни, урок, которой он получил в трудные годы своей нелегкой юности. Многому можно было научиться на его уроке, и прежде всего — высокой гражданственности.

На снимке, расположенном на стенде «Ведущие в школе- ведущие в бою» посетители видят строгую женщину в накинутой на плечи белой пуховой шали, выступающую на учительском совещании. Кто не знает эту скромную обаятельную женщину, тот не может ее представить отважным защитником своей земли, фронтовиком, награжденным многими орденами и медалями.

Вастенкова Ольга Ильинична, ветеран Великой Отечественной войны, родилась в 1922 году в Красногородском район» в с. Синозерье, где проходила граница между РСФСР и Латвией.

В 1939 году Ольга Ильинична вступила в комсомол и вместе с другими учениками средней школы сооружала пограничные полосы. После окончания в 1940 году курсов при Идрицком пед. училище, под влиянием учителей, начала свою педагогическую деятельность в Пушкиногорском районе в Исской начальной школе. Накануне войны Ольга Ильинична решила поступить в  Ржевский учительский институт, но ее планам не суждено било осуществиться. Началась война. Из Ржева домой возвращались  уже под бомбежками. 3 июля в Красногородск вступили немцы, но она успела покинуть город и дошла до Калинина, где стала работать на Теблишском льнозаводе. Но через месяц в Калинин пришли немцы, и Ольга Ильинична вместе с другими односельчанами погнали колхозный скот до Ярославля, где сдали коров государству. Ольга Ильинична стала работать счетоводом в колхозе, надо было кормить большую семью, так как еще в сентябре на фронте погиб отец Ольги Ильиничны, а позднее в блокадном Ленинграде умер брат.

В мае 1942 года через Мышкинский райком комсомола Ольга Ильинична оформляется на фронт и оказывается в действующей армии, в батальоне, обслуживающем аэродром.

Так и пошла она дорогами войны. Но самое первое потрясающее впечатление у нее оставила освобожденная Калуга, где на центральной площади немцы оставили строй немецких крестов с касками наверху, сделанные из нашей русской березы.

По окончании курсов радистов, она служит в Смоленске, затем участвует в освобождении Минска. За эти бои Ольга Ильинична награждена орденом «Красной Звезды».

В 1943 году, в перерыве между боями, Ольга Ильинична была принята кандидатом в члены КПСС. После полного освобождения Минска, часть, в которой служила Ольга Ильинична, двигалась в сторону Латвии. В районе Западной Двины она была тяжело ранена. Вначале полевой госпиталь, затем эвакогоспиталь в Смоленске и, наконец, госпиталь в Москве. А в октябре 1944 года она покинула госпиталь со справкой, в которой значилось «ограниченно годна к военной службе». И так как война уже шла к концу, Ольгу Ильиничну комиссовали и предложили остаться в Москве на учебу. Но тоска по родным местам оказалась сильнее желания остаться в Москве. И она добилась через Министерство, чтобы ее направили в Великие Луки, откуда переехала в Красногородск, где работала учителем, директором школы, инспектором РОНО, заведующей РОНО. Ее избирают первым секретарем райкома партии.

С 1954 по 1958 год Ольга Ильинична - слушательница высшей партийной школы при ЦК КПСС, по окончании которой ее ждет работа в партийных советских органах: в аппарате Псковского ОК КПСС, председателем Усть-Долысского райисполкома, позднее (после ликвидации Усть-Долысского района) вторым секретарем Великолукского райкома партии. А когда было принято постановление ЦК КПСС о том, чтобы в сельских райкомах работали специалисты сельского хозяйства, ей предложили снова работать в Псковском обкоме партии, но Ольга Ильинична попросила оставить ее в Великих Луках. И с 1960 по 1970 год Ольгa Ильинична — директор школы-интерната № 1.

Выпускники интерната, ее бывшая ученица Клыкова Фаина Андреевна с благодарностью вспоминают годы учебы в интернате. С 1970 года до ухода на заслуженный отдых Ольга Ильинична работает в аппарате ГОРОНО, из них 10 лет — заведующей.

Много сил и энергии в этот период было потрачено на осуществление в городе среднего всеобуча, школы города стали центрами воспитательной работы в микрорайонах, были сделаны пристройки к школам № 4, 5, 9, 10, а также построена новая школа № 7.

На протяжении ряда лет она была депутатом районного и городского советов депутатов трудящихся, членом Обкома и райкома КПСС, членом горкома Профсоюза. Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», медалью «В ознаменование 100-летия со дня рождения Ленина», «Отличник народного образования».

Особо хочется сказать о Колоде Иване Яковлевиче.

В Музее истории образования хранится редкая фотография о вручении прорабом Барановым ключа от школы № 2.  История этого фото представляет значительный интерес.2 августа 1969 г. началось строительство школы № 2, а 30 августа 1970 над входом школы появился транспорант «Добро пожаловать».

Из воспоминаний прораба Баранова мы узнаем: место, предназначенное для строительства школы № 2 — торфяное болото, где глубина залегания торфа отдельными местами достигала до 10 м. Бригада, которая занималась строительством школы, работала ежедневно. Большая заслуга в строительстве школы пpopaбов Королева, Баранова, Левиной.

Много хлопот пришлось на долю директора школы Колоды Ивана Яковлевича. 1 сентября 1970 г. на торжественной линейке хозяевам школы был вручен символический ключ.

Иван Яковлевич Колода, учитель физики, директор школы № 2, решал много жизненных задач в стенах родной школы. И мало кто знал, что за решение одной задачи в мае 1945 года старший сержант взвода разведки 206-го гвардейского Краснознаменного полка Иван Колода был награжден орденом Славы II степени. А задача состояла в добыче «языка» в штаб армии. Это бы им в конце его боевого пути, который пролегал от Днепра до Берлина.

Сегодня в Музее истории образования хранятся редкие вещи, принадлежащие директору школы № 2 Колоде И. Я.: автобиография, анкета участника войны, фотографии из личного архива, статьи из газет, бланки предвыборных компаний, приказы о награждении боевыми наградами Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза И. В. Сталина, личные вещи, альбомы школы № 2.

Иван Яковлевич Колода родился в мае 1923 года. Десятиклассников, окончивших школу в 1941 году, принято  называть выпускниками «Огненного выпуска», так как многие из них получали аттестат зрелости на выпускных школьных вечерах, в момент нападения фашистской Германии на нашу Родину.

Иван Яковлевич окончил 10 классов Еремеевской средней школы в 1941 году в Черкасской области. С началом войны он оказался на оккупированной территории и стал участником подпольной группы села Еремеевка. После освобождения территории Иван Яковлевич уходит на фронт с нашими войсками  в качестве разведчика, затем командира отделения.

Войну закончил помощником командира взвода разведки в звании «старшего сержанта». Первую медаль «За отвагу» Иван Яковлевич получил за бой на Украине. А за взятие «языка» в Бессарабии он был награжден орденом «Отечественной войны» II степени. За успешные боевые действия и проявленную храбрость в Ясско-Кишиневской операции Иван Яковлевич был награжден Орденом Славы III степени.

В1944 году Советская Армия выполняла интернациональный долг. 69 стрелковая Краснознаменная дивизия участвовала в освобождении Румынии, Венгрии. Когда часть заняла оборону под Секешфехерваром, возобновилась активная работа разведки.

За операцию взятия Секешфехервара все разведчики были награждены орденами и медалями. Иван Яковлевич удостоен Ордена Славы II степени. Далее фронтовые дороги в Австрию. Предписан из Австрии в 1944 г. в Западную Белоруссию в составе 69 стрелковой дивизии (в г. Вилейка Молодеченской обл.). В марте  1947 г. демобилизуется из советской армии и остается работать в г. Вилейка зав. культпросветотделом исполкома горсовета. В 1947 г. поступает в Молодеченский учительский институт, который заканчивает в 1949 году. И сразу же направляется директором Баровской семилетней школы и секретарем создаваемой территориальной парторганизации для проведения политико-массовой работы в период коллективизации с/х западных районов Белоруссии и ликвидации банд, состоящих из пособников фашистских оккупантов и др. антисоветских элементов. В 1953 г. по состоянию здоровья уезжает из Белоруссии в г. Великие Луки и переходит на учительскую работу в школу № 2. В 1957 г. заканчивает В-Лукский пединститут и с 1959 по 1963 г. работает завучем ж/д школы № 70. С 1963 г. работает директором школы № 2 в течении 20-ти лет. Позднее он был выбран председателем президиума городского совета ветеранов и баллотировался в депутаты городской Думы.

В одной из анкет, хранящихся в музее, на вопрос уч-ся «Каким ему видится будущее школы № 2?», он отвечает: «В связи с тем, что с каждым годом возрастает количество учеников, школа расширится. Начнется пристройка еще одного корпуса, в 1980 году планируется закладка спортивного комплекса с бассейном. Актовый зал будет заложен отдельно». К сожалению, мечты Ивана Яковлевича пока не сбылись.

За успехи в защите прав ветеранов и активную работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи, Указом Президента РФ в 1995 г. Иван Яковлевич награжден медалью ордена « За заслуги перед Отечеством» II степени. Память об этом человеке бережно хранится в сердцах великолучан.

5 мая 2000 года на здании школы № 2 была установлена мемориальная доска «бывшему директору школы, председателю Городского Совета ветеранов войны Колоде И. Я.» (к годовщине со дня смерти).

В этой же школе с 1960 по 1975 год работал учителем историй Буренков Антон Григорьевич. В течение 8-ми лет он ежегодно избирался секретарем парторганизации школы, 2 года - председателем МК профсоюза. Из личных воспоминаний, хранящихся в архиве Музея, мы читаем, что коллектив школы № 2 отличался слаженностью в работе, трудолюбием и целеустремленностью. Можно сказать, что этой школе повезло на хорошего директора (Колоду И. Я.), зам. директора Шведкову Н. Н. и пионервожатых.

Антон Григорьевич считал (из анкеты):

1. Подготовка учащихся в этой школе стала намного выше, чем до войны, хотя имеют место элементы «процентомании» в работе.

2. Настоятельно необходимо принимать меры по увеличению количества учителей мужчин.

3. Нужно помогать молодым учителям не только путем посещения их уроков, но и приглашать их на уроки завучей и директора.

4. Он был уверен, что придет то время, что руководители школ будут избираться, как избираются руководители партийных и профорганизаций.

5. Хороший учитель немыслим без хорошей библиотеки.

Любовь к книге была отличительной чертой его характера и определила весь жизненный путь. В 1923 году маленький Антон пошел в школу, а в 1934 году окончил Невельский педтехникум. В 1936 г. он поступает на заочное отделение в Калининский пединститут, где перед войной в 1940 г. его принимают в ряды КПСС. Сразу по окончании института в 1941 г. он попадает на Ленинградский фронт в 23-ю армию, в 164-е запасное стрелковое войско, где его назначают парторгом батальона.

За боевые заслуги награжден медалью «За оборону Ленинграда», а также имеет медали: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За трудовую доблесть», «Ветеран труда» (1977 г.). В 1951 г. получает значок «Отличник народного просвещения». В 1475 г. учителя школы № 2 подготовили замечательный вечер по поводу ухода на пенсию Антона Григорьевича, который остался у многих в памяти.

И еще одно имя учителя, защитника Отечества, вспоминают |ребята, переступая порог Музея истории образования.

Левшин Иван Иванович родился в 1910 г. в деревне Тютчево Чаплыгинского района Липецкой области в трудолюбивой крестьянской семье. После окончания семилетки Иван Иванович решил стать учителем и поступил в Раненбургское педучилище. Учился хорошо. В 1926 г. вступил в комсомол. Педучилище окончил досрочно. Будучи студентом педучилища, избирался членом райкома комсомола, а затем заведовал отделом пропаганды и |теоретической учебы при Раненбургском РК ВЛКСМ.

После окончания педучилища Иван Иванович два года работал в школе 1-й ступени г. Раненбурга учителем обществоведения, а потом продолжил свое обучение в Рязанском педагогическом институте на историческом факультете. После расформирования исторического факультета Иван Иванович направляется для продолжения учебы в Калининский государственный пединститут на исторический факультет, который и закончил в 1935 году. Во время учебы в Рязанском институте избирался секретарем комитета комсомола института.

По окончании института Левшин И. И. был направлен в г. В. Луки в образцовую среднюю школу № 1 преподавателем истории. Но через 2 года он переводится директором средней школы № 12 (ныне школа № 4), где и проработал до 1940 года.

В 1940 г. Ивана Ивановича принимают кандидатом в члены КПСС, и он переходит на партийную работу. По совместительству ведет уроки истории в школе № 12.

Началась война. Враг приближался к Великим Лукам. Семья Левшина И. И. эвакуировалась в Калининскую область. По призыву партии в Великих Луках создавалось народное ополчение по защите города от немецких захватчиков. Иван Иванович в первые дни войны вступил в ряды народного ополчения и участвовал в боях по обороне города. Затем он был призван в действующую армию и служил в интендантских войсках по обеспечению армий фронта противохимическими средствами защиты.

Вначале находился в составе 155-й армии Северо-Западного фронта, затем в 22-й армии 2-го Прибалтийского фронта, с боями прошел всю Прибалтику, Белоруссию, Украину и закончил войну в Румынии в звании старшего лейтенанта. За участие в Великой Отечественной войне Иван Иванович награжден многими медалями. В 1943 году Левшин был принят в члены КПСС. В октябре 1945 г. демобилизовался из рядов Советской Армии и приехал к своей семье в Максатихинский район Калининской области. Иван Иванович возвращается к педагогической деятельности. Его назначают директором Кострецкой средней школы Максатихинского района. Его увлечением было создание образцового пришкольного участка. Так при школе был разбит прекрасный фруктовый сад, цветники, учебно-опытный участок.

В Кострецкой средней школе Иван Иванович проработал до 1954 года. Затем он с семьей возвращается в г. В. Луки и назначается директором средней школы № 2. Из воспоминаний Орехова А. В., работавшего в этой школе в то время завучем, мы узнаем, что в основе педагогической практики Левшина И. И. было качество урока, как основной формы учебно-воспитательного процесса.

Опираясь на комсомольскую и пионерскую организации школы, ученическое самоуправление, все учащиеся школы вовлекались в полезные дела: собирали металлолом, макулатуру, разводили кроликов. Но особенное внимание было уделено созданию вокруг школы учебно-опытного участка.

В 1960 году Левшин И. И. после тяжелой болезни ушел на пенсию по инвалидности. В 1965 году Иван Иванович стал работать директором детского парка. До 1970 года он проработал на этой должности.

 Много интересной информации представлено на выставке об учителях-фронтовиках разных школ города.

Среди экспонатов привлекают внимание макеты геометрических фигур. Они изготовлены много лет назад учащимися средней школы № 5 под руководством одного из самых замечательных педагогов, Заслуженного учителя РСФСР, отработавшего в системе образования более 50-ти лет, Петра Ефимовича Эпштейна.

Родившись 2 апреля 1905 г. в поселкеГрозов Белорусской ССР, закончил семилетнюю школу с. Грозов, после чего давал уроки в частной школе, а с 1926г. преподавал арифметику в сельской школе; с 1933 г. работал учителем математики в Невельской школе после окончания БГУ.

С начала войны до 1942 г. находился в эвакуации в Башкирии, с 1942-1945 г.-участник войны.

Его педагогическая деятельность началась еще до войны, но в 1942 году учитель математики Эпштейн стал солдатом. В должности командира вычислительного отделения артиллерийской батареи он прошел с боями Украину, Молдавию, Румынию, Венгрию, принимал участие в разгроме Японии. Среди боевых наград Петра Ефимовича медали «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией», «За победу над Японией».  

В 1946 г. по вызову прибыл в г. Великие Луки, был направлен в школу № 5 учителем математики, где работал до ухода на пенсию в 1970 году. Имеет трудовые награды: «За доблестный труд», «Ветеран труда», более 30 грамот и благодарностей областного и городского уровня. «Заслуженный учитель школы РСФСР(1959 г.), «Отличник народного образования».

Ученики горячо любили этого требовательного, но душевного человека, а математику знали превосходно. Многие выпускники П.Е.Эпштейна блестяще заканчивали ВУЗы и становились учеными, инженерами, военными, педагогами. Кабинет математики школы № 5 считался лучшим в области. При нем действовал математический кружок, заниматься в котором мечтали многие ребята. Ежемесячно выпускалась математическая газета. Работа П. Е. Эпштейна «Мой опыт преподавания математики в 7 — 10 классах» была напечатана в центральном журнале Министерства образования СССР. Признанием заслуг учителя, стало присвоение Петру Ефимовичу Эпштейну звания Заслуженного учителя РСФСР в 1959 году.

В музее находятсяэкспонаты учителя физики школы № 5 – Эпштейн Петра Ефимовича:

- значок «Отличник народного просвещения»;

- медаль «50 лет Вооруженных сил СССР»;

- служебная характеристика на учителя школы № 5

Эпштейн П. Е. от 11. 11. 1949 г.;

- поздравление с присвоением почетного звания Заслуженного

учителя школы РСФСР Эпштейн П. Е от 29. 12. 1959 г.;

- альбом, посвященный Эпштейн П. Е.

(Из личного фонда жены – Эпштейн С. А.)

Всю жизнь Эпштейн собирал книги по математике. Зная это хобби любимого педагога, многие его бывшие ученики посылали Петру Ефимовичу новинки математической литературы. На титульном листе одной из книги имелись следующие строки, посвященные Петру Ефимовичу: «Широкоплеч и невысок, Войдете быстро в светлый класс. Начнется алгебры урок, и вмиг чаруете вы нас. В любых местах большой страны. Будь-mo в тайге, будь-mo в пустыне. Повсюду будем помнить мы всю жизнь родное Ваше имя.» В Музее истории образования ведется планомерная работа по сохранению памяти о Петре Ефимовиче, скончавшемся в 1983 году.

-  материалы об учителе опубликованы в книге заведующей Музеем Дроздовой Т.М. «Свет. Образ. Знак.», а также в местных СМИ в материалах по истории школы.  

На партах в Музее лежат удостоверения на рационализаторское предложение «К внедрению в школьную практику приборов для черчения и физики», а также документ «Единые требования великолукской железнодорожной школы № 70 к учащимся». Здесь же хранится Почетная грамота Комитета по делам искусств при Совете Министров Союза ССР, которой награжден учитель школы № 5 Власов Александр Яковлевич. Учитель, художник, артиллерист. О войне рассказывает неохотно. Может быть от того, что день рождения — 22 июня 1921 года, совпадает с днем начала войны. 18-летний юноша приезжает в Великие Луки и поступает на курсы по подготовке преподавателей физики и математики для неполных средних школ. Война застала его преподавателем Даниловской школы Октябрьского района Калининской области. С июня 1941 года Александр попадает в 20-й запасной Артиллерийский полк в г. Горький, в 1-ю запасную артбригаду. Оттуда его забирают Управляющим делами Отдела Боевой подготовки в Гороховецкий учебный артлагерь в звании сержанта и дают штатную должность майора. Артдивизия занималась обучением и подготовкой в течение 3-х месяцев артиллеристов на фронт. Всего было 5 групп. Но его не устраивала эта работа, и он начал писать рапорт с просьбой отправить на фронт. Только 3-й рапорт был рассмотрен генерал-майором артиллерии Адамовичем, и Александр Яковлевич был определен в 16-ю Отдельную тяжелую минометную бригаду резерва Главного командования. Подобные артчасти хорошо себя зарекомендовали в боях под Варшавой, Белостоком, на участках Белорусского фронта, Сандомирском плацдарме 1-го Украинского фронта. 11 января 1945 года началось всеобщее наступление по Сандомирскому плацдарму, подготовка к прорыву длилась несколько недель, тяжелые минометы наносили огромный ущерб живой силе и технике противника. 9 мая Александр Яковлевич участвовал в освобождении Праги, в числе других героев старшина Власов был награжден медалями «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», «За Победу над Германией», 2-мя орденами Красной Звезды. После окончания войны на основе Приказа о демобилизации специалистов он возвращается в Великие Луки и с 1 января 1946 г. преподает физику в школе № 5. Дальнейшая трудовая деятельность — в школе № 8, школе № 70 ж/д, где он продолжает любимое занятие живописью до самых последних дней.

«Женщина на войне – воин, сестра, мать…» Такими словами мы называем учителей, выпускниц школ, защищавших свою страну. Вот их имена: Кравченко Вера Ивановна, партизанка – разведчица, прошла боевой путь в составе 257-ой стрелковой дивизии и 31курсантской стрелковой бригады, учитель начальных классов в школе № 10 (до войны), затем педагог школы №5,создатель и руководитель школьного музея. В разделе, представляющем учителей-фронтовиков города Великие Луки, хранится редкий документ. Справка. «Я, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант запаса Дьяконов Анатолий Александрович, знаю Веру Ивановну Кравченко, как смелую и отважную партизанку-разведчицу, которая неоднократно с января по май 1942 года доставала разведданные для дивизии и 31-й курсантской стрелковой бригады. Вера Ивановна трижды была проводником нашей дивизии во время окружения и штурма г. Великие Луки. 1966 г. г. Москва. Генерал-лейтенант Герой Советского Союза Дьяконов». Речь идет об учительнице начальных классов, много лет отработавшей в школе № 5, Вере Ивановне Кравченко, ветеране войны и труда, которую в нашем городе все хорошо знают. Вера Ивановна стояла у истока создания школьного Музея, которому уже более 35 лет. В 1964 году под руководством Веры Ивановны в школе № 5 торжественно открылась Комната Боевой Славы. На стендах находились материалы о боях за Великие Луки, о 257-й стрелковой дивизии и 31-й курсантской стрелковой бригаде, с которыми прошла боевой путь сама Вера Ивановна, о великолукских партизанах, о истории школы в годы войны и о многом другом. Комната Боевой Славы сразу же стала центром военно- патриотического воспитания в школе. Учащиеся занимались поисковой работой, вели обширную переписку, встречались с ветеранами войны, посещали места боев и воинские захоронения нашего края. Собранный поисковый материал широко использовался на уроках и во внеклассной работе в школе. Большая дружба связывала следопытов школы с почетными пионерами: генералом Дьяконовым, полковником Филимоненковым, старшим сержантом Смирновым и многими другими героями. Все они неоднократно приезжали в школу. Именно Вера Ивановна впервые открыла имя бывшего ученика школы, Героя Советского Союза Петра Козлова, именно она нашла командира бойцов, освобождавших школу, Аполлинария Смирнова и сына полка Владимира Новикова, тоже участника боев за школу. Уйдя на заслуженный отдых, В. И. Кравченко по-прежнему оказывала помощь школе в военно-патриотическом воспитании.

Дмитриева Мария Николаевна 1921 г. рождения, участница партизанского движения в годы Великой Отечественной войны, награждена медалью «Партизану Отечественной войны» 2 – ой степени. С 1950 по 1979 год учительница истории средней школы №1, Отличник народного просвещения.

Степанова Зинаида Николаевна 1922 г. рождения, заместитель директора по учебно–воспитательной работе школы №1, участница Великой Отечественной войны, Заслуженная учительница РСФСР, учитель СОШ № 1.

Дергачева Дарья Александровна 1923 г. рождения, разведчица 6 – ой Калининской партизанской бригады, кавалер ордена Отечественной войны 2 –ой степени,ветеран педагогического труда, с 1963 по 1978 год – учительница истории и обществоведения школы – интерната № 5, очно – заочной железнодорожной школы, школ №8 и № 4,создала школьный музей партизанской славы в Педагогическом лицее.

Власова Валентина Ивановна,1922 года рождения, с 1943 года до конца войны находилась в действующей армии, закончив Учительский институт, работала в школах города № 5, № 8, №70 ж\д, имеет множество наград: орден Отечественной войны 2-ой степени, медали «За боевые заслуги», «За победу над Германией»; звание «Отличник народного просвещения РСФСР», «Заслуженный учитель школы РСФСР».

Сафонова Мария Ильинична, 1920 г. рождения, участница партизанского движения в составе 6 – ой Калининской партизанской бригады, кавалер ордена Красной Звезды, с 1966 года – директор областной заочной школы.

Носова Зоя Алексеевна, выпускница ж\д школы № 11(70), награждена медалями за трудовые и боевые успехи.

 Последний раздел выставки посвящен учителям – ветеранам войны, работавшим в разных учреждениях образования. Среди них:

Иванов Николай Иванович, который в 1941 году ушел на фронт 17-им юношей. Принимал участие в боевых действиях в составе 41 – ой Гвардейской Корсунско – Дунайской ордена Суворова стрелковой дивизии в Молдавии, Румынии, Югославии, Венгрии на 3-ем Украинском фронте. Награжден Орденом Отечественной войны 1 степени, медалями за участие в боевых действиях. Учитель ИЗО сш\инт № 5,член Союза писателей России.

Свыше 50-ти фамилий прозвучало на вечере в ходе экскурсии. Не все вернулись с войны, не о всех было сказано вслух, но память не исчезает.

И особенно о них хочется говорить в дни Победы, когда они шли дружным строем весенним днем, как на фотографии в 1985 году…

Мало, кто из сферы дополнительного образования в нашем городе мог бы представить в Музей истории образования документ, ныне расположенный на стенде «Подвиг возрождения», свидетельствующий о годах героического служения своему народу, какой представил педагог дополнительного образования Дома Творчества школьников — Богданов Леонид Кириллович: «Служебная характер



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.